Реконструкция Рейхстага Рейхстага является своего рода символом национального покаяния и в то же время знаком возрождения немецкой нации и государства в новых условиях. При этом обращение к имперской эстетике в противовес архитектурным предпочтениям фашистского режима подчеркивает преемственность национальных традиций, а применение новейших форм и конструкций при воссоздании купола демонстрирует современность и устремленность в будущее Германии.
После принятия решения о переезде немецкого парламента в Берлин (31 октября 1991 года) был проведен конкурс на лучший проект по реконструкции здания Рейхстага (1992 год). Жюри были отмечены три архитектора: Брейн, создатель нового голландского парламента (победа в первом туре), Фостер и Калатрава (в первом туре поделили второе место). В окончательном варианте учли все интересные предложения, но работу поручили Фостеру. Было решено сохранить исторический облик фасадов Рейхстага (возведенного в 1894 году по проекту Пауля Валлота в формах неоренессанса), а также воссоздать сгоревший купол и значительно перестроить здание внутри. Общая площадь модернизированного британским архитектором комплекса составляет 12 000 м2. Реконструированный Рейхстаг обустроен для посещения туристами: предусмотрена специальная конструкция купола с внутренними пандусами и выходами, чтобы посетители могли гулять по крыше.
Здание Рейхстага явилось разумным компромиссом между объявленным стремлением к подчеркнуто открытой и демократичной архитектуре и желанием отдельных общественных сил с уважением и пиететом относиться к имперским амбициям страны. Его реконструкция была призвана и удовлетворить различные общественные силы внутри государства, и продемонстрировать миру обновленный образ демократичной Германии. Поэтому концепция Фостера и была принята к исполнению — его идея присовокупить к историческому фасаду ультрасовременные прозрачные конструкции казалась наиболее отвечающей заданным условиям. Однако позже, из-за восприятия здания в общественном сознании, решено было всю «современность» представить в самом куполе и визуально проницаемой кровле. Поэтому идеи слишком смелых отдельно стоящих конструкций перед Рейхстагом, показанных Фостером в победившем конкурсном проекте, все же не были реализованы.
При воплощении фостеровского проекта от исторического здания Пауля Валлота конца XIX века, по существу, остались в неприкосновенности только наружные стены. Все остальное было безжалостно принесено в жертву неукротимому желанию архитектора отразить в постройке новую эру немецкой государственности. Изменился взгляд на концепцию использования Рейхстага. Да, он по-прежнему оставался местом заседаний парламента. Но переставал быть элитарным и закрытым местом принятия немногими избранными важных для страны решений. Теперь в нем предполагались максимальная прозрачность и проницаемость разных внутренних объемов. Новый купол должен был не только символизировать историческую преемственность с прошлым обликом здания, но сознательно проектировался как некий аттракцион, главная функция которого — предоставлять площадку для развлечения туристов. А объектом развлечения в определенной степени становилась работа немецкого парламента. Это звучит несколько цинично, но по сравнению с десятилетиями страхов, абсурдных разделений и ограничений, крайне тяжелых для немецкой нации, политика подчеркнутой открытости и демократичности должна было позволить преодолеть накопившиеся проблемы. А Рейхстаг, как символ обновленной жизни страны, был ориентирован на отражение такой «прозрачности». И проект Фостера как нельзя лучше разрешил поставленную непростую задачу.
В перестроенном варианте здание горизонтально разделено на несколько функциональных зон. Центральным элементом композиции является зал парламентской палаты для пленарных заседаний, который увенчан полупрозрачным куполом 36-метрового диаметра уникальной конструкции. Проектное решение предусматривает в зале и в пространстве самого купола преимущественно естественные освещение и вентиляцию, которая способна эффективно работать даже при большом скоплении людей. Для лучшего распространения света сам купол оснащен системой зеркал, которые придают конструкции кажущиеся прозрачность и невесомость.
Изначально проект предполагал плоскую крышу — навес над зданием по периметру площади, опирающийся на лес тонких колонн. Но это радикально меняло бы привычный облик памятника, который переставал бы восприниматься горожанами как символ вновь обретенного величия и единения страны. Поэтому конкурсная работа была существенно изменена, и в 1999 году свет увидел грандиозный купол из стекла и стали высотой 23,5 метра. Чтобы разглядеть это чудо вблизи, от западного портала Рейхстага туристы поднимаются на крышу на двух больших лифтах. Почти прозрачная серебряная конструкция как бы прорастает над плоской кровлей остальной части здания небольшими уступами. Две круговые рампы спирального вида общей протяженностью 230 метров выводят на смотровую площадку, оборудованную под самой вершиной купола, откуда взору изумленного гостя открывается панорама Берлина.
Главной изюминкой самого здания является возможность не только обозреть окрестности, но и восхититься интересными видами внутри сооружения. Благодаря эффектному замыслу архитектора, гуляя по спиральной дорожке внутри купола, посетители могут разглядывать зал пленарных заседаний, внутренний двор-атриум, а также историческое скульптурное убранство, сохранившееся и восстановленное по периметру кровли. Воронка, состоящая из 360 зеркал, в центре купола раскручивается из зала заседаний и с увеличением высоты расширяется до 16 метров в диаметре. Интересно, что особое покрытие воронки способно не только отражать, но и пропускать свет. А управление этим блестящим великолепием осуществляется специальными компьютерными программами, контролирующими степень чувствительности фильтров. С их помощью, в зависимости от времени года и погоды, регулируется количество света, пропускаемого в пленарный зал. Внутри зеркальной воронки заключена вентиляционная шахта зала. Выходящий из нее воздух пропускается через специальную систему теплообмена, что позволяет снизить расходы энергии на обслуживание здания. В результате становится понятно, что купол и конус представляют собой не только оригинальное архитектурное решение, но и эффективный инженерный узел, делающий постройку более экологичной.
На цокольном и первом этажах модернизированного парламентского здания находятся разнообразные технические помещения и системы жизнеобеспечения, структуры секретариата, переговорные и комнаты для официальных приемов. На уровень первого этажа также выведены входы в зал пленарных заседаний парламентской палаты. А новый промежуточный этаж предназначен исключительно для посетителей. Выше располагается президиум, на третьем этаже — комнаты для работы отдельных парламентских фракций и разнообразных комиссий. Исторические фасады с новым содержанием завершаются кровлей с просторной террасой, которая открыта для публики и дает доступ к видовому ресторану и собственно куполу. Прозрачность купола и части внутренних помещений достигается благодаря современным строительным материалам: легким стальным конструкциям, светочувствительным панелям остекления. Впечатление визуальной легкости усиливает декоративный бетон, а также матово-белый и бежевый природный камень панелей облицовки. Получившийся в результате легкий серебристый оттенок придает массивному зданию цельность и завершенность. Для лучшей ориентации в Рейхстаге используется цветовое решение датского художника Пера Арнольди: двери каждого уровня с разной функцией выкрашены в определенный цвет.
Как и в других работах Фостера, в обновленном Рейхстаге большое значение имеет энергоэффективность. Он оснащен собственной блочной ТЭЦ, функционирующей за счет переработки рапсового масла. Хранение тепла предусмотрено в подземных резервуарах: таким образом в зимний период можно использовать тепло, накопленное летом.
Успех проведенной реконструкции Рейхстага превзошел все ожидания. Сэру Норману Фостеру удалось сохранить исторический вид имперского Рейхстага и одновременно создать помещение для современного парламента демократического государства. Принципы прозрачности и целесообразности, умело соединенные с исторической традицией, позволили органично объединить обновленный Рейхстаг с новыми зданиями правительственного квартала — комплексом зданий Федеральной канцелярии (1997-2001 годы, архитекторы Аксель Шульц и Шарлотта Франк). Сегодня германский бундестаг — самый посещаемый парламент в мире, а место его заседаний является одной из главных туристических достопримечательностей Берлина.