Ратуши в двух провинциальных городах Финляндии Лахти и Йоынсуу являются крупнейшими сооружениями зодчего начала 1910-х годов. Они, пожалуй, стоят вслед по значимости за хельсинкским вокзалом и являются ключевыми в ряду реализованных проектов крупных общественных значимых зданий. Построенные в 1912 и 1914 годах, они воплощают в себе зрелые результаты исканий самостоятельного периода в Финляндии. Поэтому они всегда присутствуют в списке титульных произведений мастера.
Для городов Лахти и Йоынсуу это самые значительные и колоритные сооружения. Они выгодно расположены в градостроительно ответственных и выразительных местах, соразмерны масштабу городов, служат архитектурными ориентирами.
Романтическая монументальность и нордический (северный) колорит сооружений, хотя и не столь масштабных, как столичный вокзал, стилистически позволяют их отнести к национальному романтизму, который пришел к финалу своего существования.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Но в архитектуре ратуш своевременно проявляется и ориентация на нарастающие в художественных процессах 1910-х годов тенденции рационализма, отражающие формирование новых культурных ценностей. Их лаконичным краснокирпичным фасадам с вариациями темы «вертикализма» не откажешь в классицизирующей строгости и практичной простоте, эффектно оттеняющей скупой декор, скульптуру или изумруд меди кровель.
Множество приемов, найденных в предшествующих проектах и отточенных в архитектуре ратуш до великолепного совершенства, отразилось в композиционном сопряжении объемов, пластике фасадов и башен, обработке углов, форме парадных входов, а также в характерном использовании на контрасте гранита, кирпича, металла и черепицы.
Аналогичны им проектируемые раньше, одновременно с ними или позже сооружения с характерной, всякий раз узнаваемой асимметрично расположенной башней: ратуша в Лапперанте (1906, совместно с Гезеллиусом), общественный зал в Котке (1905–1907, совместно с Гезеллиусом), студенческий клуб в Хельсинки (1907), школа в Турку (проект, 1908), церковь Святого Павла в Тарту (1911–1913), ратуши в Ревеле (1912) и Турку (1917) и другие работы 1910-х годов. Куратор выставки работ Сааринена в Москве 1957 года Кюэсти Оландер остроумно заметил, что вряд ли случайностью является то, что все проекты сооружений с симметрично расположенной башней остались на бумаге (Гаагский дворец мира, финляндский сейм, парламент Канберры, дворец Лиги Наций в Женеве), в то время как тип сооружений, подобный лахтинской и йоынсууской ратушам, нашел самое широкое осуществление, в том числе и в Америке.
Линдгрен остро критиковал генеральный план Лахти и его застройку и считал, что при проектировании муниципалитета максимальное внимание надо уделить архитектурному образу, дабы поднять эстетический уровень городской среды в целом. Место для ратуши на возвышенности, на углу улиц Марианкату и Харьюкато, выбрал Линдгрен. И Сааринен согласился с ним. В результате обеспечивался торжественный подход к главному входу ратуши.
Тридцатидвухметровая часовая башня вносит в композицию здания динамизм, в трактовке «тела» башни читается прототип башни хельсинкского вокзала. Высокие крыши, обтекаемые углы главного корпуса, пластическая обработка эркеров и перспективного арочного портала, стрельчатые своды перекрытий с выделением нервюр, модерновый декор интерьеров и мебель — во всем виден творческий почерк Сааринена-романтика.
Заказчики желали, чтобы фасады были оштукатурены, однако Сааринен настоял на своем, и осталась видна обнаженная кирпичная кладка. Как известно, в Швеции и Дании под влиянием движения искусства и ремесел краснокирпичная архитектура получила широкое распространение. Поначалу она не была популярна в Финляндии, но потом эта «мода» нашла свою нишу и здесь.
Ратуша в Лахти строилась всего год (1911–1912), что отрицательно отразилось в дальнейшем на ее техническом состоянии. Офисные помещения быстро разрослись, и уже в 1934 году потребовалось расширение здания. Новый корпус, замкнувший ранее полуоткрытый прямоугольный дворик, спроектировал главный архитектор города К. Кёнёнен, в свое время работавший под началом Сааринена в Виттреске. Увеличить полезную площадь здания не стало проблемой, так как Сааринен заложил в проект возможность такого расширения. Ратуша был повреждена в 1918 и в 1939 годах при обстрелах, а в 1981 году — при пожаре. Реставрацией занимался архитектор С. Пейвяприне, и это были первые восстановительные работы на саариненских объектах 1910-х годов, которые были признаны образцовыми. Здание и сегодня прекрасно вписывается в городскую панораму. Управление города располагается в нем поныне. На главном фасаде ратуши установлена памятная доска автору сооружения.
Еще более романтичной предстает ратуша в Йоынсуу. Ее объем решен в виде средневековой крепости с угловыми оборонительными башнями, роль которых исполняют глухие цилиндрические объемы лестничных клеток и рекреаций на всю высоту четырехэтажного объема, прорезанные узкими щелями окон (тема «ветикализма»). Четыре корпуса замыкают внутренний квадратный дворик, который хорошо просматривается из окружающих помещений. Тридцатисемиметровая часовая башня располагается на углу, сочленяя два корпуса.
В ней прорезан один из двух главных входов, по оси которого размещен изящный, слегка выступающий по дуге эркер. Углы здания как бы «оплавлены» за счет фигурного кирпича, а глухие башни имеют чуть заметное гранение и строенные прорези окон.
Яркую индивидуальность зданию придают ряд реалистических полнофигурных статуй одинаково застывших атлетов из цемента, венчающие плоские пилоны главного фасада, и эффектные на фоне краснокирпичной стены. Это один из любимых приемов Сааринена. В проектах фасады многих его значительных сооружений начиная с 1904 года украшают символические и аллегорические изваяния людей, однако не так уж часто задумки мастера бывали реализованы. На фасаде здания, так же как и на ратуше в Лахти, установлена памятная доска автору проекта.
Архитектурные и конструктивные особенности:
- Часовая башня 37 м в высоту; пластическая обработка верхушки с медным покрытием.
- Ряд из пяти скульптур атлетов в верхнем ярусе.
- Отделка камнем цокольного этажа.
- Симметричный эркер по оси входа в башенный объем.
- Основные входы в здание прямоугольной формы.
- Гладкая краснокирпичная кладка стен.
- «Башни крепости» — глухие граненые цилиндры лестничных клеток.
- Тема «вертикализма».