Городок с длинным названием Бергиш Гладбах-Бенсберг располагается в земле Северный Рейн — Вестфалия. Население этого городка на противоположном от Кёльна берегу реки составляет немногим больше ста тысяч человек. Название сложилось после административной реформы 1975 года, когда Бергиш Гладбах и Бенсберг были объединены в одно муниципальное образование. Оба поселения пострадали во время Второй мировой войны, и в 1960-е годы многое еще так и не восстановили.
Возникла необходимость построить новое здание городской администрации. Было принято решение поставить комплекс на историческом месте, имевшем символическое значение для местных жителей.
Возведение новой ратуши оказалось поручено Готфриду Бёму, уже весьма авторитетному архитектору из соседнего Кёльна. Проектирование и собственно строительство велось в 1964–1967 годах. Бём включил в состав своего административного комплекса фрагменты крепостных стен и руины средневекового замка.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
В эту градостроительную доминанту также вошли три башни из кольца оборонительных стен и фрагменты дворцовой постройки. К новой ратуше ведет улочка с черно-белой фахверковой застройкой. Шпили старых башен замка в определенных ракурсах визуально накладываются на силуэт главной башни новой ратуши. Это здание с историческими вставками выгодно подчеркнуло плоскую вершину холма, возвышающегося над городом.
Такое расположение замков и оборонительных сооружений Средневековья вполне типично, и создание нового визуального акцента городской среды отвечает этой многовековой традиции. С другой стороны, здание формирует современное прочтение восприятия силуэта города.
Новая часть комплекса построена из грубого бетона, что определенным образом перекликается с фактурой природного камня более древних стен. Спроектированная Бёмом композиция имеет спиральную лестничную башню, образующую иную иерархию вертикалей. Сплошная лента окон, повторяющая закручивающийся по спирали граненый объем, достигает кульминации в венчании многогранной башни. Складывается практически скульптурная композиция с масштабным кристаллом на вершине, частично перекликающаяся с формами завершения собора в Невигесе.
В хорошую погоду стекло новых частей нижних ребристых поверхностей комплекса отражает ряды ленточного остекления окон. Исследователи современной архитектуры (в частности, А. В. Иконников) находят в этом сооружении аналогии с образами «короны города» в духе экспрессионистских идей Бруно Таута.
Функциональное назначение ратуши как административного здания не являлось для Бёма главным приоритетом, диктующим выбор образного решения. Архитектор сохранил величественную средневековую романтику во вполне утилитарных помещениях комплекса. Например, в зале заседаний городского совета он оставил открытым фрагмент средневековой стены. Для своего времени подобное решение было определенно концептуальным и новаторским, поскольку в систему основных приоритетов входили удобство и современный дизайн, а вовсе не демонстрация исторических напластований в ущерб общей цельности стилевого решения.
Добавление фактора восприятия времени, то есть присутствия истории в облике нового комплекса, придало укорененность и органичность существования сооружения в выбранном месте. Проект Бёма особо выделил определенную непрерывность и эволюционность развития городка, подчеркивая его глубинные корни и одновременно право на полноценное существование в настоящем. Прием многослойного присутствия истории в облике своих новых построек архитектор впоследствии использовал неоднократно.
Комплекс решен в виде почти замкнутого пространства неправильной формы с явным акцентом на объем главной башни. Криволинейные очертания построек различного назначения, содержащие в себе при этом достаточно жесткую планировочную структуру, подчиненную функциональной утилитарности модернизма, — характерная черта немецкой архитектуры 1960-х годов. Подобные пластически развитые решения встречаются не только у Бёма, но и у Ханса Шаруна и других представителей западногерманской архитектурной школы. Во многих случаях противопоставление обтекаемого абриса внешних стен прямоугольным внутренним помещениям становилось самостоятельной художественной задачей.
Районная ратуша в Кёльне 1986–1992 годов отражает стилевые особенности своего времени. Здание уже не так величественно и монументально, хотя и сохраняет типологические черты, присущие европейским постройкам этого вида. Венчающая башня над основным административным корпусом в этом проекте вырастает непосредственно из основного объема. Подобным решением Бём уходит от подчеркнуто преувеличенного масштаба, присущего комплексу ратуши в Бенсберге. Использование контраста фактуры грубого бетона и ленточного остекления заменяется более уместным в пространстве плотной застройки улиц цветовым контрастом дробных членений облицовочных панелей и отдельных оконных переплетов.
Но главное отличие кёльнской ратуши от сооружения в Бенсберге — это тема главенства над окружением. Перестроенная из руин замка и старых крепостных стен более ранняя версия сохраняет свое пространственное и символическое превосходство над всеми остальными зданиями города, как и положено главному сооружению округи. Тогда как районная ратуша в Кёльне претендует только на локальный акцент во фронте сплошной застройки улицы.
Контрасты фактуры материалов, играющие большую роль в создании цельного художественного образа многих зданий Бёма, особенно выразительны при возможности восприятия с разных дистанций. И архитектор активно использует эти возможности для усиления воздействия облика постройки на зрителя — еще в первой своей самостоятельной сакральной постройке 1947 года, так называемой церкви Мадонны в руинах, созданной вокруг скульптуры Девы Марии, уцелевшей во время войны внутри сильно разрушенной церкви Св. Колумба. Там контраст между руинированными обломками стены и плоскостями гладких стеклянных поверхностей новых витражей создает основной эмоциональный эффект.
Рядом с разрушенными фрагментами зритель чувствует масштабы понесенных потерь, а при удаленном восприятии видна цельность возвышенного и ужасного в исторической общности, выраженная пространственными средствами. Образное воздействие ратуши в Бенсберге Бём выстраивает на тех же принципах, что и большинство своих культовых сооружений.
Главная башня функционально административного назначения доминирует над окружением как шпиль древнего собора. А с большого расстояния вся постройка из так похожего на природный камень серого бетона и стекла воспринимается как историческое сооружение, существовавшее на этом месте многие века.
Бетон вообще всегда был для Бёма наиболее выразительным материалом, и его возможности зодчий использовал чрезвычайно широко. Выражение «поэзия бетона» часто применялось в характеристиках его архитектуры, причем как в восторженном, так и в ироничном ключе. Несомненно, что бетон в постройках Бёма многогранен и разнообразен, его цветовая палитра колеблется от темно-серых тонов до оттенков светлого песчаника и глубокой терракоты. Но в отличие от работ своего отца и других мастеров его времени Готфрид никогда не идет на поводу у материала. Его бетонные постройки как бы преодолевают привычные пространственные рамки и создают новые каноны применения бетона для следующих поколений.
Здание ратуши в Бенсберге продемонстрировало удивительную способность Бёма включать новации и современные приемы архитектурной выразительности в многослойный исторический контекст. Новое здание приняло на себя культурные смыслы существовавшего на этом месте замка с его символическими и административными функциями, одновременно придав городской среде прогрессивные и современные черты.
Архитектурные и конструктивные особенности:
- Скатные кровли башен выдержаны в темно-серой гамме.
- Замок и руины стен относятся к периоду раннего Средневековья, первые упоминания — в 1103 году.
- Композиция ансамбля выстроена вокруг внутреннего двора и имеет ступенчатую структуру. Количество эксплуатируемых этажей в различных частях комплекса колеблется от 4 до 7.
- Внутри комплекса располагаются залы заседаний, административные и технические помещения.
- Старинные башни замка и фрагменты уцелевших стен включены в структуру нового ансамбля ратуши. Исторический облик стен архитектор сохранил с одной из внешних сторон.
- Завершение башни выполнено из монолитного бетона, имеет сложную ступенчатую конфигурацию. Эксперименты с конструкциями бетонных сводов и оболочек — одна из отличительных черт авторского почерка Готфрида Бёма.
- Суммарная высота главной башни ратушного комплекса, поставленного на рельефе, превосходит все окрестные высотные доминанты и насчитывает 7 эксплуатируемых этажей.
- Старая каменная кладка и новые бетонные стены имеют близкую серобежевую цветовую палитру. Некоторый контраст внутри общей холодной и монохромной композиции внешнего облика ансамбля составляет темно-серый цвет горизонтальных профилей ленточного остекления и винтовых металлических лестниц.
- Внутренний двор комплекса ратуши вымощен брусчаткой того же оттенка, что и само здание, это придает цельность общему впечатлению от постройки. Кажется, архитектурное сооружение вырастает из плоскости горы.