Ульм — один из красивейших городов Германии. Расположенный на берегу Дуная в земле Баден-Вюртемберг, он знаменит прежде всего уникальным готическим собором, строившимся на протяжении нескольких столетий. Кроме величественного средневекового гиганта в городе еще множество культурных достопримечательностей.
Вероятно, именно обилие архитектурно-исторических памятников и живописных фрагментов застройки выработало у местных жителей способность с адекватным интересом относиться и к примерам современной архитектуры. Может, дело в том, что даже собственно готическая традиция не столь уж невообразимо далека от современности: главный шпиль собора с готической розой оказался закончен только в середине XIX столетия, а не в Средневековье, как можно было бы предположить.
В любом случае Муниципальная библиотека, которую возвел неподалеку от собора Готфрид Бём, — не единственный пример радикально смелого вторжения в сложившуюся городскую ткань.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Прямо на соборной площади, напротив шедевра мировой готики, стоит концептуальное белоснежное здание выставочного центра (1993) от еще одного признанного мэтра современной архитектуры — Ричарда Майера. Им же под новые городские запросы модернизировано и само пространство площади.
На фоне подобных сочетаний старинного и нового строгая стеклянная пирамида от мастерской Бёма, поставленная на ярусное основание и безапелляционно ворвавшаяся в контекст исторического квартала, воспринимается как еще один пример сосуществования стилевых и временных контрастов. Весь объем библиотечной пирамиды хорошо читается и в непосредственной близости от здания, и при взгляде с высоты соборного шпиля. Поскольку подъем на историческую башню входит в обязательный список туристического освоения города, виды новых построек Ульма на фоне рядов старинных черепичных крыш — практически визитная карточка этого места.
Идея сделать библиотечное здание полностью прозрачным в различных вариациях встречалась в европейской архитектуре в 1990–2000-е годы. По сравнению со зданием университетской библиотеки в Мангейме, модернизацией которой немецкий архитектор занимался в 1986–1987 годах, новое творение Бёма представляет собой радикальное вторжение в сложившуюся среду центра города.
Центральная библиотека Ульма — одно из старейших учреждений города. Она была основана 1 апреля 1516 года. Фонды библиотеки формировались почти пять столетий. Здесь собрана выдающаяся коллекция из 45 000 томов редких изданий, датируемых ранее 1800 года. Только изданий XVII века здесь около 22 000 единиц. Такой обширной коллекцией не могут похвастаться ни муниципальные библиотеки большинства немецких городов, ни известные своими собраниями университетские библиотеки Фрайбурга, Тюбингена, Мангейма и Гейдельберга.
К 1998 году количество научных изданий превысило 230 000 томов, а в открытом доступе читатели могли знакомиться с 20 000 книг. Очевидно, что неуклонно растущее собрание нуждалось в новом современном здании, так как помещение Городского архива более не могло обеспечить условия для удобного использования и безопасного хранения такого количества материалов.
Центральная библиотека как самостоятельное научное учреждение была организована в Ульме в 1896 году. В 1968 году научный фонд и библиотека оказались объединены. Тем не менее в этих подразделениях еще долго сохранялись независимые каталоги, помещения, персонал, свои системы учета и обработки информации. Лишь в 1999 году все фонды и коллекции были объединены под крышей одного здания. С тех пор библиотека насчитывает более 310 000 единиц хранения.
Поскольку современная библиотека — это не просто красивое здание с рядами книжных шкафов и полок, а исключительно функциональное, оборудованное по последнему слову науки и техники, то потребность в таком сооружении для нужд одного из старейших научных и культурных учреждений города казалась очевидной. Проект предполагал создание светлого и просторного строения, обеспеченного всеми возможными технологиями и коммуникациями, начиная от лифта и заканчивая интерактивным фасадом, а также «умным» и чувствительным автоматическим климат-контролем.
Кроме того, сказалось извечное соперничество соседей — Городской библиотеки Ульма и бывшей монастырской библиотеке в Виблингене, расположенной рядом, но по другую сторону Дуная. Оно затрагивало и чисто архитектурные амбиции: библиотека в Виблингене — шедевр позднего немецкого барокко и предмет заслуженной гордости всех немцев. Так что перед архитектором стояла непростая задача: создать не менее выразительное и запоминающееся здание, но в новых материалах и конструкциях.
Проектирование началось в 1999 году, окончательная версия проекта была готова к 2000 году. Строительство шло довольно быстрыми темпами, и весной 2004 года Центральная городская библиотека Ульма отпраздновала новоселье в суперсовременном и прекрасно оборудованном здании. Оно органично влилось в сложившийся контекст центра города, несмотря на сознательное желание Бёма уйти от прямой стилизации и подражания архитектуре прошлого.
Научно-культурные особенности библиотеки Ульма отражены в современных материалах — здание целиком построено из стеклянных панелей, облицевавших пирамидальный объем, в основании которого — три последовательно уменьшающихся книзу параллелепипеда. Здесь зодчий вновь обратился к принципу установки монументального цельного объема на сравнительно небольшом основании (как уже делал для капеллы Св. Хильдегарда в Дюссельдорф-Гарате и некоторых других работах). Практически все стены и грани наклонной кровли прозрачны, за исключением цокольного и пятого этажей, куда убраны служебные и технические помещения.
В новом здании в распоряжении библиотеки — около 3700 кв. м полезной площади. Она получила фонд детской литературы, аудио- и нотный отделы, компьютерные читальные залы, а также возможность проведения различных конференций. Несмотря на радикальный контраст с историческим окружением, новый комплекс в большинстве случаев воспринимается жителями Ульма как ценное приобретение и охотно тиражируется в туристических изображениях.
Архитектурные и конструктивные особенности:
- Пирамида городской библиотеки имеет 10 эксплуатируемых этажей разной вместимости.
- Внутри пирамидального объема располагаются детская и взрослая библиотеки с несколькими читальными залами, залами для торжеств и собраний, кафе, переплетной мастерской и арт-галереей.
- Концепция полностью стеклянного кристалла среди традиционной застройки старых кварталов, по замыслу автора, должна символизировать синтез истории и современности в городской ткани.
- Стеклянные панели наружной облицовки отражают фасады и кровли старой застройки, что придает дополнительную интригу городскому пространству.
- Пирамида библиотеки — самое современное на сегодняшний день здание в историческом центре Ульма, практически полностью облицованное стеклянными панелями.
- К моменту заказа на новое здание собрание библиотеки насчитывало 230 000 томов, а в открытом доступе читателям выдавалось 22 000 изданий.