В 1971 году двое молодых архитекторов, Ренцо Пьяно и Ричард Роджерс, победили на международном конкурсе проектов нового здания в Париже. Национальный центр искусства и культуры должен был стать памятником Жоржу Помпиду, президенту Франции. Нужно было место для выставок, архивов, исследовательских центров, офисов и просто множества людей.
Общие данные:
- ДАТА 1971-1977 годы
- СТИЛЬ Хай-тек модерн
- МАТЕРИАЛЫ Сталь и стекло
- АРХИТЕКТОР Ренцо Пьяно и Ричард Роджерс
- Сочетание технологий, архитектуры и искусства
Пьяно и Роджерс решили, что их проект должен быть как можно более смелым. Новый культурный центр они хотели сделать популярным и обучающим, как Хрустальный дворец в Лондоне 120 лет назад.
Кроме того, они хотели создать что-то совершенно непохожее на традиционный художественный музей – то есть скорее механизм, чем дворец развлечений. Это был успешный ход, архитекторы обошли более 600 конкурентов и заняли первое место.
Выиграли не только Пьяно и Роджерс, но и дальновидное жюри, которое не изменило своего решения даже тогда, когда шестеро обиженных конкурсантов подали в суд.
Здание для всех
Архитекторы подчеркивали, что Центр Помпиду предназначен для всех людей, а не только для любителей искусства. В этом они убедили городские власти, и им разрешили создать перед музеем большую площадь. Так в тесном, застроенном квартале Парижа появилось пространство, которого очень недоставало.
Само здание музея, конечно, тоже подчеркивает идею доступности для всех – оно прозрачное, схематичное и простое. Не нужно размышлять, как туда войти и как попасть, куда надо – все и так ясно. В итоге Центр Помпиду сейчас считается самым посещаемым зданием в Европе.
Пьяно и Роджерс воплотили еще одну важную мысль. Они хотели, чтобы здание казалось объектом промышленности, чем-то сделанным на заводе (а почти все его части и сделаны на заводе), чем-то единым, но гибким и разноплановым.
Они вынесли все коммуникации за пределы здания, внутри остались только просторные залы размером с четыре футбольных поля. Перегородки в них можно ставить по-разному, бесконечно меняя интерьер.
Здание наизнанку
Центр Помпиду кажется вывернутым наизнанку, на впечатляющем стальном скелете подвешено все то, что обычно находится внутри здания – трубы водоснабжения и отопления, провода связи и электропроводка, вентиляционные трубы.
Кроме того, что все это не мешает свободно планировать интерьеры, здесь есть еще один стратегический ход: каждый элемент – сам по себе, их можно добавлять или убирать, не повреждая остальные. Даже длинный эскалатор, который идет зигзагом по фасаду здания, можно сделать короче или длиннее, если это будет нужно.
Таким образом, люди могут ходить не только по площади. Западный фасад здания просто кишит людьми, которые едут на эскалаторах или в лифтах, прозрачные стеклянные галереи ведут на каждый этаж.
Пьяно и Роджерс хотели превратить фасад в гигантскую доску объявлений, повесить туда телевизионные экраны и 24 часа в сутки передавать информацию. Но эту идею отвергли власти города, они все еще помнили о студенческом восстании в Париже в 1968 году – а вдруг студенты захватят такое здание и доберутся до средств связи?
Центр Помпиду своей заводской эстетикой и новыми материалами промышленной эпохи напоминает Хрустальный дворец. В принципе его тоже можно демонтировать и перенести на новое место, когда он будет уже не нужен. Но Центр со временем становится только популярнее, и споры насчет его облика давно утихли.