Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Церковь пилигримов в Фельберт-Невигесе

Церковь пилигримов в Фельберт-Невигесе

Сегодня собор Богородицы в Фельберт-Невигесе является вторым по величине после Кёльнского собора храмом в земле Северный Рейн — Вестфалия и одним из крупнейших паломнических центров Германии. Здание может вмещать до шести тысяч верующих одновременно, что немаловажно, поскольку к находящемуся в храме чудотворному образу Пресвятой Богородицы (Непорочное зачатие) паломники стекаются со всей Европы уже более 300 лет.

Возникновение чудесного образа восходит к периоду Реформации, когда предшествующая церковь в Невигесе несколько раз переходила из рук католиков к протестантам и обратно. В результате в конце XVI века появилась новая церковь Cв. Анны, матери Пресвятой Богородицы, вокруг которой позднее (1680) и возник мужской католический монастырь.

Фельберт-Невигес с высоты птичьего полета
Фельберт-Невигес с высоты птичьего полета

В следующем году именно в монастыре и происходит ряд чудесных исцелений, что способствует прославлению места и паломничеству к нему. Количество желающих помолиться в стенах церкви Cв. Анны растет, и в 1728 году ее перестраивают и расширяют.

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

Однако скоро число паломников превышает уже 20 тысяч человек в год, а в 1881 году доходит до 10 тысяч в день.

В 1889 году церковь вновь реконструируют. Для многочисленных паломников на близлежащей горе Кройцберг строят еще и часовню-исповедальню, путь к которой содержит 12 остановок, символизирующих стояния крестного пути Христа. Неспокойные времена неуклонно увеличивают количество верующих. Если до Первой мировой войны их прибывало до 100 тысяч в год, то к 1935 году количество составило 340 тысяч. Следующий массовый наплыв паломников к чудотворному образу случится уже в 1954 году и составит 300 тысяч человек.

Общий вид собора Богородицы
Общий вид собора Богородицы

На фоне такой высокой потребности в духовной поддержке со стороны церкви принимается решение о строительстве нового большого собора. Однако локальные сложности позволяют организовать конкурс на его здание только в 1963 году. Несмотря на участие в конкурсе 15 весьма авторитетных бюро, Бём выигрывает право на реализацию своего проекта. Стадия проектирования занимает почти три года, и 17 июля 1966 года закладывается первый камень новой церкви. Освящение собора проводил 22 мая 1968 года католический епископ Витус.

В послевоенной практике многие архитекторы занимались разработкой образных возможностей бетона, его фактурной и пространственной выразительности. Особенно разнообразные идеи появились как следствие усилий японских и немецких зодчих. Но если у мастеров японской архитектуры это было переосмыслением исторической традиции использования натуральных необработанных природных материалов, то для архитекторов Германии явилось непосредственным продолжением линии поисков экспрессионистов межвоенного периода.

Именно в то время работы немецких зодчих, особенно в области церковного строительства, изобиловали яркими и даже дерзкими формами новых зданий из бетона. Такие постройки обладали эффектными изогнутыми очертаниями объемов или ступенчатыми угловатыми пространствами, что производило сильное эмоциональное впечатление по сравнению с более традиционной архитектурой.

Панорама жилых блоков вдоль главной дороги к храму
Панорама жилых блоков вдоль главной дороги к храму

Разнообразие достижений в области использования бетонных элементов для перекрытия зданий привело к росту популярности бетона для построек самого разного назначения. Практика сооружения тонкостенных бетонных кровельных конструкций обусловила широкое распространение армированного бетона в жилом, промышленном, культовом строительстве и возведении инженерных коммуникаций — мостов, виадуков и т. д. Эффектные пластические возможности изогнутых кровель и оболочек нашли отражение в творчестве таких мэтров европейской архитектуры ХХ века, как Огюст Перре и Пьер Луиджи Нерви. В послевоенные годы эксперименты в области пластичности и текстуры бетона были продолжены зодчими разных стран.

Готфрид Бём существенно развил направление творческих поисков своего отца в области применения бетонных конструкций в церковной архитектуре. Среди его ранних работ одной из наиболее выразительных получилась церковь Св. Альберта (1953) в Саарбрюккене. Растянутые аркбутаны из бетона обусловили ее невероятно сильный и пластичный образ.

Здание паломнической церкви Девы Марии — Царицы Мира в Фельберт-Невигесе стало квинтэссенцией и наиболее значимым проектом раннего периода творчества Готфрида Бёма. Эту постройку можно охарактеризовать как метафору горы, выполненную из бетона и выражающую суровую экспрессию природных форм в рукотворных материалах. Ее ступенчатые угловатые формы выразительны как при взгляде снаружи, так и внутри. Интерьерные пространства имеют более дробные членения, составленные в некоем сложном порядке.

Общий вид церкви пилигримов со стороны алтарной апсиды
Общий вид церкви пилигримов со стороны алтарной апсиды

Внутреннее пространство церкви организовано идеей общего молельного пространства, в котором нет выраженной алтарной преграды, а отдельные части собираются в единое целое именно благодаря визуальной проницаемости всего интерьера. Этот прием часто применялся еще отцом архитектора, Домеником Бёмом, в его сакральных постройках 1920–30-х годов.

Внешнее впечатление монументальности и величия собора усиливается благодаря продуманной «дороге процессий» — ступенчатому открытому пространству, с одной стороны обрамленному набором жилых ячеек, собранных в изогнутую линию. Путь вдоль келий имеет символическое значение для всех молящихся и также подчеркивает устремленность общего движения к собору на вершине горы. Ячейки с кельями внутри образуют ритмический ряд пластичных цилиндрических объемов, поднятых на пилоны и объединенных ритмом одинаковых горизонтальных окон. Фактура использованных Бёмом материалов близка к эстетике брутализма, где главную красоту создает сам материал — необработанный бетон. Здесь подобная эстетика усиливает впечатление органичности и близости с природой как самого собора-скалы, так и примыкающих келий.

Интерьер собора Богородицы
Интерьер собора Богородицы

Идею акцентирования главного сакрального пространства церкви без существенного отгораживания алтарного пространства Бём воспринял от своего отца, использовавшего для подобных эффектов приемы искусственного усиления перспективы в заалтарном пространстве. Подчеркивание этого священного места с помощью дополнительных окон, высвечивающих нужные фрагменты интерьера, способствовало усилению общего впечатления (как, например, в церкви Св. Энгельберта (1930), Кёльн, арх. — Д. Бём). У Бёма-младшего в соборе Богородицы в Невигесе внутренние пространства более суровы и сдержанны.

Главный витраж алтарной апсиды
Главный витраж алтарной апсиды

За свою творческую биографию Бём создаст еще несколько паломнических центров с небольшими церквями по близким композиционным схемам. Например, церковь Св. Марии в Опфенбахе тоже поставлена на вершине холма и снабжена небольшой «дорогой процессий». А пространственное решение блокированных жилых ячеек и автономного объема церкви на пилоне в основании комплекса Дома престарелых в Дюссельдорф-Гарате (1962–1964) имеет множество точек соприкосновения с композицией паломнического центра и собора Невигесе.

Архитектурные и конструктивные особенности:

  • Точное название собора Вальфартскирхе переводится как церковь Девы Марии — Царицы Мира. Еще в литературе встречаются названия собор Богородицы в Невигесе и церковь пилигримов.
  • Церковь в Невигесе является одним из наиболее востребованных католических паломнических центров современной Германии. Ежегодное число паломников доходит до 200 000 человек. А в периоды юбилейных торжеств и важных религиозных событий комплекс посещало до 350 000 паломников в год.
  • Сложная конфигурация внешнего объема, составленного из многих неперпендикулярных плоскостей, позволяет, тем не менее, создать единое внутренне сакральное пространство, прекрасно отвечающее практическим и символическим потребностям церковного здания.
  • Готфрид Бём стремился к конструктивной легкости. Он постоянно изобретал новые облегченные решения для несущих конструкций и перекрытий сводов. В его арсенале различные вариации из оболочек, мембран и складчатых конструкций, выполненных в комбинациях из декоративного бетона, стекла и стали.
  • Основной материал сооружения — монолитный бетон, из которого мастер создал удивительное по выразительности и силе художественного воздействия единое символическое пространство.
  • Собор Богородицы в Невигесе — второй по величине после Кёльнского собор в Германии. Он вмещает единовременно до 6000 молящихся.
  • Эксперименты Готфрида Бёма в области раскрытия главного алтарного пространства новых церквей стали возможны благодаря внутрицерковному обновленческому движению 1970-х годов, стремившемуся приблизить символическое алтарное пространство ко всем молящимся.
  • В церкви практически отсутствуют большие оконные проемы (кроме одного витража), а малые причудливо разбросаны по торцевым сторонам завершения отдельных частей кровли. Так что игра света в интерьере — еще одна из мастерских идей архитектора, усиливающих эффект необычности и особенности созданного сакрального пространства.
  • Дополнительный динамизм композиции придают наклонные плоскости сложных скатных кровель, соприкасающиеся под разными углами и в неожиданных ракурсах.
  • Внешнее решение церковного здания монументально и даже аскетично. Суровые формы сложного пространственного строения на вершине горы эффектно и мощно продолжают линии природного окружения, создавая возвышенный и неповторимый силуэт объекта.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал