Сегодня собор Богородицы в Фельберт-Невигесе является вторым по величине после Кёльнского собора храмом в земле Северный Рейн — Вестфалия и одним из крупнейших паломнических центров Германии. Здание может вмещать до шести тысяч верующих одновременно, что немаловажно, поскольку к находящемуся в храме чудотворному образу Пресвятой Богородицы (Непорочное зачатие) паломники стекаются со всей Европы уже более 300 лет.
Возникновение чудесного образа восходит к периоду Реформации, когда предшествующая церковь в Невигесе несколько раз переходила из рук католиков к протестантам и обратно. В результате в конце XVI века появилась новая церковь Cв. Анны, матери Пресвятой Богородицы, вокруг которой позднее (1680) и возник мужской католический монастырь.
В следующем году именно в монастыре и происходит ряд чудесных исцелений, что способствует прославлению места и паломничеству к нему. Количество желающих помолиться в стенах церкви Cв. Анны растет, и в 1728 году ее перестраивают и расширяют.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Однако скоро число паломников превышает уже 20 тысяч человек в год, а в 1881 году доходит до 10 тысяч в день.
В 1889 году церковь вновь реконструируют. Для многочисленных паломников на близлежащей горе Кройцберг строят еще и часовню-исповедальню, путь к которой содержит 12 остановок, символизирующих стояния крестного пути Христа. Неспокойные времена неуклонно увеличивают количество верующих. Если до Первой мировой войны их прибывало до 100 тысяч в год, то к 1935 году количество составило 340 тысяч. Следующий массовый наплыв паломников к чудотворному образу случится уже в 1954 году и составит 300 тысяч человек.
На фоне такой высокой потребности в духовной поддержке со стороны церкви принимается решение о строительстве нового большого собора. Однако локальные сложности позволяют организовать конкурс на его здание только в 1963 году. Несмотря на участие в конкурсе 15 весьма авторитетных бюро, Бём выигрывает право на реализацию своего проекта. Стадия проектирования занимает почти три года, и 17 июля 1966 года закладывается первый камень новой церкви. Освящение собора проводил 22 мая 1968 года католический епископ Витус.
В послевоенной практике многие архитекторы занимались разработкой образных возможностей бетона, его фактурной и пространственной выразительности. Особенно разнообразные идеи появились как следствие усилий японских и немецких зодчих. Но если у мастеров японской архитектуры это было переосмыслением исторической традиции использования натуральных необработанных природных материалов, то для архитекторов Германии явилось непосредственным продолжением линии поисков экспрессионистов межвоенного периода.
Именно в то время работы немецких зодчих, особенно в области церковного строительства, изобиловали яркими и даже дерзкими формами новых зданий из бетона. Такие постройки обладали эффектными изогнутыми очертаниями объемов или ступенчатыми угловатыми пространствами, что производило сильное эмоциональное впечатление по сравнению с более традиционной архитектурой.
Разнообразие достижений в области использования бетонных элементов для перекрытия зданий привело к росту популярности бетона для построек самого разного назначения. Практика сооружения тонкостенных бетонных кровельных конструкций обусловила широкое распространение армированного бетона в жилом, промышленном, культовом строительстве и возведении инженерных коммуникаций — мостов, виадуков и т. д. Эффектные пластические возможности изогнутых кровель и оболочек нашли отражение в творчестве таких мэтров европейской архитектуры ХХ века, как Огюст Перре и Пьер Луиджи Нерви. В послевоенные годы эксперименты в области пластичности и текстуры бетона были продолжены зодчими разных стран.
Готфрид Бём существенно развил направление творческих поисков своего отца в области применения бетонных конструкций в церковной архитектуре. Среди его ранних работ одной из наиболее выразительных получилась церковь Св. Альберта (1953) в Саарбрюккене. Растянутые аркбутаны из бетона обусловили ее невероятно сильный и пластичный образ.
Здание паломнической церкви Девы Марии — Царицы Мира в Фельберт-Невигесе стало квинтэссенцией и наиболее значимым проектом раннего периода творчества Готфрида Бёма. Эту постройку можно охарактеризовать как метафору горы, выполненную из бетона и выражающую суровую экспрессию природных форм в рукотворных материалах. Ее ступенчатые угловатые формы выразительны как при взгляде снаружи, так и внутри. Интерьерные пространства имеют более дробные членения, составленные в некоем сложном порядке.
Внутреннее пространство церкви организовано идеей общего молельного пространства, в котором нет выраженной алтарной преграды, а отдельные части собираются в единое целое именно благодаря визуальной проницаемости всего интерьера. Этот прием часто применялся еще отцом архитектора, Домеником Бёмом, в его сакральных постройках 1920–30-х годов.
Внешнее впечатление монументальности и величия собора усиливается благодаря продуманной «дороге процессий» — ступенчатому открытому пространству, с одной стороны обрамленному набором жилых ячеек, собранных в изогнутую линию. Путь вдоль келий имеет символическое значение для всех молящихся и также подчеркивает устремленность общего движения к собору на вершине горы. Ячейки с кельями внутри образуют ритмический ряд пластичных цилиндрических объемов, поднятых на пилоны и объединенных ритмом одинаковых горизонтальных окон. Фактура использованных Бёмом материалов близка к эстетике брутализма, где главную красоту создает сам материал — необработанный бетон. Здесь подобная эстетика усиливает впечатление органичности и близости с природой как самого собора-скалы, так и примыкающих келий.
Идею акцентирования главного сакрального пространства церкви без существенного отгораживания алтарного пространства Бём воспринял от своего отца, использовавшего для подобных эффектов приемы искусственного усиления перспективы в заалтарном пространстве. Подчеркивание этого священного места с помощью дополнительных окон, высвечивающих нужные фрагменты интерьера, способствовало усилению общего впечатления (как, например, в церкви Св. Энгельберта (1930), Кёльн, арх. — Д. Бём). У Бёма-младшего в соборе Богородицы в Невигесе внутренние пространства более суровы и сдержанны.
За свою творческую биографию Бём создаст еще несколько паломнических центров с небольшими церквями по близким композиционным схемам. Например, церковь Св. Марии в Опфенбахе тоже поставлена на вершине холма и снабжена небольшой «дорогой процессий». А пространственное решение блокированных жилых ячеек и автономного объема церкви на пилоне в основании комплекса Дома престарелых в Дюссельдорф-Гарате (1962–1964) имеет множество точек соприкосновения с композицией паломнического центра и собора Невигесе.
Архитектурные и конструктивные особенности:
- Точное название собора Вальфартскирхе переводится как церковь Девы Марии — Царицы Мира. Еще в литературе встречаются названия собор Богородицы в Невигесе и церковь пилигримов.
- Церковь в Невигесе является одним из наиболее востребованных католических паломнических центров современной Германии. Ежегодное число паломников доходит до 200 000 человек. А в периоды юбилейных торжеств и важных религиозных событий комплекс посещало до 350 000 паломников в год.
- Сложная конфигурация внешнего объема, составленного из многих неперпендикулярных плоскостей, позволяет, тем не менее, создать единое внутренне сакральное пространство, прекрасно отвечающее практическим и символическим потребностям церковного здания.
- Готфрид Бём стремился к конструктивной легкости. Он постоянно изобретал новые облегченные решения для несущих конструкций и перекрытий сводов. В его арсенале различные вариации из оболочек, мембран и складчатых конструкций, выполненных в комбинациях из декоративного бетона, стекла и стали.
- Основной материал сооружения — монолитный бетон, из которого мастер создал удивительное по выразительности и силе художественного воздействия единое символическое пространство.
- Собор Богородицы в Невигесе — второй по величине после Кёльнского собор в Германии. Он вмещает единовременно до 6000 молящихся.
- Эксперименты Готфрида Бёма в области раскрытия главного алтарного пространства новых церквей стали возможны благодаря внутрицерковному обновленческому движению 1970-х годов, стремившемуся приблизить символическое алтарное пространство ко всем молящимся.
- В церкви практически отсутствуют большие оконные проемы (кроме одного витража), а малые причудливо разбросаны по торцевым сторонам завершения отдельных частей кровли. Так что игра света в интерьере — еще одна из мастерских идей архитектора, усиливающих эффект необычности и особенности созданного сакрального пространства.
- Дополнительный динамизм композиции придают наклонные плоскости сложных скатных кровель, соприкасающиеся под разными углами и в неожиданных ракурсах.
- Внешнее решение церковного здания монументально и даже аскетично. Суровые формы сложного пространственного строения на вершине горы эффектно и мощно продолжают линии природного окружения, создавая возвышенный и неповторимый силуэт объекта.