Сэр Норман Фостер — один из наиболее интересных и успешных архитекторов современности. Мастер, которому удалось совершить почти невозможное: быть революционером и новатором, одновременно оставаясь человеком, формирующим правила архитектурной моды. Архитектурное Бюро Нормана Фостера регулярно возводит знаковые объекты по всему миру: его зданиями гордятся и осторожные в экспериментах европейские столицы, и избалованные разнообразием небоскребов города Нового Света. А уж творения Фостера в Азии задают тон новому строительству региона и становятся неотъемлемой частью облика городов.
Разнообразие идей и типологий работ архитектора делают его проекты узнаваемыми и уместными в любом контексте. Современная нота в историческом квартале столичного мегаполиса, реновация культурного памятника или модернизация фабрики в небольшом провинциальном городке, грандиозная постройка — символ в новом городском образовании — все подвластно неуемной фантазии мастера. Его здания обрастают легендами и затейливыми историями еще на этапе строительства. Придумывание забавных прозвищ и бурные обсуждения — повсеместная реакция на творения, которые Фостер предлагает миру. (Чего стоит один только лондонский «Огурец»!)
При этом его здания подчеркнуто функциональны и рациональны. Количество инженерных технологий, предложенных архитектором и ставших инновационными в общепринятой практике той или иной страны, просто поражает. Почти каждая из фостеровских построек выигрывает у сооружений соперников по каким-либо особым параметрам. Архитектору из Британии регулярно удается придумать еще что-то неожиданное, позволяющее ему продолжать оставаться лидером и формировать действительность, которая в разной степени затрагивает жизнь огромного числа людей.
Изучая такую яркую фигуру архитектурного небосклона современности, не перестаешь удивляться: как в скромном пареньке из простой рабочей семьи Манчестера проявился такой мощный творческий потенциал? И как ему удалось убедить сначала чопорных британцев, а потом и остальной мир в своей исключительности? А ведь сейчас Норман Фостер не просто один из самых влиятельных мэтров архитектурной практики, титулованный член британского общества (носит титул Baron Foster of Thames Bank), лауреат престижнейших Императорской и Притцкеровской (1999) премий и огромного количества иных профессиональных наград. Его имя — синоним респектабельности и яркости художественного образа в современной архитектуре.
Мастеру не только удалось получить признание в профессиональных кругах, сделавшее его одним из авторитетнейших специалистов в проектировании и строительстве комплексов самого сложного уровня. Он активно способствует распространению по планете целого архитектурного стиля в течение нескольких десятилетий, что в наше время вообще почти немыслимо. Обилие визуальной информации и быстрота смены картинки настолько избаловали современного человека, что интерес к чему-то, находящемуся вне рамок моды или актуального тренда, сохраняется только в исключительных случаях. Фостер создал архитектуру, которая каждый раз и становится этим исключением из правил, уникальным явлением, вызывающим неподдельный интерес у людей со всего мира.
Норман Фостер родился 1 июля 1935 года в индустриальном городе Британии — Манчестере — в семье рабочих, которые далеки от архитектуры. Они жили совсем небогато, поэтому мальчик не мог рассчитывать на широкий выбор в вопросе будущей карьеры. Из-за финансовых трудностей семьи он ушел из школы в 16 лет и устроился в офис казначейства Манчестера. В свободное время юноша изучал торговое право и пробовал рисовать. Затем пошел служить в Королевские ВВС, где стал дипломированным пилотом. Полученные в армии навыки Фостер активно использовал уже потом, собственноручно пилотируя личный самолет в небе над Европой и перелетая от одного своего дома к другому, из страны в страну, с острова на континент и обратно.
После завершения службы в 1961 году будущий архитектор работал в пекарне, затем на заводе и, уже соприкасаясь с вопросами моделирования пространства, стал сотрудником мебельного магазина. Архитектурную профессию Норман начал постигать в университете градоустройства и архитектуры Манчестера. Благодаря таланту и большому трудолюбию в 21 год он выиграл стипендию на право обучения в США. Воспользовавшись этой благоприятной возможностью для продолжения образования, Фостер отправился в Нью-Хейвен, США, где проучился два года (1961-1963) в Школе архитектуры Йельского университета и получил ученую степень магистра. И, что более важно для мировой архитектуры, в Йеле Фостер встретил другого одаренного британца — Ричарда Роджерса, вместе с которым по возвращении в Англию создал «Бюро четверых». (В него вошли также жены архитекторов — Венди Фостер и Сью Роджерс.)
В рамках этого творческого объединения и родился хай-тек — архитектурный стиль, возведший красоту инженерных конструкций в главный художественный принцип построения здания.
Первым заметным проектом, принесшим Фостеру профессиональное и общественное признание, становится фабричное здание «Рилайенс контроле» 1966 года. Тогда же начинается его долгий путь на архитектурном поприще.
В 1967 году в возрасте 32 лет энергичный британец вместе с двумя коллегами открывает архитектурную фирму «Фостер и партнеры». Занимаясь отдельными проектами относительно небольшого масштаба, он сотрудничает с несколькими крупными мастерами архитектуры и инженерного дела.
В 1971 году Фостер построил элегантную структуру пассажирского терминала из металла и стекла (Фред Ольсен Центр в доках Милуолл) в Лондоне. Здесь отразилось его видение организующего потенциала архитектуры: четкая конструкция в стилистике минимализма с элементами хай-тека может формировать модель поведения людей. В том же году был выполнен проект офисного здания для страховой компании «Уиллис, Фейбер и Дюма» в Ипсвиче. Работа велась в сотрудничестве со старшим коллегой и учителем Фостера Бакминстером Фуллером. Амебообразное строение с почти сплошной стеклянной облицовкой, вписанное в криволинейные очертания участка, заметно отличалось от более привычного модернистского окружения с его обилием прямых углов и призматических объемов. Эскалаторы вокруг просторного атриума, сад на крыше и бассейн для сотрудников, который работает в качестве теплоотвода, наглядно продемонстрировали важные для архитектора идеи энергоэффективности зданий и значимости социальной роли архитектуры.
Строительство было закончено в 1975 году и оказавшись весьма успешным, способствовало продолжению сотрудничества бюро «Фостер и партнеры» с компанией заказчика в последующие годы.
Стеклянно-металлические конструкции вообще становятся любимыми материалами архитектора, и именно их обилие отличает эстетику хай-тека. Впечатляющее художественное решение Центра изобразительных искусств Сейнсбери в Норвиче (1974-1978) с его мощной пространственной конструкцией из стекла и металла было отмечено наградами Королевского института британских архитекторов (RIBA) в 1983-м и Американского института архитекторов (AIA) в 1994 году.
Само здание Центра Сейнсбери представляет собой протяженное прямоугольное строение с двухслойными стенами и кровлей, собранными из гибких стальных конструкций. Эти конструкции образуют рамы с пролетом 33 метра, облицованные идентичными панелями. Все коммуникации расположены в пределах пространственных металлических конструкций, видимых только на торцах. Алюминиевые жалюзи с сенсорными датчиками обеспечивают подвижную систему контроля за естественным и искусственным освещением. Предложенная Фостером концепция высокотехнологичной -рамки» для экспонирования произведений современного искусства и пространственная свобода ее демонстрации — именно тот формат, который показался наиболее прогрессивным создателям Центра. В этом “обрамлении” под общей кровлей и находятся свободно перетекающие друг в друга собственно демонстрацонные залы, оранжереи, кафе-бар и прочие помещения факультета искусств Центра. Прозрачные боковые окна по всей высоте здания позволяют окружающему пейзажу создать своеобразные «декорации» к тому, что представлено в коллекциях.
Если составлять топ-лист самых эффектных и значительных построек Фостера, то обратит на себя внимание не только разнохарактерность объектов, но и их различное назначение, масштаб и широкая география. В списке “самых-самых” непременно будут многофункциональные небоскребы, реконструкции исторических памятников музеи и научные центры, общественные и офисные здания, аэропорты, вокзалы, фабрики, кампусы, мосты и другие инженерные сооружения. Попробуем остановиться на некоторых из них.
Среди наиболее выдающихся построек Фостера выделяют «Огурец», он же башня «Мэри-Экс, 30» в Лондоне (разработана совместно с Кеном Шаттлвортом; 1997-2000 / 2001-2004); комплекс зданий лондонской мэрии (2002, в том же проектном тандеме); аэропорт Стэнстед в Лондоне (1981-1991) и аэропорт Чеп Лап Кок (1992-1998) около Гонконга — самый большой в мире; «Коммерцбанк» (1991-1997) во Франкфурте и Гонконгский и Шанхайский банк (1979-1986) в Гонконге. Также нужно отметить следующие строения: штаб-квартиру страхового общества «Уиллис» (2004-2007), расположенную в Сити практически рядом с «Огурцом» и другим хай-тек-манифестом — зданием «Ллойдс» (1986) Ричарда Роджерса; стадион «Уэмбли» на 90 000 зрителей (2002-2007, опять же самый большой в мире), а также реконструированный Рейхстаг в Берлине (1999) и такие уникальные инженерно-транспортные сооружения, как виадук Мийо (2004) во Франции и лондонский мост Тысячелетия (1996-2000, совместно с Энтони Каро).
Одной из популярных пространственных структур хай-тека, наряду с вынесенными на фасады коммуникациями и подчеркнуто эстетизированными несущими конструкциями, следует назвать систему вертикальных опор, организующих пространство. Таким своеобразным металлическим «лесом» из стальных вертикалей и подвешенных к ним на тросах алюминиевых сеток является центр компании «Рено» (1983) В небольшом британском городке Суиндон. Отличительной особенностью постройки является потенциальная незавершенность ее композиции, позволяющая в случае необходимости добавлять новые идентичные элементы.
Аналогичную тему прорастающего рукотворного леса, но уже со стеклянными мембранами заполнения, ‘ остер использовал в аэровокзале аэропорта Стэнстед. Отказавшись от обычной экономии на стандартных элементах, архитектор предложил проектное решение в принципах «сложной простоты»: он акцентировал ритм обманчиво простой сетки колонн качеством отделен и фактурностью более дорогих материалов. Первоначальный проект модернизации Рейхстага, представленный на международный конкурс, тоже базировался на идее легкого, примыкающего к зданию навеса на стальных опорах, обрамляющих площадь вокруг. Позднее, правда, замысел радикально изменился, и Фостер создал новый купол над залами бундестага. Теперь полупрозрачная зеркальная сфера с системой пандусов непрерывного движения позволяет туристам заглядывать в самое сердце немецкого парламента, не препятствуя его работе. Обновленный Рейхстаг стал одной из главных достопримечательностей объединенного Берлина.
Еще в период утверждения на мировом архитектурном Олимпе современности, но уже обладая достаточным проектным опытом, Фостер придумывает здание штаб-квартиры Гонконгского и Шанхайского банка, который становится новой вехой в его творчестве и развитии хай-тека как направления. Согласно оригинальному замыслу конструктивный скелет небоскреба вынесен наружу, гигантские мачты-колонны перехватывают четыре пояса ферм, к которым подвешены промежуточные этажи. Все лифты и вертикальные коммуникации сгруппированы по углам, этажи имеют свободную планировку, а в центре создан 10-этажный атриум. Такое архитектурное решение явилось новаторским для всей отрасли высотного строительства, а само здание на годы стало одним из самых знаменитых современных сооружений в Азии.
После успеха гонконгского небоскреба Фостер считается признанным авторитетом именно в области возведения высоток. В последующие годы мастер и его коллеги по разросшемуся бюро активно проектируют высотные здания во всем мире. Наиболее выдающимся его небоскребом следующего десятилетия является головной офис немецкого «Коммерцбанка».
После строительства моста Тысячелетия и стадиона -Уэмбли» в Лондоне, практически сразу ставших в ряд с основными туристическими достопримечательностями новейшего времени в городе, сэра Нормана Фостера начали воспринимать как наиболее авторитетного архитектора в родном британском обществе, весьма богатом на громкие имена в зодчестве наших дней. В декабре 1005 года газета «Таймс» объявила его персоной номер один в современном искусстве. Даже давний друг и соперник архитектор Ричард Роджерс оказался в роли «догоняющего» со своим исключительно смелым небоскребом «Шард».
В середине 2000-х Фостер находился на пике международной славы. По его проектам возводились крупные объекты в Китае, Канаде, США, странах арабского мира. Завершив в 2006 году башню «Херст» в Нью-Йорке, архитектор снова доказал, что хай-тек — это исключительно яркое и богатое по своей выразительности художественное течение, а небоскреб — прекрасный инструмент для демонстрации синтеза яркости образа и передовых технологий.
Обладая впечатляющим творческим багажом, накопленным к седьмому десятилетию жизни, Фостер в очередной раз взялся за эксперименты и попробовал охватить своим искусством еще один значительный регион — Россию.
В новейшей архитектуре имя сэра Нормана Фостера олицетворяет гармоничное единство яркости художественного образа, виртуозной деталировки с многообразием возможностей техники. Его зодчество, опираясь на технологическое совершенство, стремится к максимальной гуманизации окружения, экологичности и сомасштабности разных элементов среды.