«Конкурс на строительство Дома музыки в португальском городе Порту сыграл ключевую роль в развитии мышления ОМА, — сказал в одном из своих выступлений Рем Колхас. — Мы решили не строить новое здание среди старых построек XVI–XVII веков, определяющих архитектурный контекст площади Ротонда да Боавишта, но создать единственное в своем роде сооружение, которое бы стало новой городской доминантой».
В связи с тем, что Порту объявили культурной столицей Европы 2001 года, оказалось запланировано строительство нового Дома музыки. В конкурсе участвовали и другие крупнейшие современные архитекторы — Заха Хадид, Фрэнк Гери, Петер Цумптор, но выбрали проект Колхаса, получившего в 2000 году престижную архитектурную Притцкеровскую премию.
Рему и ОМА предстояло решить несколько сложных задач. Во-первых, здание необходимо было построить на участке, расположенном на границе между старой и новой частями Порту с невысокой городской застройкой. Во-вторых, предложить уникальное композиционное решение организации внутренних пространств, а в-третьих, соблюсти акустические требования к концертному залу. И при этом, конечно, не отступать от своих архитектурных идеалов и принципов.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Проект был реализован к 2005 году. Многогранное сооружение очень сложной, неправильной, формы, визуально противоречащее законам гравитации, поставлено на плато, вымощенное травертином. Благодаря этой концепции вопросы символики, соотношения и гармонии оказались разрешены: здание не «подыгрывало» окружающей архитектуре в попытке гармонично в нее вписаться. Сооружение задало координаты новой реальности, мгновенно оборвав все попытки сопоставить ее с окружением или найти какие-то параллели.
Но значение этой постройки для города в целом было еще важнее — исчезла та граница, которая разделяла старую часть Порту и новую, исчезла диалектика двух концепций развития города. Во многом именно за эту смелость и бескомпромиссность бюро ОМА было награждено Европейской премией Королевского института британских архитекторов (RIBA).
Она присуждается ежегодно за выдающийся вклад в архитектурное проектирование в Европе. Жюри отметило прекрасную акустику, подходящую для исполнения любой музыки, «интригующую и динамичную» архитектуру Дома музыки, а также значимость здания в формировании необыкновенной красоты и привлекательности города Порту.
Сам Дом музыки напоминает огромный бетонный монолит, в котором выдолблены, как пещеры, концертный зал, проходы и помещения.
«За последние 30 лет мы все видели отчаянные попытки архитекторов избежать господства принципа “обувной коробки” в концертном зале», — сказал Колхас. Конечно, можно вспомнить здание Берлинской филармонии, построенное в 1960-х годах Гансом Шаруном, или Концертный зал имени Уолта Диснея 2003 года, внешне скопированный Фрэнком Гери с собственного Музея Гуггенхайма в Бильбао, но вместо того, чтобы продолжать эту борьбу с непреодолимыми законами акустики, которая, нужно признать, оптимальна именно в такой общепринятой форме, архитекторы ОМА попытались вдохнуть новую жизнь в традиционный концертный зал путем пересмотра отношений между сакральным внутренним пространством и городом. Торцевые стены зала были заменены огромными остекленными проемами, через которые можно наблюдать за жизнью города, слушая выступления Национального оркестра Порту.
Колхаса при всей его практичности нельзя назвать гуманистом в прямом смысле слова, но в данном случае через использование стеклянных экранов он задает зданию и гуманистическую трактовку. Зачастую культурные учреждения служат лишь небольшой группе людей, а большинство населения знает их лишь внешне. В случае с Домом музыки Колхас и OMA создают возможность диалога между концертным залом и городским пространством.
Как и главный концертный зал, задуманный, словно нора в бетонном монолите, так и десять репетиционных залов, студии звукозаписи, учебный центр, ресторан, терраса, бар, зал для торжественных встреч и приемов выглядят как сеть маленьких норок, соединенных сложными переходами. Благодаря этой игре пространств посещение здания даже во внеконцертное время превращается в путешествие. При этом, если все общественные пространства открыты и видны с улицы, из небольших вестибюлей или переходов, то все служебные помещения спрятаны в толщу бетонных стен.
Колхас, как и всегда, уделяет огромное внимание материалам и отделке. Боковые стены большого зала-коробки обшиты деревянными панелями и украшены золотыми рельефными накладками, повторяющими фактуру древесины, в интерьерах используется уникальное гофрированное стекло, комнаты для высокопоставленных гостей и торжественных приемов облицованы бело-синими изразцами, расписанными в португальской традиции, а терраса на крыше, откуда открывается прекрасный вид на старую часть города, облицована плиткой, создающей геометрический черно-белый орнамент.
Все вместе в своем кричащем разнообразии выглядит достаточно сюрреалистично, но учитывая, что эти помещения со множеством материалов и фактур никак друг с другом не соединены, переход из одной реальности в другую только подкрепляет эффект какого-то необыкновенного путешествия.
Несмотря на то что Колхас всегда отрицал восприятие архитектуры как внешней оболочки здания и призывал сосредоточиться на внутренней структуре, в данном случае внешнее тоже играет большую роль, хотя и непосредственно связано с конструкцией и устройством помещений.
Что роднит между собой проекты Колхаса, Ганса Шаруна и Фрэнка Гери, о которых упоминалось выше? Отношение к сооружению как к объекту, а не как к сочетанию главного и боковых фасадов. Тут их попросту нет. В случае с Домом музыки ориентация здания в пространстве намечена лишь парадной лестницей, ведущей ко входу.
Спустя десять лет после открытия, в 2015 году, португальское издание «Journalismo Porto Net» провело опрос среди профессоров и студентов Архитектурного университета Порту (FAUP) на предмет того, как они оценивают здание Дома музыки. Профессора Жоао Педро Ксавьера и Руи Рамос заявили, что из всей другой городской архитектуры Дом музыки выделяется своей индивидуальностью, и его расположение на отдельном плато из травертина уже само по себе подчеркивает его обособленность. «Но важно и то, что это здание стало новой точкой отсчета в формировании городской среды», — пояснил Ксавьер. Оба преподавателя, как оказалось, используют этот пример в дискуссиях со студентами, обсуждая возможные способы взаимодействия с городской средой.
Рамос и Ксавьер отметили, что за десять лет существования Дома музыки появилось целое поколение португальских архитекторов, вдохновляющихся этим сооружением и создающих подобные проекты. К примеру, штаб-квартира компании «Vodafone», бюро «Barbosa & Guimarães» или здание круизного терминала в городском порту, спроектированное архитектором Луишем Педро Сильвой.
Многогранник Дома музыки стремится к идеальной форме, какой, по мнению автора проекта, является шар. «Шар же чисто математически — тело, заключающее в себе максимум объема при наименьшей площади внешней оболочки. Шар имеет невероятную способность вмещать объекты, людей, целые системы образов и символов», — писал Колхас в «Нью-Йорке вне себя». Так и у Дома музыки он уменьшает площадь опоры, и низ здания оказывается меньше верха вопреки законам архитектоники. В этом по сути и заключается главная особенность архитектуры деконструктивизма.
При том внешняя простота и лаконичность форм связывают постройку, скорее, с традицией модернизма. Но для Колхаса, при всей его любви к консольным и визуально неустойчивым конструкциям и всевозможным интерпретациям архитектурного наследия, деконструктивизм, как модернизм или функционализм, — лишь некоторые из множества вариантов внешнего оформления проектов, каждый из которых уникален по-своему.
Архитектурные и конструктивные особенности:
- Колхас поставил Дом музыки на плато из травертина, что лишний раз подчеркивает контраст здания со всей окружающей застройкой старого города.
- Неустойчивая на вид конструкция здания сделала Дом музыки настоящей иконой деконструктивизма.
- Дом музыки Рема Колхаса стал образцом для современных архитекторов.
- В Порту в подражание ему уже построено как от минимум два здания.
- Изначально Колхас хотел отказаться от принципа «обувной коробки» — прямоугольного концертного зала. Но именно при такой конструкции получается лучшая акустика.
- Некоторые помещения Дома музыки украшены традиционной португальской плиткой азулежу с бело-синими узорами.
- Здание Дома музыки было построено в 2001–2005 годах по случаю назначения Порту культурной столицей Европы в 2001 году.
- В Доме музыки базируются сразу три городских оркестра: Национальный, оркестр Баррока и Ремикс-ансамбль
- Концертный зал Дома музыки имеет огромные окна, через которые можно наблюдать за концертами снаружи.
- Изгибы и уклоны поверхности плато сделали площадь вокруг Дома музыки центром уличной культуры: здесь собирается молодежь, чтобы покататься на лонгбордах или встретиться с друзьями перед концертом.
- Дом музыки напоминает огромный бетонный монолит, в котором, как пещеры, «выдолблены» концертный зал и другие помещения.