Двадцать третьего октября 2003 года в центре Лос-Анджелеса, по адресу: Южная Гранд-авеню, 111, был торжественно открыт Концертный зал имени Уолта Диснея. И хотя он представлял собой домашнюю площадку местного филармонического оркестра (стены старого здания Музыкального центра, расположенного напротив, к сожалению меломанов, звук поглощали), назвали зал именем знаменитого представителя американского кинематографа, создателя классических мультипликационных лент и парка развлечений (Диснейленда), ставшего олицетворением голливудской сказки.
Вдова режиссера, Лилиан, еще в 1987 году пожертвовала для возведения нового здания филармонии 50 миллионов долларов.
Строительство шло поэтапно. В 1992 году оно началось с профинансированного мэрией сооружения подземного гаража: участок для зала отводился на месте обширной и вместительной парковки (Гери негативно отнесся к месторасположению своего творения). Но на полное осуществление сложного проекта, который архитектор создал еще в 1991 году, денег решительно не хватало, поэтому к реализации приступили в конце 1999 года, когда компания Уолта Диснея («один из крупнейших конгломератов индустрии развлечений в мире») дополнительно внесла в общий бюджет 25 миллионов долларов.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Строительство завершилось в 2003-м. Однако уже через два года возникла необходимость внести во внешний вид здания некоторые коррективы: слишком активной оказалась отражательная способность световых и тепловых потоков стальных листовых покрытий (еще и за счет вогнуто-выгнутых поверхностей). Настолько, что жителей соседних домов не спасали от жары кондиционеры (имелась в виду и экономическая составляющая претензий — большая плата за электричество), а тротуар вокруг здания накалялся до 60 градусов по Цельсию (учтем, что город расположен на юге Калифорнии!).
И хотя специально выделенная комиссия не обнаружила столь резко негативных фактов, Гери не возражал против «оптимизации». Компьютерная программа помогла вычислить наиболее опасные отражающие поверхности (40 000 квадратных футов из 200 000), которые затем обработали пескоструйными потоками. К слову сказать, сложнейшие формы здания главному архитектору помогала моделировать бригада из более чем полусотни инженеров и специалистов по компьютерной графике и расчетам.
То, что расчеты оказались точными (в том числе и по сейсмоустойчивости), подтверждает достаточно солидный срок эксплуатации здания. С успехом практического применения BIM на примере такого сложнейшего сооружения связывают широкое внедрение этой технологии по всему миру.
Зрительный зал предусматривает 2265 мест. Интерьер отделан панелями из дерева дорогой породы (елью Дугласа — стены и потолок, пол — дубовыми плахами), теплые тона резко контрастируют с металлической броней «верхней одежды» здания. Однако с первого взгляда становится ясно, что все это — единый организм. Словно ветром взвихренные «пряди» внешних серебристых фрагментов соотносятся с оформлением интерьера. И не только плафона, продолжающего тему волн-парусов» (здесь уже нависающих), но и соответствием отдельных внешних структур внутренним помещениям на четырех этажах, и модульной функциональной разбивке.
О единообразии говорить не приходится: размеры, формы, высота каждого фрагмента различны. Пространство собственно концертного зала, естественно, сфокусировано вокруг сцены и оркестровой площадки, окруженных зрительскими рядами со всех сторон. Каждый отдельный сегмент устроен под определенным, не повторяющимся наклоном.
Конфигурация совместного сценического и оркестрового пространства властно определяет и подчиняет себе общую форму здания. Сегменты же зрительских рядов и служебных помещений нашли отражение во внешних структурах. Впрочем, за скругленными панелями, которыми, как в рыцарскую броню, одел свое детище Гери, это не так заметно, если не рассматривать функциональный макет-схему. Выгнутый, нависающий деревянный плафон соответствует выгнутой, покрытой металлом кровле здания, не просматривающейся с уровня тротуара. «Провисающие» панели напоминают еще и гигантские ламбрекены театральных занавесов. Подтверждая это впечатление, именно так выглядит центральный вход в Концертный зал, гибкой дельтой приоткрывающий стеклянную стену с видом на холл. Стеклянные зоны в экстерьере обрамляют почти весь периметр на уровне тротуара. В служебных пространствах кроме подсобных помещений размещены ресторан и кафе, книжный и сувенирный магазины.
Акустика зала — главное достоинство любой концертной площадки — оценивается знатоками чрезвычайно высоко. Удалось добиться времени ревербации звуковой волны (благодаря деревянной «обшивке» и консультациям японских специалистов) — около 2,2 секунды.
Не умолкает ропот в связи с формой органа, 6100 труб которого высятся не привычно параллельно друг к другу, а отклоняясь в разные стороны. Орган из-за его сложности сооружали целый год. Консультировал архитектора специалист-акустик Мануэль Розалес. Информационные порталы Сети распространяют рассказ о том, что после первой репетиции в новых стенах музыкальный руководитель оркестра Эса-Пекка Салонен сказал Гери: «Мы остаемся здесь», — заставив 76-летнего зодчего прослезиться.
Город ангелов расположен на побережье Тихого океана, и облик здания, по мысли Гери, может ассоциироваться и с парусами, и с бурными океанскими валами (недоброжелатели, впрочем, находят иное определение: «…архитектура мятых картонных коробок»), а также его можно сравнить и с материализованными акустическими волнами, крещендо, звучными аккордами, вздымающимися к небесам. Совершенно очевидно, что в «столице развлечений», как называют город, Концертный зал имени Уолта Диснея одним своим обликом являет визуальный аттракцион, привлекая к себе неизменное внимание.
Он с полным правом вошел в ряд всемирно известных достопримечательностей этого места. Контрастируя с окружающей средой в стиле интернациональной архитектуры, здание, тем не менее, тактично вписано в городской ландшафт. Линии его фасадов на уровне взгляда прохожих в основном не нарушают горизонтальных уличных векторов.
Фейерверк в день открытия Концертного зала продемонстрировал, что отражающее цветные вспышки «оперение» здания, каждое мгновение меняющее его, превращает сооружение в поистине чудесный объект, соответствующий сказочному амплуа того, чье имя оно носит. Футуристическая архитектура привлекает к залу Диснея устроителей пафосных мероприятий разных жанров: например, здесь прошел премьерный показ кинофильма братьев Вачовски «Матрица: Революция» (2003), а также финальное дефиле юбилейного сезона телевизионной программы Тайры Бэнкс «Топ-модель по-американски» (2015).
А в энциклопедиях в определениях стиля этой архитектурной постройки к термину «деконструктивизм» добавились экспрессионизм и постмодернизм.