Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Правительственные здания в Бразилии Оскара Нимейера

Я старался построить дворцы, едва касающиеся земли, отражающиеся в воде, добиваясь благодаря колоннам и аркам неожиданного впечатления.

О. Нимейер

Уникальность плана столицы Бразилии никем не оспорима. Однако и ее главные здания, спроектированные Нимейером, числятся в мировой антологии шедевров архитектурной мысли XX века.

По прямой весь город пересекает широчайший проспект Министерств. Эта так называемая эспланада на поминает стрелу, корпус птицы, фюзеляж самолета, в носовой части которого расположена площадь Трех властей — через нее проходят основные магистралз («монументальные оси»). В плане площадь составляет равносторонний треугольник, символизирующий равноправие законодательной, исполнительной и судебной властей. Она является правительственным центром столицы, а ее смысловые акценты воплощены в стоящих на ней административных зданиях. Нимейер признавался: «В концепции создания этих дворцов меня также волновала атмосфера, которую они бы привнесли на площадь Трех властей. Не хотелось, чтобы он была холодной и технической, классической чистоты жесткой, с ожидаемыми прямыми линиями. Наоборот, хотелось видеть ее заполненной формами, мечтами и поэзией».

Министерство иностранных дел

И среди «заполняющих» форм, подчеркивающих торжественность и репрезентативность площади, появились скульптурные группы «Волны», «Два воина» (посвященная строителям города, скульптор Б. Жиоржи), Вечный огонь нации, скульптура Юстиции (перед Верховным судом), в центре — трехгранная мачта высотой 100 метров, на которой реет желто-зеленое полотнище самого большого в мире национального флага (его 7000 м2 весят около 600 килограммов).

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

Флаг меняют ежемесячно, но с даты открытия столицы в 1960-м он ни разу не был спущен. А в 1985 году в память о борцах за демократию на площади возведен пантеон Свободы и Отечества имени президента Танкреду Невеша, спроектированный Нимейером в форме голубя. Пантеон по сути представляет собой мемориально-выставочное помещение в три этажа общей площадью 22 660 м2.

«…Только в Бразилиа моя архитектура стала более свободной и строгой, — признавался зодчий. — Свободной за счет ее пластической формы, а строгой из-за стремления удерживать ее в точных и определенных периметрах. И, без сомнения, наиболее важной, ведь речь шла об архитектуре столицы. Моей задачей было

Здание Генеральной прокуратуры

выразить ее за счет структур». Природа, среда, небо как всегда у зодчего, и в новой столице становятся его партнерами. Каждое нимейеровское здание в центр Бразилиа контрастно вырисовывается на фоне неба как уникальное произведение искусства. Как знак. Как символ.

Две 28-этажные башни секретариата Национального конгресса — еще один знак равенства, только уже между небом и землей. Рядом — стелющиеся параллепипеды корпусов Сената и Палаты представителей, соединенные друг с другом переходами так, что создают единый стилобат. Увенчаны корпуса симметрично расположенными куполами, белоснежными чашами. Оскар Нимейер говорил, что спроектировал их в виде полусфер исключительно из функциональных соображений, поскольку такая форма обеспечивает отменную акустику и создает дополнительный внутренний объем, в пространстве которого члены конгресса могли лучше слышать и видеть друг друга. И все же неизбывны более сложные ассоциации: свои «чаши» Нимейер «встроил» формы радаров для приема сигналов и радиоволн, пронизывающих, наполняющих и питающих окружающее пространство. Здание Сената (Федерального собрание с его «голубым» залом заседаний, таким образом, силволизирует связь с космическими энергиями, ибо его чаша-радар устремлена в небо. Симметричное ему здание Палаты представителей (нижней палаты — палаты депутатов) увенчано перевернутой чашей, плоским куполом, словно вбирающим в себя энергию земли, а потому его зал — «зеленый».

Иллюзии ментальной вторит иллюзорность оптическая: если смотреть на конгресс сбоку, то видны две высокие башни и две огромные чаши рядом; если подойти к зданию с торца, то башни окажутся «внутри» одной из чаш. А еще архитектор рассчитал положение зданий Национального конгресса таким образом, чтобы в день праздника Бразильской республики, 21 апреля, рассветное солнце оказывалось точно между башнями, освещая эспланаду до мемориала Жуселину Кубичека.

Справа от Национального конгресса находится здание Высшего федерального трибунала (1970). Ярким архитектурным акцентом здесь оказались подчеркнуто крупные выгнутые солнцезащитные козырьки и вертикальные планки, соединенные арочными завершениями.

Слева — дворец-«офис» аппарата президента, Паласну ду Планалту (плато), символ исполнительной власти. Четырехэтажный Планалту, возведенный всего за

Дворец Планалту

полтора года, занимает площадь 36 000 м2. В его комплекс входят и четыре смежных здания. Сам дворец представляет собой квадратную в плане постройку со сплошным остеклением стен. Однако проникать в интерьер жарким лучам мешает сильно выступающая козырьком плоская крыша (общий прием архитектора для зданий в подобном климате, защищающий от активности солнечных лучей) и столпы-колонны, которые архитектор назвал перьями, опускающимися на землю. (Стоит ли напоминать, что именно «оперенными», периптерами, называли древние греки свои колончатые храмы?) Постулируя открытость и доступность верховной власти, строители города отказались от караулен и глухих заборов для своих модернистских дворцов.

Другой дворец — резиденция главы республики, дом его семьи (и первое по времени сооружение новой столицы) — находится на берегу водохранилища Парануа. Благодаря своему местоположению — с восточной стороны — называется дворцом Рассвета, Паласиу да Альворада. Стреловидые колонны Нимейер применил в обоих дворцах. Разница же состояла в том, что в Планалту они были площе и поставлены перпендикулярно.

Нимейер писал: №Во дворцах Планалту, Супрему и Альворада можно отметить форму колонн, создающих новый и неожиданный облик, вступающий в диалог с архитектурой Бразилии колониального периода».

Пространства в интерьерах дворца Рассвета динамичны: «…соединяются широкими проемами, оживляются лестницами, балконами, перепадами уровней, зеркалами, сочетанием красок и отделочных материалов, украшены картинами, скульптурами, сочными по цвету коврами».

Рядом с площадью Трех властей, с ее восточной стороны, расположено Министерство иностранных дел, дворец Итамарати (названный по ассоциации с первым зданием Министерства иностранных дел в Рио-де-Жанейро — дворца барона Итамарати). Это сооружение, открытое 21 апреля 1970 года, получило еще одно наименование — дворец Арок. Оно также было спроектировано в соответствии с общей концепцией архитектурного согласия всех построек площади Трех властей. Нимейер и здесь вынес свои колоны (французский писатель и общественный деятель Андре Мальро, друг Нимейера, назвал их «лучшими после греческих») за главный кубический объем здания, стены которого закрыты светоотражающим стеклом, что представлялось необходимым в жарком климате.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал