Несмотря на свое местоположение – в центре плотно застроенного Манхэттена Ситикорп-Центр выделяется из числа других небоскребов благодаря своей скошенной под углом в 45 градусов крыше, а также необычной и новаторской конструкции своего основания, покоящегося на четырех огромных колоннах, под которыми располагается oоткрытое пространство, используемое дли общественных нужд.
Общие данные:
- Расположение: Нью-Йорк (США)
- Проект: Ассоциация Хью Стаббинза, «Эмери Рот и сыновья»
- Высота: 279 м
- Материалы: сталь, алюминий и стекло
- Год постройки: 1977
Впервые примененная здесь конструкция стала впоследствии примером для подражания. Как в 1970 году ее создатель Хью Стаббинз писал одному из своих клиентов, Генри Дж, Мюллеру (тогдашнему вице-президенту Первого Национального банка), он намеревался «воспользоваться средствами больших компаний, богатых моральными и социальными идеями, для создания новой серии офисных зданий, предназначенных для успешной деятельности каждого отдельного индивидуума и всего коллектива в целом».
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Возможность создания такого общественного пространства зависела частично от самого архитектора, а частично от следующего обстоятельства: 30% строительной площадки занимала лютеранская церковь Св. Петра, построенная в 1862 году. Было достигнуто соглашение, что церковь может быть снесена, но на ее месте должна быть построена новая капелла. Вот почему корпус здания, опирающийся на четыре огромные колонны, расположенные посередине каждой стороны, чтобы не мешать освободившемуся общественному пространству, был поднят на высоту 30,5 м над землей. Под корпусом небоскреба было возведено несколько сооружений, включая новую церковь Св. Петра и вестибюль станции метро — оставшееся свободным пространство приобрело форму амфитеатра. Наличие таким образом организованного общественного пространства способствовало росту популярности небоскреба и красноречиво свидетельствовало об изменениях в правилах, регулирующих плотность застройки Манхэттена на нулевом цикле.
Строительство Ситигруп-центра, совпавшее с периодом экономического спада, последовавшего за энергетическим кризисом, велось с использованием многих конструктивных и технических новшеств. Все здание держится на центральном стержне и четырех колоннах (где располагаются лифты и лестницы); стальная структура здания делится на шесть секций по восемь этажей, каждая из которых состоит из вертикальных колонн, соотносящихся с пилоном и V-образными горизонтальными и диагональными фермами, несущими горизонтальные нагрузки.
В здании были установлены принципиально новые энергосберегающие отопительные и осветительные системы и двухуровневые лифты. Другая новинка — глушитель колебаний, вызываемых ветром, представляющий собой 440-тонный бетонный блок. Установленный на крыше и соединенный с компьютером, он смещается по мере усиления ветра и глушит вызванные им колебания всей конструкции. Фасад облицован тонкими перемежающимися горизонтальными полосами блестящих алюминиевых панелей и зеркального стекла, придающих зданию прозрачную воздушность, что его коренным образом отличает от несколько тяжеловесных небоскребов, которыми застроена эта часть Нью-Йорка.
Архитектурные особенности:
- Крыша небоскреба скошена под углом в 45 градусов, что отличает его от многих других небоскребов Манхэттена.
- Под стоящим на четырех огромных колоннах Ситигруп-центром располагается открытое общественное пространство, эффектно оживляющее кок однообразно-прямоугольную конструкцию здания, так и его территорию, которая, будь оно занята исключительно офисными помещениями, выглядело бы совсем уж бездушной.
- Идея создания дополнительного пространства с различными общественными сооружениями в основании Ситигруп-центра была отчасти продиктована необходимостью разрежения плотно застроенной территории, на которой здания теснятся, словно деревья в лесу.
- Расположенный в той части города, где имеется множество других небоскребов, Ситикорп-Центр все же выделяется своим оригинальным дизайном и блестящей облицовкой фасада.
- Незанятое внутреннее пространство здания с выходящими к нему этажами делает его еще более оригинальным и более удобным по сравнению с традиционными нью-йоркскими «коробками».