До 2000-х годов Тойо Ито почти ничего не строил за пределами Азии, а в XXI веке, получив международное признание, он становится востребован во всем мире. Его приглашают в центральные города европейских стран проектировать крупные, во многих случаях даже ключевые, объекты. Например, в 2009 году по проекту великого архитектора возводился гостинично-офисный комплекс «Порта Фира» в Барселоне, состоящий из двух башен-небоскребов, каждая высотой 110 метров, и атриума между ними. После завершения комплекс сразу окрестили шедевром мирового деконструктивизма.
Башня-отель ярко-красного цвета имеет форму неправильного цилиндра, расширяющегося в верхней части. В зависимости от угла зрения на необычную постройку меняется восприятие ее плавных очертаний. С каждой стороны 26-этажная башня выглядит подругому. Основным элементом оформления фасада стали красные металлические трубы, дающие потрясающий визуальный эффект, особенно при взгляде на башню снизу вверх. Красные ниспадающие линии труб образуют своеобразные «жалюзи» на стеклянном фасаде круглой башни.
Учитывая сложность геометрии здания, двойная облицовка фасада была технически оправдана. Внутренняя оболочка создана на основе алюминиевых и стеклянных панелей, предназначенных для полного удовлетворения всех акустических и теплоизоляционных требований. Внешнее оформление призвано обеспечить сложную ребристую текстуру и подчеркнуть изменяемую геометрию башни.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Независимые друг от друга алюминиевые трубы концами прикреплены к шаровой конструкции и расположены под наклоном, из-за чего и создается эффект кручения здания.
Отель «Порта Фира» отличается природной, органической формой, лишенной прямых углов и строгих линий. Произведение создано как метафора естественной жизни, в которой структура напоминает органическую форму цветка лотоса. Волнистые линии башни и отсутствие четкого силуэта создают впечатление закрученности постройки и даже ее колебания. Его усиливают квадратные окошки, размещенные на фасаде через неравные расстояния и со смещением на одном этаже относительно другого.
Башня схематично разделена по вертикали на три части. Геометрия нижних двух третей основана на переменной вращения и скручивания, в то время как в верхней части план деформируется и масштабируется по мере движения вверх. В результате достигается увеличение полезной площади здания.
Вторая башня представляет собой ортогональный объем с четким поэтажным членением фасадов и прямолинейными навесными стеклянными стенами. В ней находятся офисные помещения. Тонко и красиво выстроен диалог между двумя башнями, такими разными по форме и, кажется, созданными на контрасте. Несмотря на явную противоположность между постройками с точки зрения их формы, они весьма гармонично дополняют друг друга. Единство и противоположность двух башен, отеля и бизнесцентра, автор создавал как символы работы и отдыха, поэтому их невозможно рассматривать по отдельности, ведь их художественные образы переплетены и тесто взаимосвязаны.
Включению офисного здания правильной геометрической формы в яркий криволинейный комплекс способствует изогнутая вставка красного цвета, занимающая центральную часть всей высоты его главного фасада. Вставка легко «прочитывается» как искаженное отражение соседней башни-отеля.
Интерьер зданий полностью соответствует их внешнему образу и выполнен в таком же футуристическом стиле. Однако в обеих постройках интерьер минималистичен: алюминиевые конструкции, стекло, много пространства и света. В оформлении помещений отеля присутствуют смелые геометрические линии, прорезающие пространство и создающие футуристические оптические эффекты. Обильно использован яркий красный цвет, который можно увидеть на стенах, в декоративных деталях, а также в текстиле и предметах мебели.
Большой конференц-зал отеля в плане представляет собой прямоугольник, оставшийся единственной правильной фигурой в интерьере. Потолок зала рассечен линиями углублений, хаотично пересекающимися под разными углами. В них на произвольном расстоянии друг от друга размещены маленькие светильники. Благодаря специальному механизму крепления светильники можно поворачивать в разные стороны, из-за чего эффект точечного освещения усиливает художественную асимметрию в оформлении интерьера. В центральной части потолка размещены два больших округлых плафона неправильной формы. Они являются главным источником освещения и главным визуальным акцентом дизайна. Отзвуком потолочных плафонов стали настенные лампы, каждая из которых имеет неповторимые форму и размеры.
С созданием в Барселоне «Порта Фира» связывались высокие требования и амбициозные надежды. Приглашение архитектора мировой величины было лишь одной из составляющих успеха. Под гостинично-офисный комплекс отвели удачный участок — рядом с аэропортом и железнодорожным вокзалом, а также напротив выставочного центра «Фира Барселона».
Особое значение при создании проекта имели требования к энергоэффективности построек. Поэтому были предусмотрены элементы получения энергии: солнечные батареи, системы использования дождевой воды и естественного освещения.
Тойо Ито мало комментировал свою работу. Архитектор всегда придерживался мнения, что правильно выстроенное здание говорит само за себя. Те же, кто побывал внутри этого большого барселонского чуда, не устают восхищаться постройкой, удивляться гротескному мышлению автора и, конечно, выражают желание вернуться в отель еще раз, несмотря на довольно высокие цены за проживание. Отель очень популярен у деловых путешественников не только из-за близости к аэропорту, но и потому, что его 318 номеров оснащены по последнему слову техники. К тому же для туристов остановка в этом знаменитом отеле приравнивается к возможности получить яркие впечатления о шедеврах современной архитектуры Барселоны. На верхнем этаже расположен ресторан, известный своими панорамными видами.
Большинство построек Тойо Ито отличает смелое вторжение в городскую среду, желание автора выделить их в окружающем пейзаже. Башни комплекса «Порта Фира» не стали исключением. За свой яркий дизайн комплекс заслужил статус одного из главных архитектурных символов Барселоны. Однако нельзя недооценивать талант японского архитектора. Ни одно его произведение никогда не отличалось агрессивностью по отношению к окружающей застройке. Башни комплекса «Порта Фира» призваны играть символическую роль, так как они являются данью уважения историческим венецианским башням, стоящим у входа в выставочный центр, расположенный неподалеку.
Отель «Порта Фира» стал одним из самых высоких зданий Барселоны и признан лучшим небоскребом по версии международного конкурса Emporis Skyscraper Award в 2010 году именно благодаря своей эффектной форме и неповторимой фактуре фасадов. Премия ежегодно вручается высоткам выше 100 метров за лучший дизайн и функциональность. В конкурсе на лучший небоскреб 2010 года участвовало более 300 зданий, победителя определило жюри в составе экспертов со всего мира. «Порта Фира» получил высшую награду — Золотую премию, обойдя в гонке за звание лучшего небоскреба даже всемирно известную башню «Бурдж-Халифа» в Дубаи.
Архитектурные и конструктивные особенности объекта:
- Здание имеет двойной фасад: внутренняя облицовка состоит из стеклянных панелей, встроенных в металлическую решетку; внешняя оболочка создана с помощью алюминиевых труб.
- Окна отеля размещены по фасаду через неравномерные расстояния и со смещением на разных этажах.
- Постройки объединены общим стилобатом интересной криволинейной формы.
- В отеле 26 этаже.
- Башня-отель ярко-красного цвета имеет сложную форму, меняющуюся в зависимости от угла зрения.
- Благодаря расположению труб под наклоном, меняющимся на разных этажах, создается эффект кручения постройки
- Офисная башня высотой 24 этажа имеет правильную геометрическую форму
- В центре, по всей длине здания, проходит изогнутая вставка красного цвета, призванная олицетворять искаженное отражение башни-отеля.