Участие в проекте по реконструкции и новой застройке Потсдамской площади в Берлине было исключительно важным моментом в творчестве Ричарда Роджерса. Несомненно, что преобразование вновь объединенной немецкой столицы в 1990-е годы стало самым большим градостроительным проектом Европы и самой масштабной стройкой континента за полвека. Ни «Большие проекты» Парижа, ни предолимпийская модернизация Барселоны, ни реконструкция лондонских доков, ни новая застройка Роттердама в разные годы не привлекали такого огромного количества мировых архитектурных сил.
При строительстве жилого и административного корпусов комплекса «Даймлер — Крайслер» были использованы максимально энергоемкие системы отопления и энергосберегающего наружного остекления. Конфигурация внутренних пространств комплекса рассчитана на эффективную естественную вентиляцию, а системы принудительного кондиционирования и очищения воздуха должны работать только в экстренных случаях.
В берлинских проектах 1990-х годов приняла участие целая плеяда архитектурных звезд со всей планеты, не говоря уж о просто бессчетном количестве не столь известных, но высокопрофессиональных бюро из разных стран. Немецкая столица уже приглашала иностранных мастеров для работы в Западном Берлине в рамках международных строительных выставок «Интербау» в 1957 и 1987 годах. С опорой на этот богатый опыт в 1990-е годы в разных частях Берлина велось новое жилое и общественное строительство (район Фридрих-штрассе, Правительственный квартал), реконструкция знаковых объектов (Рейхстаг, отель «Адлон» на Унтерден-Линден) и застройка целых утраченных кварталов на некогда оживленных городских улицах.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Потсдамская площадь до войны как раз и была одним из таких востребованных мест города. Война разрушила почти все ее постройки, а послевоенное разделение на оккупационные секторы и последующее противостояние политических систем с возведением Берлинской стены превратили этот район в глухую окраину, а саму площадь — в заросший травой пустырь. От былого великолепия сохранились только гостиница «Эспланада» и ресторан «Хут Вайнхаус», да и те в неутешительном состоянии. В конце 1980-х годов невозможно было представить, что раньше эта площадь являлась крупным транспортным узлом и средоточием культурной жизни Берлина. Ведь в 1920-е годы движение транспорта на Потсдамской площади считалось самым интенсивным в Европе, и первый в Германии светофор был установлен в 1924 году именно здесь. Упомянутые винный ресторан и парадные залы гостиницы регулярно посещали мировые знаменитости (в частности, Марлен Дитрих и Чарли Чаплин). После объединения частей Берлина и возврата городу столичного статуса район Потсдамской площади объявили приоритетным участком развития.
В результате ряда международных конкурсов, бурных публичных дискуссий и десятилетия масштабного строительства Потсдамская площадь и прилегающий район обрели новый впечатляющий облик и стали одним из главных символов возрожденной германской столицы. Несмотря на вполне модернистский характер восторжествовавшей стратегии развития района, в структуре застройки был бережно сохранен исторический ресторан 1871 года, реконструирована парадная часть старой гостиницы. (Хотя новая концепция пространства площади и потребовала переноса здания на 70 м в сторону.) Главными заказчиками нового проекта выступили концерн «Даймлер — Крайслер» и компания «Сони», в результате чего большинство новых зданий получило названия, связанные с этими организациями. На территории в 7 гектаров вокруг исторической Потсдамерплатц было выделено 14 участков под новую застройку. В результате на ней разместились торговый пассаж «Аркаден» с 140 магазинами, театр, многозальный кинотеатр IMAX, многочисленные офисные здания и жилые постройки.
Реконструкция всего района Даймлер — Крайслер предполагала строительство девятнадцати зданий с дестью небольшими улицами и двумя внутренними площадями. Первоначальный генплан развития был разработан мюнхенским бюро «Хильмер и Заттлер» и предполагал бережное сохранение довоенной планировки, основных направлений улиц, а также комплексный «ансамблевый» подход к созданию современного квартала. В процессе работы генплан подвергся детальной коррекции. Преобразование пространства самой Потсдамской площади проходило под руководством главного итальянского приверженца хай-тека, притц-керовского лауреата 1998 года Ренцо Пиано. Он же в соавторстве с Кристофером Кольбеккером построил одну из заглавных высоток, Даймлер — Крайслер-Сити, создающих визуальные ориентиры нового квартала, и серию жилых зданий из трех блоков (Дебис-Хаус, 1992-2000). Вторую башню на Потсдамерплатц спроектировал немецкий архитектор Ханс Колхофф. А Ричард Роджерс был приглашен для работы над зданием многофункционального общественно-административного комплекса на Потсдамской площади наряду с другими мэтрами современной архитектуры, такими как Арата Исодзаки, Хельмут Ян, Рафаэль Монео.
Многофункциональный комплекс для компании «Даймлер — Крайслер» по проекту Роджерса считается одним из наиболее ярких примеров высокотехнологичной архитектуры в застройке района Потсдамской площади, что очень показательно, поскольку над проектированием этого места трудились лучшие мировые бюро и многие знаменитые архитекторы. Офисно-торговый комплекс «Даймлер — Крайслер» был завершен первым из масштабных проектов новой застройки Потсдамерплац.
Сооружение Роджерса занимает целый протяженный квартал, уходящий от высотного здания площади к набережной Ландверканала. Комплекс включает офисные фрагменты и общественную зону с торговым пассажем и большим атриумом. Офисные составляющие отличаются визуальным разнообразием, развитой инфраструктурой и живописным благоустройством пешеходной части. Здесь Роджерс предложил и стеклянные цветные «стаканы» на ножках-колоннах, и ступенчатые «утюги», облицованные керамических плиткой, и завлекающие прозрачные входы под массивными навесами. Благодаря пестрому арсеналу приемов и инструментов протяженный комплекс получился нескучным и весьма функциональным, а торговые галереи стали излюбленным местом посещения горожан.
Архитектурное решение комплекса «Даймлер — Крайслер» от Роджерса восхищает запоминающимся характером и уместностью компромисса между эстетическими приоритетами автора и жесткими регламентами вновь создаваемой среды. В структуре комплекса присутствуют многие излюбленные темы архитектора — прозрачные навесные лифты и спиральные внешние лестницы, просторный атриум со световым куполом, цветные элементы солнцезащиты, проступающие сквозь стеклянные ограждения, структурные металлические части конструкции в интерьере и на фасадах. При этом в отделке зданий отчетливо прослеживаются отсылки к историческому облику довоенного Берлина, переданному через использование контрастного лицевого кирпича, часто применявшегося при строительстве в XIX и начале ХХ века.
Как и Ренцо Пиано в жилой застройке прилегающего района Даймлер — Крайслер, Роджерс в границах многофункционального комплекса для этой компании уделил большое внимание повышению экологичности зданий. Помимо оперативного регулирования уровня инсоляции и прочих технических усовершенствований архитектор создал систему открытых озелененных дворов — садов, придающих откровенно техногенной постройке больший уют и дружелюбие. Живая зелень на ступенчатых балконах и фрагментах плоской кровли тоже служит этой цели, увеличивая площадь рекреационных зон.
Образная выразительность сооружения Роджерса, как всегда, тесно связана с техническими возможностями и потребностями жизнеобеспечения зданий, решена средствами высокотехнологичной архитектуры. В частности, естественную вентиляцию комплекса обеспечивают керамические панели теплых оттенков естественной терракоты, а двойные прозрачные фасады выполняют функции энергосбережения и защиты от шума. Вода из дождевых стоков здания поступает в общую систему для наполнения декоративных водоемов, предусмотренных перед театром и мюзик-холлом с другой стороны района.
Блестящее исполнение деталей и эффектная зрелищность постройки снискали Роджерсу заслуженное признание. Его относительно невысокий офисно-торговый комплекс не потерялся среди более масштабных сооружений других знаменитостей. А смелое цветовое решение с возможностью частичной смены колористического наполнения фасадов создало подлинный ансамбль с постройкой Хельмута Яна. Но если стеклянные многоэтажные цилиндры Роджерса меняют цвет в зависимости от уровня освещенности, то грандиозный складчатый купол Сони-центра Яна вообще способен визуально «перекрашиваться» произвольно для развлечения посетителей.
Внутренние пространства офисных блоков род-жерсовской постройки наполнены светом, а магазины и ресторанчики внутри торгового пассажа никогда не пустуют, несмотря на разнообразие выбора подобных мест в окружающей застройке. Все это говорит о привлекательности новой городской среды, созданной мастером в данной работе.
Энтузиазм и эйфория Берлина 1990-х годов позволили реализовать грандиозный градостроительный замысел возрождения Потсдамской площади и включить новые сооружения в структуру городской застройки. Параллельно были сооружены новый дипломатический квартал с чередой весьма интересных зданий иностранных посольств. В продолжение комплекса Потсдамерплац уже в 2000-е годы реконструировали Лейпцигскую площадь, представлявшую собой единый исторический ансамбль с прошлой Потсдамерплац. Однако экономические реалии нового века привели к необходимости смены владельцев знаменитого квартала. В 2007 году компания «Даймлер — Крайслер» продала свои здания шведской банковской группе SEB за 2,2 млн долларов.
Уверенная и пластически разнообразная многофункциональная постройка Роджерса для «Даймлер — Крайслер» в Берлине в очередной раз подтвердила высокий профессионализм и оригинальность мысли британского архитектора, способного создавать яркие образы среди самого затейливого окружения.