Новое строительство в условиях исторического центра – задача высшей категории сложности. Препятствия на пути к реализации проекта, как правило, приводят к значительной потере в качестве, архитектурном или рыночном. Тем удивительнее история проекта БЦ «Фабрика Станиславского», не только сохранившего все первоначально заложенные идеи, но и воплотившего ряд инноваций.
Общие данные
- объект: Бизнес-центр класса B+ «Фабрика Станиславского»
- расположение: ул. Станиславского, д. 21, г Москва, Россия
- девелопер: ЗАО «Хорус Кэпитал»
- архитектура: ООО «ВЭЛСТ проект»
- историко-градостроительные исследования: мастерская 20, Моспроект-2 им. М. В. Посохина
- отчет по реставрации: государственное унитарное предприятие «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские»
- общая площадь территории, га: 2,88
- дополнительная инфраструктура : театр «Студия театрального искусства», ресторан, конференц-залы, кафетерий, банк
- этажность: переменная, от 2 до 6
- паркинг, количество машиномест: 170 (подземный), 180 (открытый и крытый наземный)
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Градостроительная справка
Квартал занимает центр треугольника, ограниченного рекой Яузой, Садовым кольцом и улицей Большой Коммунистической. Рядом – Таганская площадь. Непосредственными границами квартала служат улицы Станиславского и Николоямская и переулки Мартыновский и Пестовский. Застройка квартала отличается крайней хаотичностью. Здесь смешались строения бывших дворянских усадеб, многочисленные фабричные, складские и конторские здания XIX-XX веков. К последним относятся здания бывшей золотоканительной фабрики, принадлежавшей Алексеевым – семье Константина Сергеевича Станиславского. После революции фабрика перешла на производство проводов и кабелей. Советский период добавил к общему хаосу еще несколько строений в характерном бетонномонументальном стиле.
Описание объекта
Как и всякая другая сфера человеческой деятельности, девелопмент имеет свои градации сложности. Если взять за начальный уровень проект возведения сторожевой будки в чистом поле, пройти через строительство таунхаусов на бывших колхозных землях в Подмосковье, подняться до торгового центра возле МКАД, перескочить через возведение делового центра у Третьего кольца прямо к «точечной» жилой застройке в пределах Садового, то окажется, что еще на ступеньку выше, на самом верху шкалы, находится реконструкция памятника или объекта охраны, совмещенная с новым строительством. Все возможные проблемы и осложнения, которые могут обеспечить согласующие инстанции, местные жители, ветхие конструкции и коммуникации, сплетены здесь в гордиев узел.
А если прибавить ко всему вышеперечисленному необходимость совместить при реконструкции целого городского квартала здания различного функционального назначения, причем не только офисного и жилого, но и культурного, а также неоднократную смену команд проектировщиков, закончившуюся параллельной работой двух английских бюро, одной компании с острова Крит и московского филиала польской проектной фирмы, то сложность проекта, за который в 2004 году взялась только что созданная девелоперская компания Horus Capital, выходит за все мыслимые пределы.
Правда, большая часть проблем возникла позже, а в начале все казалось достаточно простым: согласно исходной концепции предстояла быстрая реконструкция старых цехов захиревшего Московского кабельного завода «Электропровод» с целью привести их в пристойный вид и сдать как среднестатистический офисный центр категории «С» или «В». Застройка территории будущего бизнес-центра носила хаотический характер, причем начало этому хаосу было положено еще несколько сотен лет назад. Тогда на возвышенности между Москва-рекой и Яузой стояли усадьбы, окруженные садами. Со временем здесь начали селиться купцы и промышленники, для которых соседство с реками и оживленным Владимирским трактом было крайне удобным. Постепенно дворянские усадьбы переходили в собственность богатеющих фабрикантов, которые пристраивали к ним склады, конторы и цеха, руководствуясь лишь производственными потребностями. Вдоль одной улицы могли выстроиться вперемешку фасад бывшего усадебного флигеля с фронтоном и колоннами, кирпичные здания контор и деревянные покосившиеся сараи. К этой пестрой компании советское время добавило обшитые металлом склады и бетонные коробки учреждений.
На первый взгляд, такая разномастная застройка прекрасно отвечала первоначальной концепции реконструкции. Из существующих зданий легко можно было выбрать несколько наиболее сохранившихся для переделки под офисы, а остальные либо снести, чтобы расчистить место для парковок, либо оставить до лучших времен, когда у компании будут средства для их перестройки. Но в Москве решать, что оставить, а что сносить, можно, только руководствуясь заключением экспертов. Поэтому работы на площадке были приостановлены до окончания историко-градостроительного исследования, проводившегося Мастерской №20 Моспроекта-2. Результатом работы, продлившейся больше года, стали несколько томов с детальным описанием объектов и деталей, имеющих историко-архитектурную ценность, и подробная градостроительная концепция реконструкции квартала, в которой были перечислены все здания, подлежащие как сносу, так и реставрации (реконструкции). И хотя предполагаемое авторство Шехтеля одного из конторских зданий не подтвердилось, качественная оценка имеющегося в распоряжении застройщика исторического фонда принципиально изменилась, повлияв и на корректировку концепции его реконструкции. Вместо быстрого возврата вложений в ремонт от аренды появилась новая идея культурной конверсии всей территории бывшей фабрики, достаточно распространенная на Западе, но до сих пор ни разу не реализованная в полном объеме в России.
Кварталу предстояло объединить в себе бизнес-центр, жилой комплекс клубного типа, дизайн-отель, ресторан и театр и при этом сохранить свою идентификацию, точнее, сделать ее имиджевой и стилистической основой. Именно эта историческая составляющая должна была превратить один из кварталов возле Таганской площади в уникальное пространство для работы, жизни и отдыха, придающее новое актуальное прочтение понятию «старая Москва» и наделенное своей собственной историей и даже легендой. «Легендой» должна была стать настоящая «театральная история», связанная с этим местом. Дело в том, что фабрика до революции принадлежала семье Алексеевых, один из членов которой взял себе сценический псевдоним Станиславский и стал основателем новой русской школы актерского мастерства. Здесь, на территории квартала, находился первый театр, которым руководил Константин Сергеевич и в котором играли сами рабочие золотоканительной фабрики. Для него было выстроено специальное здание, потом, правда, переоборудованное под цех, но сохранившееся до нашего времени. И именно в нем, согласно условиям инвестиционного контракта, заключенного компанией Horus Capital с Правительством Москвы, вновь должен был расположиться театр.
Работы над зданием театра начались самыми первыми, и в марте 2008 года он был открыт для публики. Теперь в нем работает Студия театрального искусства под руководством Сергея Женовача. Открытие театра ненамного, но опередило сдачу в эксплуатацию основного здания бизнес-центра – исторического корпуса, построенного в 1912 году и выходящего на улицу Станиславского. Оно по праву стало визитной карточкой офисной части реконструируемого квартала. Эффектный кирпичный фасад с огромными окнами и затейливыми башенками на крыше и необычным, модернистским оформлением входной группы словно вобрал в себя все приемы, используемые застройщиком на этом объекте: корректное отношение к историческим зданиям сочетается здесь с активным включением современных элементов дизайна.
Наиболее характерным примером сплава старого и нового можно считать оформление главного вестибюля бизнес-центра. Для проектирования этого пространства были приглашены английские дизайнеры бюро Casson Mann, которые и предложили соединить в интерьере приметы прошлого и настоящего. О бывшей фабрике должны напомнить мощные стальные колонны, пронизывающие многосветное пространство холла, а также оригинальные системы перегородок, сделанные из золотистой металлической сетки. Театральная тема лишь намечена. Ее можно усмотреть в отделке стен, точнее, в том, как декоративная облицовка обрывается на уровне третьего этажа, уходя выше глухими черными плоскостями, напоминающими надсценическое пространство колосников. Не случайно созданный интерьер получил название MuseoLobby. Но многочисленные литературные ассоциации не закрывают главного – перед нами входная группа в современный, оборудованный по последнему слову офисный центр, предназначенный для динамично развивающихся компаний, таких как «Яндекс» и кадровое агентство «Анкор».
Современную тему в застройке квартала подхватывает новый корпус, продолжающий линию фасада исторического здания вдоль улицы Станиславского. Два здания, разделенные проездом, словно ведут между собой диалог, в котором на каждую реплику старинного корпуса современный дает свой ответ, оформленный в актуальных формах, с использованием новейших строительных и отделочных материалов, но при этом звучащий в резонанс. Перекличка идет во всем: в геометрии зданий, в размерах проемов, в ритме и пропорциях фасадных элементов, в совпадении горизонтальных уровней. Кирпичные стены перекликаются с фасадом, облицованным объемной керамикой; стеклянные витражи с декоративными деревянными ламелями продолжают тему огромных двухсветных окон старой фабрики. Этот «дуэт», пожалуй, можно считать лучшим образцом корректного средового строительства, не впадающего в стилизацию и копирование, но и не конфликтующего с окружением.
Та же тема сосуществования старого и нового продолжается на территории бизнес-центра. Заводские здания, в зависимости от охранного статуса и состояния конструкций, подвергались либо реконструкции с переоснащением инженерного оборудования и подновлением кирпичных фасадов, либо более основательной перестройке, с заменой межэтажных перекрытий и частичным демонтажом наружных стен.
Не секрет, что обычно до ландшафтного дизайна у застройщиков руки доходят в последнюю очередь. Но в данном случае благоустройство квартала превращено в ключевой элемент дизайна комплекса, кроме того, наделено важной функцией по зонированию территории и ограничению доступа в различные части комплекса для тех или иных групп посетителей. Последняя функция особенно важна, когда в одном периметре сосредоточены несколько групп зданий: общедоступная зона театра, частично открытая территория офисного центра из шести строений и будущий клубный жилой дом, на территорию которого вход будет существенно ограничен.
Концепция ландшафтного дизайна, основанная на использовании деревянных разновысоких подиумов со встроенной декоративной подсветкой, сквозь которые растут живые березы и клены, принадлежит еще одному английскому бюро (John McAslan&Partners). Оно же одновременно разрабатывает проект жилого комплекса «Станиславский, 11», строительство которого уже идет полным ходом.
Если кризис не затормозит стройку, уже к лету следующего года реконструкция квартала будет полностью завершена и проект, который уже сейчас поражает своей многогранностью и объективной сложностью реализации, предстанет во всей своей полноте. И тогда можно будет с полным правом говорить, что в центре Москвы, наконец, создан квартал, не уступающий по бережному отношению к историческим зданиям, инновационности проектных решений и качеству проведенных работ лучшим примерам реновации бывших промышленных объектов в исторических районах крупнейших европейских столиц.