Тойо Ито входит в первую десятку современных зодчих с мировым именем. Всеобщую известность он получил благодаря новаторским взглядам при работе с архитектурной формой и новейшими технологиями строительства. Для этого нужна определенная смелость. Подход к архитектуре у мастера состоит в отказе от традиционного консерватизма, экспериментах с различными структурами и текстурой, стремлением создать собственные неповторимые интерпретации.
Тойо Ито стал уже шестым японским архитектором, получившим самую престижную в профессии Притцкеровскую премию. «Более 40 лет он создавал библиотеки, дома, парки, театры, магазины, каждый раз стремясь расширить возможности архитектуры», — сказал председатель жюри Притцкеровской награды сэр Питер Палумбо. Действительно, в своих творениях архитектор удивительным образом соединяет физический и виртуальный миры, выполняя проекты отелей, башен, музеев и павильонов в крупнейших мировых столицах.
Тойо Ито родился 1 июня 1941 года в Сеуле. Тогда Корея входила в состав Японской империи. Отец Ито был предпринимателем, а кроме того, он интересовался ранней керамикой эпохи корейской династии Ли и картинами в традиционном японском стиле, о которых знал почти все. В 1943 году Ито с матерью и двумя старшими сестрами вернулся на историческую родину в Японию. Отец смог присоединиться к ним лишь два года спустя, после окончания Второй мировой войны. Семья будущего архитектора стала жить на малой родине отца — в Симосуве, префектура Нагано. В 1953 году, когда Ито было 12 лет, его родитель умер. Мать и дети были вынуждены пойти работать на фабрику по производству мисо (соевой пасты — традиционной основы многих японских блюд).
Ранние годы
Как впоследствии признавался Тойо Ито, в подростковом возрасте он не питал никакого интереса к архитектуре. Его отец был фанатом игры в бейсбол и привил любовь к спорту сыну, поэтому мальчик еще с детства связывал будущую жизнь исключительно с бейсболом. Когда Тойо подрос, он смог здраво рассудить, что карьера бейсболиста для японца почти невозможна. В этой области ему не дотянуться до лучших, другое дело архитектура, в которой Япония прочно заняла лидирующие позиции, обойдя в 1960е годы и европейцев, и американцев.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Впоследствии признанный мастер будет вспоминать, что в детстве испытал еще и влияние деда, работавшего дилером по распространению строительных пиломатериалов, а отец Ито, кстати, в свободное время любил рисовать схемы домов для друзей. Кроме того, когда мальчик еще учился в школе, его мать заказала проект их дома в Токио японскому архитекторумодернисту Ёсинобу Асихара, только что вернувшемуся в Японию из США, где он работал в мастерской Марселя Бройера. Это событие произвело сильное впечатление на юного Тойо Ито, оставив в памяти ореол таинственности и величия, окружающий профессию архитектора.
Только после того, как Ито поступил в Токийский университет, архитектура стала для него главным интересом. Юноше посчастливилось слушать лекции знаменитого Кэндзо Тангэ. Молодой студент увлекся идеями наставника. В качестве выпускной бакалаврской работы он представил проект реконструкции парка «Уэно» в Токио. Талантливый проект, показавший глубокое знание молодого архитектора национальных традиций и истории, был удостоен главного приза Токийского университета. В 1965 году, после окончания университета, Тойо Ито устроился работать в фирму одного из основателей метаболизма в архитектуре, Киёнори Кикутакэ.
Набравшись опыта и получив хорошую практику, во время работы у маэстро, в 1971 году Тойо Ито открыл собственную архитектурную мастерскую, назвав ее Urbot, то есть Urban Robot (дословно — «Городской робот»), подразумевая, что этот робот будет создавать будущее японских городов. Необычное амбициозное название приходилось часто обосновывать. По словам самого Ито, чем больше он объяснял грандиозную идею, тем меньше сам в нее верил. Разочарование в метаболизме и его великой миссии в архитектуре пришло быстро.
Начало карьеры
Вскоре собственную мастерскую Ито переименовал в Toyo Ito & Associates, Architects. В начале своей карьеры Ито получал исключительно маленькие частные заказы. Работая над ними, архитектор старался, чтобы в проектах было как можно меньше традиционализма. Он нигде не повторялся, ведя творческий поиск в различных направлениях. Часто используя в своих проектах элементы минимализма, Тойо Ито прославился именно благодаря своей безграничной креативности.
Большинство ранних работ архитектора — это небольшие жилые дома, выполненные для знакомых и родственников. Первым осуществленным проектом стал созданный в 1971 году дом в пригороде Токио. Названный Алюминиевым, дом представлял собой структуру из деревянной рамы, обшитую сверху алюминиевыми листами. Нечто вроде огромного оригами. Двухэтажный частный дом имел площадь 58 м², то есть своими размерами не превосходил небольшую квартиру, но отличался замечательно организованным пространством.
В 1976 году Ито спроектировал дом для своей сестры, которая незадолго до этого потеряла мужа. Дом был назван «White U» (англ. white — белый) и сразу вызвал большой резонанс среди профессионалов и всплеск интереса к творчеству молодого архитектора. Сестра Ито хотела быть ближе к природе, поэтому дом одноэтажный. Это было белое здание с двумя спальнями по концам длинного коридора, завернутого вокруг внутреннего дворика. Коридоры — без окон, чтобы движение к комнатам воспринималось как движение к свету. Дом снесен в 1997 году. Как объясняет Ито, в большинстве проектов 1970–1980-х годов он пытался через минималистичные приемы стереть общепринятое представление об архитектуре, внеся в нее легкость, наполнив ее воздухом и ветром.
В 1980х годах Тойо Ито помимо частных домов начал строить и общественные здания. Два громких проекта архитектора — Башня ветров и Яйцо ветров в Йокогаме — стали своеобразными городскими ориентирами, в темное время суток превращаясь в огромные интерактивные экраны. Цилиндрическая Башня ветров, высотой 21 метр, обеспечивает вентиляцию крупного подземного торгового центра. Ее сердцевина облицована перфорированными алюминиевыми панелями. Их отражающая способность позволила постройке оптимально вписаться в окружающую среду и вести «диалог» с городом. Главная новация проекта заключалась в способности Башни ветров переводить звук и ветер в свет. В поверхность фасада Башни ветров вмонтировано 1300 электрических лампочек и 12 неоновых колец, которые поочередно зажигаются, меняют цвет и интенсивность свечения в зависимости от силы ветра и уровня шума.
Особую роль в творчестве архитектора играют музейные и выставочные пространства. Тойо Ито каждый раз блестяще справлялся с поставленной задачей даже в объективно непростых исходных условиях. При создании городского музея Яцусиро необходимо было заложить в проект масштабные выставочные площади. В этом и заключалась основная сложность, так как участок для строительства находился в парковой зоне, где действовали строгие ограничения по высоте и объему новых зданий. Тойо Ито решил проблему, расположив основные помещения под искусственным холмом. На поверхности же осталась только входная группа с вестибюлем, кафе и лекционными залами. Для того чтобы зрительно уменьшить объем здания, архитектор накрыл комплекс рядом тонких сводчатых оболочек, выполненных из листов металла и создающих впечатление невесомости постройки. Музейное хранилище спроектировано в форме горизонтального цилиндра, венчающего собой все сооружение. Работая на контрасте с легкими кровлями, хранилище стало центром комплекса, собрав всю композицию воедино.
Еще одной профессиональной удачей Тойо Ито стал павильон галереи Серпентайн. Легендарная лондонская артгалерея Серпентайн каждый год приглашает звезд мировой величины для создания нового павильона. Согласно намеченной руководством программе неподалеку от основного здания галереи каждое лето должен появляться очередной выставочный павильон. Так, в разные годы свои павильоны возвели Заха Хадид, Даниэль Либескинд, Оскар Нимейер, Алваро Сиза, Рем Колхас и другие знаменитости. В 2002 году руководство галереи пригласило Тойо Ито. По правилам, на разработку проекта дается всего полгода, павильон открывается в начале лета и по окончании сезона разбирается.
Мастер концепции
Идея летнего павильона галереи Серпентайн Тойо Ито достаточно проста. Архитектор взял за основу белый параллелепипед и «наложил» на него большое количество пересекающихся линий. Так образовались многочисленные треугольные и трапециевидные фигуры, часть которых была превращена мастером в световые проемы в духе опарта, придававшие конструкции ощущение легкости и воздушности. Геометрическая перфорация создана как на стенах, так и на крыше павильона. Японские традиции и фантастические идеи Тойо Ито в полной мере воплотились в этом проекте. Белоснежный павильон притягивал к себе посетителей необычностью внешнего вида и изысканной эстетикой, в то же время напоминая о традиционном японском искусстве оригами. Днем павильон выполнял функции кафе, а ночью был местом для лекций, дискуссий и поэтических встреч.
В 2000х годах Тойо Ито стал одним из самых известных архитекторов Японии. Проекты, за которые он берется, становятся все масштабнее, а стили постоянно меняются. Одним из показательных примеров работы мастера этого периода можно назвать Центр исполнительского искусства в Мацумото, построенный в 2004 году в префектуре Нагано. Проект, предложенный бюро Тойо Ито, выиграл конкурс, в котором участвовало еще 10 студий. Центр исполнительского искусства представляет собой девять уровней, два из которых расположены под землей. Особенности этого здания заключаются в его вытянутой форме, заданной участком земли, и в необычной системе освещения. Изначально фасады центра планировалось сделать стеклянными, но архитектор обратил внимание на непривлекательность окружающего ландшафта, несоответствие его высоким требованиям японской эстетики. Тогда окна во всю стену были заменены на отверстия разных размеров, которые как будто случайным образом разбросаны по фасаду здания. Через необычные окошки днем внутрь проникает солнечный свет, а ночью они становятся главным элементом декорации фасада.
Архитектура Тойо Ито не признает прямых углов и строгих геометрических форм. Им мастер противопоставляет криволинейность и обтекаемость своих построек. Еще одним значительным творением Ито, созданным в 2000е годы, стало здание муниципального крематория «Meiso no Mori» в японском городе Какамигахара. Название белоснежной постройки из бетона и стекла переводится как «Лес медитаций», она находится на берегу небольшого озера. Крематорий призван пробуждать чувства покоя и умиротворенности. Новый «Meiso no Mori» заменил ветхий крематорий, украсив при этом прилегающее кладбище. Вдохновленный видом плавно плывущих облаков, Ито, при создании проекта, решил свести к минимуму ощущение материальности постройки. Свободно изогнутая бетонная раковина, покрывающая здание, парит над землей.
Форма крыши была рассчитана согласно алгоритму, задающему оптимальное структурное решение. Ито уподобляет этот структурный анализ эволюции растений. Здесь, как и в природе, невероятно сложный процесс эволюционных циклов приводит к удивительно простым результатам. Полог оригинального покрытия взмывает вверх и опускается, словно повторяя очертания холмов, у подножия которых он расположен. Удивительный эффект крематорий производит зимой, когда все покрыто снегом и рельефное белое покрытие здания отражается в гладкой поверхности озера так же, как и белоснежные завершения окружающих холмов. Постройка словно растворяется в зимнем пейзаже, деликатно выполняя свои функции.
В здании четыре структурных ядра, 12 тонких конических колонн с встроенными водопадами расположены под крышей будто в случайном порядке. Гладкие колонны рассеивают мягкое сияние, навес защищает сплошное остекление комнаты для панихид, которая идет от главного блока вдоль озера. Функциональное и церемониальное помещения в виде сплошных кубов находятся между центральной частью и колоннами. В интерьере волнистый подвесной потолок мягко подсвечен. Архитектура стремится оттеснить трагедию смерти на второй план, художественная асимметрия служит для привлечения природного начала, что должно создавать успокоение, столь необходимое в подобных местах.
Одной из самых знаменитых построек архитектора справедливо признана библиотека Токийского университета искусств Тама. Она появилась в результате эксперимента с формой, разнообразными материалами и методами компьютерного моделирования, который, по мнению многих критиков, стал настоящей творческой удачей мастера. В проекте библиотеки Тойо Ито обратился к античной архитектуре, создавая для студентов свой храм знаний. Здание, собранное из воздушных арок, очень напоминает постройки римской империи, рождая в студентах чувство величия и гордости в стремлении получить новые знания.
Перед проектированием библиотеки архитектор изучил предложенные условия и поставил перед собой ряд дополнительных задач. Например, выяснилось, что университетское кафе было тогда единственным местом, которое использовалось всеми студентами и преподавателями всех курсов и дисциплин. Другого такого места во всем университете не было. Поэтому первым желанием архитектора стало создать общественное пространство, подчеркнув его открытость для всех.
При разработке проекта библиотеки Ито решил уделить больше внимания структуре здания и отдельным его деталям. В основе постройки — простой, слегка суженный с двух сторон четырехугольник с необычной системой арок внутри. Их форма способствует эффективному распределению нагрузки, выступая своеобразной диафрагмой жесткости здания. Тойо Ито отказался от легких, традиционных для Японии материалов, таких как дерево и бумага, считая, что замена их на бетон и металл не лишит библиотеку изящества. Более того, многослойная конструкция из крепкого каркаса и монолитного железобетона составит основу сейсмостойкости сооружения.
Благодаря огромным оконным пролетам на фасадах создается ощущение, что библиотека парит в воздухе, а взор свободно проникает сквозь все здание, органично дополняющее пейзаж парка. При выборе места расположения постройки архитектор руководствовался нехитрым желанием привлечь как можно большее число студентов в читальные залы, поэтому новая библиотека появилась на площадке между автобусной остановкой и входом в университет. Первый этаж включает в себя кафе, помещения для студентов и временный театр. На втором — все необходимое для интеллектуальной деятельности: информационные панели, удобные изогнутые столы, компьютерная и копировальная техника.
Аскетичные интерьеры библиотеки лишены какого бы то ни было орнамента, даже количество мебели в залах сведено к минимуму. В результате полупустые залы выглядят еще более масштабными. Из-за высоких сводчатых потолков интерьер университетской библиотеки напоминает скорее средневековые европейские соборы, что, видимо, должно помочь устанавливать благоговейную тишину как главное условие плодотворной учебы. Ассоциации с храмовым интерьером продолжаются благодаря пространственному разнообразию, которое раскрывается при прохождении через различные по ширине и высоте арки. Они выполнены из стальных пластин, покрытых бетоном. В плане эти арки расположены вдоль изогнутых линий, пересекающихся в нескольких точках. С помощью этих пересечений удалось сохранить стройные опоры, которые надежно поддерживают тяжелые своды. Пролеты арок варьируются от 1,8 до 16 метров.
Ключевым элементом постройки стала широкая открытая галерея на первом этаже, которая, казалось бы, должна выполнять исключительно утилитарную функцию магистрали для людей, идущих в университет и не имеющих намерения заглянуть в залы библиотеки. Однако прозрачность и открытость сооружения, доступность интерьера даже случайному взгляду, затягивает посетителей внутрь здания, приглашая пройти по удивительному пространству, настолько грамотно организованному, что студенты предпочитают проводить там свое свободное время.
Дизайн
Благодаря тому, что дочь великого архитектора работает редактором журнала «Vogue Nippon», Тойо Ито стал хорошо ориентироваться в индустрии моды и даже создал несколько громких построек для крупнейших модных домов. В 2004 году Ито спроектировал здание магазина TOD’S, итальянской компании, специализирующейся на обуви и аксессуарах. Здание расположилось в престижном гламурном районе Омотэсандо в Токио. Вдохновением для создания художественного образа снова послужили деревья.
Геометрические переплетения на фасаде здания ассоциируются с ветвями дерева. Тойо Ито уверен, что деревья являются естественными объектами, устойчивыми сами по себе, и их форма отражает структурную рациональность. С точки зрения устойчивости здания сетка перекрывающихся силуэтов деревьев также представляет собой рациональную схему распределения усилий. В пользу сравнения с деревом говорит и тот факт, что чем выше мы поднимаемся вверх, тем многочисленнее и тоньше становятся стальные ветви и тем больше становится отверстий для оконных проемов. По словам Ито, он намеревался создать здание, которое через свою архитектурную новизну выражало бы и живое присутствие модного бренда, и строгость городского пейзажа, противостоящего течению времени.
Тойо Ито активно проектирует в Азии, Европе, Северной и Южной Америке. Его архитектурные произведения за пределами Японии также преобразовывают пространство во всех трех измерениях. В таких проектах, как здание Оперы в Тайчжуне, Художественный музей Беркли, архитектор снова показывает свое пристрастие к плавным изгибам, нивелированию острых углов, которые словно растворяются в причудливо перетекающем пространстве.
Общественная деятельность
11 марта 2011 года в Японии произошла страшная катастрофа, лишившая крова десятки тысяч человек. Она побудила многих японских архитекторов к созданию быстровозводимого жилья и общественных центров, где могли бы укрыться пострадавшие после землетрясения и цунами. Тойо Ито одним из первых откликнулся на трагедию людей, оказавшихся в зоне стихийного бедствия, разработав «Домдлявсех» — место, где лишившиеся своих жилищ люди получили бы передышку, могли пообщаться, поддержать друг друга, то есть вместе переживали бы последствия катастрофы и начинали устраивать свою жизнь заново.
При проектировании «Дома-для-всех» Тойо Ито поставил под сомнение основополагающие принципы современной архитектуры. Он говорил, что в нынешнюю эпоху архитектура оценивается, прежде всего, степенью оригинальности. Это происходит в ущерб ее основополагающим функциям. Как результат мы получили то, что отправные точки при проектировании были забыты. Редкий случай, когда современный архитектор задумывается над вопросами «Почему это здание строится?», «Для кого оно строится?». Зоны бедствия, где все разрушено, по мнению Тойо Ито, позволяют нам по-новому взглянуть на миссию архитектуры, с самого начала определить, что из себя представляет архитектура в реальности.
Тойо Ито попытался посмотреть на проблему с точки зрения жертв стихии и решил, что можно спроектировать небольшие деревянные общественные здания и поставить их по углам временных поселений. Он начал кампанию, чтобы воплотить идею в жизнь. В процессе создания проекта «Домадлявсех» его обсуждали действительно все — жители временных поселений, проектировщики, строители и студенты-волонтеры, представители власти. А средства на его реализацию поступали со всего света. В результате первый такой дом появился осенью 2011 года в Сэндае. Его строительство продолжалось всего месяц. «Архитектор в данном случае — один из тех, кто может создать такие пространства, которые при скудных возможностях будут немного более гуманными, помогут сделать существование людей немного более эстетичным, немного более удобным», — считает Тойо Ито.
В 2012 году «Дом-для-всех» был представлен архитектурной общественности на XIII Венецианской биеннале архитектуры и получил мировое признание, став лучшим национальным павильоном на выставке. Павильон Японии, «Дом-для-всех», был не только данью памяти погибшим людям и разрушенным городам, но и попыткой осмысления роли современной архитектуры.
Тойо Ито удостоился множества международных наград, среди которых Императорская премия в честь принца Тикамацу в категории «Архитектура»; Королевская золотая медаль Королевского института британских архитекторов; «Золотой Лев» XIII Международной выставки Венецианской архитектурной биеннале.
Несмотря на свой почтенный возраст, 74-летний Тойо Ито преподает во многих университетах, передавая опыт молодым и талантливым архитекторам.
Привлекая внимание широкой публики и коллег по профессиональному цеху благодаря новым образам создаваемых построек, Тойо Ито находится в постоянном поиске новых форм архитектурного самовыражения. Сам он заявляет, что не хочет «формировать собственный стиль, а для поиска вдохновения нужно лишь заглянуть в себя и обрести там свою примитивную суть, ее жизненную энергию и дух».
Основные этапы творчества:
- Дом «White U» 1975–1976 Токио, Япония
- Здание РМТ 1976–1978 Нагойя, Япония
- Башня ветров 1986 Йокогама, Япония
- Ресторан «Пастина» 1987–1989 Токио, Япония
- Городской музей Яцусиро 1991 Яцусиро, Япония
- Яйцо ветров 1991 Йокогама, Япония
- Музей озера Сува 1990–1993 Нагано, Япония
- «Дом-для-всех» 1993–1997 Акита, Япония
- Детский сад № 117 1994 Франкфурт-на-Майне, Германия
- Купол Одатэ 1997 Акита, Япония
- Медиатека 2001 Сэндай, Япония
- W House 2001–2002 Инаги, Япония
- Павильон для галереи Серпентайн 2002 Лондон, Великобритания
- Центр исполнительского искусства 2004 Мацумото, Япония
- Магазин TOD’s 2004 Токио, Япония
- Магазин Микимото 2005 Токио, Япония
- Библиотека Университета искусств Тама 2004–2007 Токио, Япония
- Крематорий «Лес медитаций» 2006 Какамигахара, Япония
- Виво-сити 2006 Сингапур
- Главный стадион Всемирных игр-2009 2009 Гаосюн, Тайвань
- Отель «Порта Фира» 2009 Барселона, Испания
- Башня «Реалия БСН» 2009 Барселона, Испания
- Музей архитектуры Тойо Ито 2011 Имабари, Япония