Городская библиотека в Дортмунде (арх.Марио Ботта)

Городская библиотека в Дортмунде (арх.Марио Ботта)

Библиотеки — весьма интересный и привлекательный для Марио Ботты жанр. За свою богатую творческую жизнь швейцарский архитектор создал несколько ярких зданий такого типа, и все они обладают общими чертами, при этом отнюдь не повторяя друг друга. Речь идет и об одной из первых крупных работ мастера — медиатеке во французском Виллербане (1984–1988), а также о Библиотеке Вернера Экслина в Айнзидельне (Швейцария, 1996–2006), итальянских библиотеках в Бергамо (2004) и Тренто (2013), о библиотеке Университета Циньхуа в Пекине и др. Городская библиотека в Дортмунде — в числе ранних и наиболее ярких вариантов в этом ключе. Пристрастие Ботты к ясным геометрическим формам проявляется в его библиотеках не менее явно, чем в часовнях и храмах. Таковой в первую очередь надо назвать перевернутый усеченный конус.

Но если, к примеру, в итальянской церкви в Порденоне (1987–1992) он выглядит для современной культовой постройки легкочитаемой и понятной формой, то его модификация для библиотечного здания выглядит неожиданно. Ботта использует половину перевернутого усеченного конуса, да еще с обрезанными внешними гранями, и благодаря зрительному впечатлению от нее создает эффектный ансамбль городской библиотеки Дортмунда. Слово «ансамбль» здесь вполне уместно, потому что комплекс библиотеки состоит из трех объемов разной конфигурации, собранных в строгой взаимозависимости и иерархии.

Две протяженные призмы разной высоты служат своеобразным экраном для срезанного цилиндрического объема, поставленного архитектором по центру между двумя прямоугольными корпусами. Авторский почерк Ботты включает разнообразный архитектурный словарь базовых форм и приемов, разработкой которых зодчий последовательно и методично занимается всю жизнь. Для него этот язык настолько универсален, насколько может казаться универсальным художественное творчество в рамках того или иного вида искусства.

Городская библиотека в Дортмунде (арх.Марио Ботта)

Городская библиотека в Дортмунде

Для Ботты архитектура, несомненно, больше искусство, чем инженерно-технический и утилитарный продукт обслуживания жизнедеятельности человека. Внешне комплекс библиотеки напоминает три независимых здания, случайно оказавшихся рядом. Два корпуса из этого трио — традиционно модернистские и очень функциональные — протяженные призматические объемы с регулярным ритмом окон и гладким фасадом без декора.

Третья составляющая ансамбля —  прозрачная изогнутая форма из стекла и стали, похожая на половину перевернутого граненого цилиндра. Одна часть комплекса имеет пять этажей, объемная полукруглая часть — четыре уровня, а третья — семиэтажная. Общую ось симметрии, на которую нанизаны все структурные части, поддерживают две отвернутые друг от друга металлические трубы большого сечения, установленные с внешней стороны главного уличного фасада. Работа с контрастами фактур, столь любимая Боттой, в этом ансамбле исполнена особенно свежо и ярко.

Вся красота и оригинальность нового здания состоит в выстроенном противопоставлении материального фактурного объема прямоугольных частей комплекса, своеобразной городской стены, и стоящей перед ними прозрачной формой общественной зоны.

Стеклянный четырехуровневый полукруг кажется более легким за счет частичной зрительной проницаемости фасада и контраста с искусственно утяжеленной фактурой отделки других частей. Комплекс городской библиотеки изначально планировался как горизонтальный акцент в городской ткани Дортмунда.

Библиотека в структуре городской застройки

Библиотека в структуре городской застройки

Вся территория библиотеки составляет 7000 квадратных метров, общая площадь самого здания — 14 130 квадратных метров. Неподалеку за предполагаемым участком строительства уже стоял высотный жилой дом, а позднее рядом возник настоящий небоскреб, поэтому перед Боттой стояла задача выделить новое здание среди вертикалей окружающей застройки и создать новый фокус притяжения внимания горожан. Он четко продумал целую систему отношений архитектурных объектов в городе. Контраст материалов (стекло — природный камень) подчинен противопоставлению форм (полуконус с гранями и прямоугольные призмы).

Следующий уровень — жесткая осевая композиция, в которой легко читаются фронтальное положение скругленной части и строгий перпендикуляр плотных протяженных стен призматических корпусов. Если в здании Центра Фридриха Дюрренматта в Невшатере (1992–2000), выполненного по заказу министерства культуры Швейцарии, полукруглая стена основного объема подчеркнуто материальна, да еще выделена лестницами, то в проекте дортмундской городской библиотеки архитектор использовал похожую форму в стекле, ритм которой придают металлические грани диагональных силовых элементов облицовки фасадной конструкции.

Днем этот приставной скругленный объем выглядит почти бестелесным на фоне массивных стен других корпусов, а ночью превращается в «волшебный фонарь», рассказывающий городу сказочную историю языком современной архитектуры. Внутри библиотечные здания Ботты просторны и наполнены светом. Любовь к световым фонарям и упоение играми лучей естественного света, преломленными в соответствии с замыслами архитектора, — возможно, одни из наиболее зрелищных приемов архитектуры мастера.

Фасад с солнцезащитным остеклением. Фрагмент Фрагмент фасада

Фасад с солнцезащитным остеклением. Фрагмент Фрагмент фасада

Локальный искусственный свет в читальных залах, в том числе и библиотеке Дортмунда, организован так, чтобы усиливать эффект от дневного освещения и повторять его ритм вечером. Подобного рода сооружения должны обладать не только привлекательной архитектурной формой, но и просторными читальными залами для посетителей.

Любая, особенно современная библиотека, — это сложное инженерное сооружение, в котором необходимо грамотно продумать способы хранения различных книг, рукописей, цифровых архивов и фотоархивов, требующих особого отношения; должна быть грамотно организована логистика доступа к информации. Температурно-влажностный режим постоянно отслеживается, а правильно подобранные отделочные материалы позволяют упростить задачу бережного содержания и удобного использования книг.

Комплекс Музея современного искусства Тренто и Роверето (МАРТ) совмещает чисто музейные и библиотечные функции. В нем находится архивное собрание ХХ века, действующая публичная библиотека и собственно пространство для постоянных и временных экспозиций.

Из-за значительного объема комплекса, большой территории (примерно 60 000 квадратных метров) и сразу нескольких базовых функций его пространственная структура более сложна, чем в зданиях Ботты с единым предназначением. Итальянская постройка по сравнению с немецкой библиотекой имеет более монументальную композицию, а главное светлое пространство — атриум под световым фонарем, организованный внутри здания, в самом центре композиции. В дортмундской библиотеке архитектор, напротив, выносит этот световой атриум в отдельный объем, составляющий главный пространственный акцент всего комплекса.

Скульптура на лужайке перед фасадом библиотеки

Скульптура на лужайке перед фасадом библиотеки

Возведенная совместно с Эмилио Пицци и бюро «Ишимото» Центральная университетская библиотека в Тренто (2007–2013) организована подчеркнуто остро, в противопоставлении с относительной статичностью музея соседнего Роверето. Марио Ботта с коллегами выстроил объем университетской библиотеки итальянского города с чередованием ритма фактур и фирменного бело-серого «полосатого» оформления фасадов, нависающими острыми углами и выступающими консолями. Удачно найденный пространственный прием Ботта развил в библиотеке Университета Циньхуа в Пекине, законченной совсем недавно. Здесь часть перевернутого усеченного конуса также уравновешивается прямоугольным протяженным объемом.

Однако в китайской версии у частей библиотеки сопоставимая этажность и общие материалы отделки — светлый природный камень с небольшими вкраплениями остекления, а ритмическое разнообразие и выразительность достигаются за счет динамики расположения окон и проемов в плоскости стен. В подобных комплексах последних лет четко прослеживаются все излюбленные мотивы авторской манеры Марио Ботты. И во всех случаях мы говорим об эмоциональной и эффектной архитектуре с индивидуальным характером, придающей всему окружению новые краски.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

13 + 5 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>