Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Генплан комплекса Всемирного торгового центра Даниэля Либескинда

«Память лежит в основе не только нашего мира, но и в основе понимания мира тех, кто будет помнить нас. Таким образом, архитектура не нема. Это средство общения. Это повествование о глубинах наших страстей»

В 2002 году Организация по развитию Нижнего Манхэттена (LMDC) объявила конкурс на разработку генерального плана архитектурного комплекса на месте башен-близнецов, разрушенных при теракте 11 сентября 2001 года. Проект «Основы свободы», предложенный студией Даниэля Либескинда, был одобрен жюри и стал организующим для совместной работы крупнейших архитекторов нашего времени — Нормана Фостера, Ричарда Роджерса, Фумихико Маки и Сантьяго Калатравы.

При разработке этого сложнейшего проекта необходимо было учитывать несколько аспектов. В основе всего должна была остаться идея памяти всех жертв теракта. На площади 16 акров, окруженной уцелевшими зданиями комплекса и самостоятельными архитектурными объектами, нужно было спроектировать такой ансамбль, который бы собрал в себе все символические элементы. В самом центре отведенного под проект пространства, на месте башен-близнецов, предполагалось устроить мемориальный комплекс и мемориальный музей. То, что решение о создании мемориального комплекса было принято практически сразу же после трагедии, было первым шагом к преобразованию и использованию этой территории.

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

В 2003 году в конкурсе на проект мемориального комплекса победил проект Майкла Арада и Питера Уокера. Он предполагал устроить на месте башен два квадратных бассейна, окруженных аллеями белых дубов, и подземный музей.

Эскиз проекта нового комплекса Всемирного торгового центра

Изначально идея сделать комплекс ниже уровня земли была предложена именно Лнбескиндом. «Отражение отсутствия» — такое название получил мемориал. Эта «дыра» в плотной застройке Манхэттена должна была остаться незастроенной, став «сильным символом безвозвратной потери». На контрасте с окружающим пространством она должна была напоминать о «травме», о ранах, которые не заживут. Стоит отметить, что практически все проекты, принимавшие участие в конкурсе, отражали эту «посттравматическую» концепцию.

Мемориальный комплекс несет колоссальную смысловую нагрузку, и ни один элемент тут не может быть случайным. Здесь растет одно из шести деревьев, находившихся в самом эпицентре событий и уцелевших при катастрофе. В ноябре 2001 года дерево извлекли из-под завалов. Большая часть его была сожжена, и лишь одна ствол осталась живой. Президент мемориального комплекса Джо Дэниэлс назвал его «одним из ключевых элементов всего комплекса».

Проект нового комплекса Всемирного торгового центра

 На парапетах бассейнов выгравированы имена тысяч погибших от теракта.

Все это хорошо иллюстрирует главную идею постмодернизма — сложных интеллектуальных отсылок и игры смыслов. Каждый зритель должен обладать какими-то знаниями, определенной визуально-литературной культурой, чтобы понять все аллегории, связи и параллели. Автор всегда оставляет зрителю ключ или подсказку к решению загадки, но при этом число ответов на нее бесконечно, и нет единственной и универсальной трактовки образа.

Второй этап строительства нового Всемирного торгового центра предполагает сооружение четырех небоскребов, окружающих мемориальный комплекс, по проектам Даниэля Либескинда и Дэвида Чайлдса, Нормана Фостера, Ричарда Роджерса и Фумихико Маки. Проект генерального плана, предложенный в 2002 году, за прошедшее время претерпел существенные изменения. Символические и мемориальные функции постепенно отодвигались на второй план и уступали место экономическим интересам, интересам безопасности и инновационным технологическим достижениям. Необходимо было вписать весь комплекс в сложившуюся устойчивую сетку улиц и при этом создать такое общественное пространство, которое было бы способно обновить горе декой ландшафт и обеспечить максимально развитую инфраструктуру.

Один из бассейнов на месте башен-близнецов

Так, вместо изначально предполагавшейся здесь небольшой станции метро, появился больной пересадочный узел, дизайн-проект которого был доработан архитектором Сантьяго Калатравой (строительство будет завершено к концу 2015 года). Также было решено создать Центр искусств.

Новый архитектурный ансамбль необходимо было встраивать в сложившуюся ткань городских улиц и зданий. Но проект Либескинда представляет собой генеральный план, совершенно автономный от внешней среды. Он является «городом в городе», задает свою систему координат. И, наверное, лишь только сооружения Миса ван дер Роэ, в каком-то смысле опередившие свое время, могут выстроить этот самый диалог с новым комплексом Всемирного торгового центра.

Новое здание Всемирного торгового центра-1, или Башня Свободы, построенное первым из запланированных сооружений комплекса, стало самым высоким в Соединенных Штатах. Проект, предложенный Даниэлем Либескиндом в соавторстве с Дэвидом Чайлдсом, отвечавшим за проработку всех деталей, был и остается одним из ключевых элементом комплекса.

дание Всемирного торгового центра-1

Задуманное изначально асимметричным, с энергично закрученными по спирали ребрами и гранями (традиционный для Либескинда архитектурный прием) и смещенным от центральной оси шпилем, здание Всемирного торгового центра-1 должно было вторить своим силуэтом статуе Свободы, перекликаться с ней. Но в итоге, чтобы удовлетворить требованиям безопасности (что в данном случае очень актуально), архитекторы остановились на более простом и симметричном плане с трапециевидным силуэтом.

Квадратное в плане основание выше плавно переходит в восьмиугольник, а затем — снова в квадрат. В целом, новый проект имеет много общего со старым Центром мировой торговли, а учитывая монолитный пьедестал небоскреба, намного превосходит предшественников по суровости и неприступности. Ответ террористам, который должна воплощать идея постройки, превратился из вызова мира свободы в вызов могущественной империи.

Первый камень в основании башни Свободы был заложен 4 июля 2004 года — в День независимости. Но начало строительства было отложено до 2006 года в связи с экономическими проблемами, а также постоянными изменениями в дизайне проекта и требованиями безопасности. Работы начались 18 ноября 2006 года и были завершены 10 мая 2013 года. Общая высота здания составила 417 метров, что равняется высоте башен-близнецов. Стилизованная антенна на крыше поднимается до символических 1776 футов (1776 — год принятия Декларации независимости США), или до 541 метра, что ic тает это сооружение самым высоким в США и четвертом по высоте в мире.

Еще одним элементом комплекса станет Всемирный торговый центр-2, спроектированный архитектурным бюро Нормана Фостера. Небоскреб в 88 этажей будет достигать в высоту 387 метров (со шпилем — 411 метров). Для сравнения, 102-этажный «Эмпайр-стейт-билдинг» имеет высоту 381 метр, со шпилем — 443,2 метра. После — стройки башня станет второй по высоте в ВТЦ. По ее вертикальным поверхностям, которые будут полностью стеклянными, согласно проекту будут проходить желоба, актуально разделяющие здание на четыре части. Покатая крыша, выполненная в форме ромба, поделенного в свою очередь на четыре вписанных ромба, будет наклонена к мемориалу, причем саму башню планируется расположить так, что 11 сентября тень от нее не будет падать на мемориал. Это еще один элемент, несущий не функциональную, но смысловую и символическую нагрузку.

Проект Всемирного торгового центра-3 выполнил Ричард Роджерс. Строительство здания началось в феврале 2012 года и должно завершиться в 2017 году. Согласно проекту к массивному стеклянному параллелепипеду в лучших традициях классического модернизма с двух сторон будут добавлены узкие пристройки. Облик фасада определен диагональными и перпендикулярными пересечениями стальных балок конструкции и завершающими здание четырьмя 26-метровыми антеннами.

Башня Фумихико Маки (2009-2013) — единственная из четырех с непрозрачным, зеркальным фасадом: архитектор предложил проложить между двумя слоями остекления блестящую ткань из металлических нитей. Башня-4 также и самая сдержанная и элегантная. Основа ее формального решения — переход от трапециевидного плана основания здания к квадрату в его верхней половине. Отражающая поверхность, асимметрия башни и невозможность одновременно осмотреть ее с нескольких точек, сильно дезориентируют зрителя в пространстве — он не чувствует объема здания, несмотря на всю его лаконичность.

Вестибюль станции метро, который будет построен по проекту Сантьяго Калатравы, — еще один элемент композиции, исполняющий как утилитарные, так и символические функции. Конструкция его предполагает некое отверстие в крыше, которое, как окулюс римского Пантеона, должно пропускать солнечные лучи. Калатрава, всегда обращающийся в своих проектах к природным, естественным мотивам, сравнивает этот проект с птицей, вылетевшей из детских рук и расправляющей крылья.

Таким образом, все элементы комплекса связаны между собой не только общим структурным планом, но и смысловыми элементами. И несмотря на то что от изначальной идеи Либескинда осталась только структура комплекса, а визуальные требования к каждому из сооружений были либо в корне пересмотрены, либо вовсе опущены по тем или иным причинам (что, конечно, негативно сказалось на общей концепции), новый Всемирный торговый центр является не просто квинтэссенцией современной архитектуры, но еще и прекрасным мемориальным комплексом. Пространство мемориала остается сакральным, при этом каждый его элемент по-своему обыгрывает идею памяти о конкретном событии переживании не отдельного человека, но всего народа.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал