Движение «Искусства и ремёсла» возникло в Англии в конце XIX в. Его последователи стремились возродить ремёсла и сблизить их с искусством, призывая к использованию при строительстве традиционных технологий и местных материалов. Они считали, что массовое производство обезличивает как производителя, так и покупателя, ухудшая внешний вид и качество товаров. Сторонники движения «Искусства и ремёсла» объединялись в гильдии и общества, у каждого из которых были собственный стиль и специализация. Они также полагали, что искусство и дизайн смогут изменить общественный уклад и улучшить качество жизни.
Основными участниками движения были художники, архитекторы, писатели, дизайнеры и ремесленники, которых объединяла вера в превосходство предметов ручного труда перед изделиями фабричного производства. Их произведения отличались простотой, лаконичностью исполнения, а также стремлением к органичному соединению формы, функциональности и декора.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Одним из первых, кто заметил взаимосвязь между моральным состоянием нации и упадком ремесел, был архитектор и художник-декоратор Огастес Пьюджин. Он считал, что общество можно реформировать при помощи дизайна, и отражавшая христианские ценности готика подходила в этом случае как нельзя лучше. Пьюджин разработал проект новых палат Парламента (1835—1837 гг.), а созданные им предметы и архитектурные объекты вдохновляли многих деятелей искусства, включая Уильяма Берджесса, Джона Рескина и Уильяма Морриса.
Уильям Моррис (1834—1896) был дизайнером, лектором, социалистом и сторонником национальных архитектурных традиций. Он любил говорить «Искусство для избранных Моррис считал, что при массовом производстве может получиться только низкопробный продукт. В 1861 г. он создал компанию под названием «Моррис, Маршалл. Фолкнер и Ко», которая занималась росписью обоев и тканей, отличавшихся высоким качеством и разнообразием. В 1859 г. архитектор Филипп Вебб построил в Бексли-Хисе графства Кент дом для Морриса и назвал его «Красный дом». Он представлял собой ассиметричную композицию со свободной планировкой из красного кирпича с крытыми черепицей ломаными крышами. Декором интерьера Моррис занимался сам, тщательно изготовляя обои, мебель и витражные стекла для окон.
В развитии движения «Искусства и ремёсла» в Великобритании можно было проследить два этапа. На первом этапе, когда во главе стоял Уильям Моррис, последователи движения обращались в основном к растительным и анималистическим мотивам. Позже многие художники, в том числе Артур Макмурдо из Гильдии века, использовали абстрактный подход.
Некоторые включали в дизайн элементы движения, другие – мифологические мотивы. Керамика Уильяма де Моргана, фарфор Уолтера Крейна, металлические изделия с разноцветной эмалью архитектора и дизайнера Чарльза Эшби относились уже ко второму этапу.
В начале 1860-х гг. Моррис был увлечен строительством и оформлением Красного дома в Бексли-Хис (графство Кент) для своей семьи. Этот дом стал воплощением идеи о соединении высокого искусства с повседневной жизнью. Построен по проекту Филиппа Вебба с участием самого Норриса. Здание имело нетрадиционный для того времени внешний вид: наружные кирпичные стены дома не оштукатурены. Над оформлением интерьеров работали Бёрн-Джонс, Россетти, Элизабет Сиддал и сам Моррис с женой. Джон Рёскин (1819-1900) — английский теоретик искусство, художественный критик, поборник социальных реформ.
Моррис с детства внимательно наблюдал за природой и умело применял в работе принцип непрерывного роста кривой линии и методы построения композиции с помощью ромбической сетки и диагональной ветви. Он создавал растительные орнаменты для тканей, ковров, фонов и бордюров шпалер, кажущиеся естественными, но на самом деле продуманные до мелочей.