Немецкий производственный союз Веркбунд возник в Мюнхене в 1907 г. Это была группа единомышленников, в которую входили архитекторы, художники и промышленники. Их целью стал новый подход к строительству и художественным ремеслам, который основывался бы на использовании современных технологий. Союз ежегодно публиковал работы по разным ремеслам, прикладным искусствам, дизайну и живописи, призывая к взаимодействию между промышленностью и искусством.
Основными деятелями Веркбунда были Анри ван де Вельде, Петер Беренс, Вальтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ. Их девиз гласил: «Индустриальное формообразование во взаимодействии с искусством, промышленностью и ремеслами».
Архитекторы Веркбунда Беренс, Гропиус и Таут выступали за выработку общих стандартов производства путем повышения профессионализма и развития дизайна. Они предлагали создавать новые объекты с помощью современных методов, материалов и технологий.
Бруно Таут считал, что лишь архитектура могла пробудить духовную жизнь человека. В своей книге «Распад городов» мастер предлагал расселять людей по небольшим поселкам с 500 – 600 жителями. Такими проектами были поселок Хуфайзен в районе Бриц возле Берлина и «Хижина дяди Тома» в районе Целендорф. Улицы проектировались с севера на юг, чтобы в домах было много света и воздуха. При оформлении фасадов использовались яркие цвета, благодаря чему дачный поселок Фалькенберг в Берлине даже получил название «Ящик с красками».
Самым известным проектом Таута был «Стеклянный павильон» для представительства стеклянной промышленности на кельнской выставке Веркбунда в 1914 г. В начале XX в. использование стекла позволило делать здания более легкими и прозрачными. Ощущение пространства за этими стеклянными плоскостями предоставляло новые визуальные возможности как внутри сооружения, так и снаружи.
На выставке была также представлена модель фабрики из стекла и металла Вальтера Гропиуса. Сильное впечатление производили угловые лестницы, помещенные в остекленные цилиндры, которые можно было осматривать сверху донизу и одновременно видеть то, что находилось снаружи. Выставлялась серийная мебель, предметы домашнего обихода, мебель для спального вагона. Выставка вызвала широкий резонанс, но начавшаяся Первая мировая война не позволила продолжить дискуссии.
В 1918 г. вдохновленный революционными тенденциями в послевоенном искусстве Бруно Таут создал «Рабочий комитет искусства». Он тайно переписывался со многими единомышленниками, среди которых были Вальтер Гропиус и Ганс Шароун. Эта переписка была названа «Стеклянной цепью». Таут также занимался созданием театральных декораций, среди которых были и декорации для постановки «Орлеанской девы» Шиллера в Берлине.
В 1921 г. председателем Веркбунда стал художник-модернист Рихард Римершмидт. В это время начал развиваться функциональный метод в дизайне. В 1924 г. вышел в свет альбом «Форма без орнамента». В нем были представлены образцы промышленных изделий, лишенных ненужных украшений. Это был первый шаг к функционализму. Интерес к новым материалам и технологиям позволил создать принципиально иные формы и пространства. Данная тенденция сильнее всего прослеживалась при сооружении промышленных зданий.
Например, в турбинном цехе завода компании AEG, построенном в 1908—1909 гг Петером Беренсом, превалировала идея мощи электричества, водонапорная башня и выставочный зал в Познани (1910 г.) Ганса Пельцига были наполнены новаторскими идеями.
В 1933 г. Немецкий производственный союз Веркбунд был упразднен нацистами, а в 1947 г. вновь начал свою работу в Дюссельдорфе. К этому времени его влияние значительно ослабло. Это был своего рода промежуточный этап между югендстилем и модернизмом.