Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Веркбунд

веркбунд стиль в архитектуре

Немецкий производственный союз Веркбунд возник в Мюнхене в 1907 г. Это была группа единомышленников, в которую входили ар­хитекторы, художники и промышленники. Их целью стал новый подход к строительству и художественным ремеслам, который основывался бы на использовании современных технологий. Союз ежегодно публиковал работы по разным ремеслам, прикладным искусствам, дизайну и живо­писи, призывая к взаимодействию между промышленностью и искусст­вом.

Основными деятелями Веркбунда были Анри ван де Вельде, Петер Беренс, Вальтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ. Их девиз гласил: «Индустриальное формообразование во взаимодействии с искусством, промышленностью и ремеслами».

Архитекторы Веркбунда Беренс, Гропиус и Таут выступали за вы­работку общих стандартов произ­водства путем повышения профес­сионализма и развития дизайна. Они предлагали создавать новые объекты с помощью современных методов, материалов и технологий.Почтовая марка, выпущенная к столетнему юбилею Веркбунда.

Бруно Таут считал, что лишь архитектура могла пробудить духов­ную жизнь человека. В своей книге «Распад городов» мастер предлагал расселять людей по небольшим поселкам с 500 — 600 жителями. Такими проектами были поселок Хуфайзен в районе Бриц возле Берлина и «Хижина дяди Тома» в районе Целендорф. Улицы проек­тировались с севера на юг, чтобы в домах было много света и воздуха. При оформлении фасадов исполь­зовались яркие цвета, благодаря чему дачный поселок Фалькенберг в Берлине даже получил название «Ящик с красками».

Самым известным проектом Таута был «Стеклянный павильон» для представительства стеклянной промышленности на кельнской выставке Веркбунда в 1914 г. В начале XX в. использование стекла позволило делать здания более легкими и прозрачными. Ощущение пространства за этими стеклянными плоскостями предоставляло новые визуальные возможности как внутри сооружения, так и снаружи.

«Стеклянный павильон», построенный Б. Таутом в 1914 г. для пред­ставительства стеклянной промышленности Германии на выставке Немецкого Веркбунда в Кёльне. Сооружение представляло собой прозрачную конструкцию с при­зматическим куполом из цветного стекла. Эта постройка воплотила утопические фантазии писателя-экспрессиониста П. Шеербарта. написавшего книгу «Стеклянная архитектура».
«Стеклянный павильон», построенный Б. Таутом в 1914 г. для пред­ставительства стеклянной промышленности Германии на выставке Немецкого Веркбунда в Кёльне. Сооружение представляло собой прозрачную конструкцию с при­зматическим куполом из цветного стекла. Эта постройка воплотила утопические фантазии писателя-экспрессиониста П. Шеербарта. написавшего книгу «Стеклянная архитектура».

На выставке была также представ­лена модель фабрики из стекла и металла Вальтера Гропиуса. Сильное впечатление производили угловые лестницы, помещенные в остеклен­ные цилиндры, которые можно было осматривать сверху донизу и одно­временно видеть то, что находилось снаружи. Выставлялась серийная мебель, предметы домашнего оби­хода, мебель для спального вагона. Выставка вызвала широкий резонанс, но начавшаяся Первая мировая война не позволила продолжить дискуссии.

В 1918 г. вдохновленный револю­ционными тенденциями в послево­енном искусстве Бруно Таут создал «Рабочий комитет искусства». Он тайно переписывался со многими единомышленниками, среди которых были Вальтер Гропиус и Ганс Шароун. Эта переписка была названа «Стеклянной цепью». Таут также занимался созданием театральных декораций, среди которых были и декорации для постановки «Орлеанс­кой девы» Шиллера в Берлине.

В 1921 г. председателем Вер­кбунда стал художник-модернист Рихард Римершмидт. В это время начал развиваться функциональный метод в дизайне. В 1924 г. вышел в свет альбом «Форма без орнамента». В нем были представлены образцы промышленных изделий, лишенных ненужных украшений. Это был пер­вый шаг к функционализму. Интерес к новым материалам и технологиям позволил создать принципиаль­но иные формы и пространства. Данная тенденция сильнее всего прослеживалась при сооружении промышленных зданий.

Например, в турбинном цехе завода компании AEG, построенном в 1908—1909 гг Петером Беренсом, превалировала идея мощи электричества, водона­порная башня и выставочный зал в Познани (1910 г.) Ганса Пельцига были наполнены новаторскими идеями.

В турбинном цехе завода ком­пании AEG, построенном архитектором П. Беренсом, выражена идея мощи электри­чества.
В турбинном цехе завода ком­пании AEG, построенном архитектором П. Беренсом, выражена идея мощи электри­чества.

В 1933 г. Немецкий производственный союз Веркбунд был упразднен нацистами, а в 1947 г. вновь начал свою работу в Дюс­сельдорфе. К этому времени его влияние значительно ослабло. Это был своего рода промежуточный этап между югендстилем и модернизмом.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал