Неомавританский стиль сложился в архитектуре во второй половине XIX — первой половине XX в. Это была своего рода попытка переосмыслить архитектурные особенности испанского, португальского мавританского и исламского средневекового зодчества.
Зарождение неомавританского стиля было связано с желанием найти новые формы и выражения, которые отличались бы от столь надоевших классицизма и неоготики.
Выход в свет сборника Вашингтона Ирвинга «Альгамбра» вызвал широкий резонанс среди европейцев и американцев, заставив их обратить более пристальное внимание на архитектуру средневековой Испании и близлежащих мусульманских государств.
Отличительной особенностью неомавританского стиля было наличие множества стрельчатых подковообразных и фестончатых арок, куполов, фризов, карнизов и настенной резьбы. При облицовке колонн использовались изразцовые и керамические плитки.
Широко применялись мозаика, цветные витражи из мрамора и орнамент.
Первым примером сооружения в неомавританском стиле был Воронцовский дворец в Алупке. Его проектировал британский архитектор Блор. Позже данный стиль стал основополагающим для строительства множества русских усадеб по всей России. В неомавританском стиле творили также архитекторы в испаноязычных районах США и в Боснии и Герцеговине.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Во многих европейских городах еврейские общины при строительстве культовых сооружений отдавали предпочтение неомавританскому стилю, т. к. он ассоциировался с золотым веком средневекового еврейства в исламской Испании. В самой Испании интерес к неомавританским архитектурным элементам был связан с именем знаменитого каталонского архитектора Антонио Гауди, который искусно вплетал мавританские мотивы в свои сооружения (дворец в Асторге). Благодаря проведенной в 1929 г. испано-американской выставке на юге Испании и в Мадриде появились такие замечательные городские ансамбли в стиле неомудехар, как площадь Испании в Севилье и театр в Кадисе.
Фасад национальной библиотеки в Сараево. Характерной чертой сооружений, построенных в неомавританском стиле, было наличие множества стрельчатых, подковообразных и фестончатых арок, куполов, фризов, карнизов и настенной резь бы. При облицовке колонн использовалась изразцовая и керамическая плитка.
Для декорирования фасадов широко применялись мозаика, цветные витражи, мрамор и орнамент.