Архитектурный стиль «амстердамская школа» возник в Голландии в первой трети XX в. В архитектурном бюро Эдуарда Кёйперса в Амстердаме. Под его началом работали такие знаменитые мастера, как Йохан ван дер Мей и Пит Крамер. Яркими представителями стиля были также Ян Гратама. Б. Т. Буйинга, П. X. Эндт, X. Т Вейдевелд, Й. Ф. Стал, К. Й. Блау и П. Л. Марнетте.
Причиной зарождения стиля было движение направленное на развитие Амстердама. В 1905 г. приняли первый градостроительный кодекс, а специальным «советником по эстетике» был назначен Йохан ван дер Мей. Сильное влияние на формирование стиля оказали неоготика и архитектура эпохи Возрождения. Для построек амстердамской школы были характерны закругленная форма фасадов, шпили, скульптуры и окна с горизонтальной расстекловкой.
Стиль «амстердамская школа» применялся при строительстве сооружений различного назначения: начиная от особняков и заканчивая многоквартирными домами. Первым зданием е подобном стиле был построенный в 1912 г. по проекту ван дер Мейя кооперативно-торговый дом «Схепвартхейс» для шести нидерландских судоходных компаний. Это было кирпичное, богато декорированное строение со сложной формой крыши. Клада стен, художественное стекло, кованые элементы и скульптурные украшения — все было направлено на создание единых в стилистическом плане экстерьера и интерьера С 191S по 1931 г. издавался журнал «Вендиген», рассказывавший о деятельности амстердамской школы.
Значительный вклад в развитие амстердамской школы внес нидерландский архитектор Мишель де Клерк. Он родился 24 ноября 1884 г. з Амстердаме. Де Клерк вместе с Йоханом ван дер Мейем и Питом Крамером работал в архитектурном бюро Кёйперса. Наиболее значимым его проектом был построенный в районе Спарндаммербюрт в Амстердаме комплекс «Схип» («Корабль»), вместе с Крамером и ван дер Мейем он также построил универсальный магазин «Бейенкорф» а Гааге. Это был последний пример стиля «амстердамской школы». После смерти Мишеля де Клерка она постепенно стала терять свое ведущее положение в архитектуре Голландии, хотя протестантские церкви продолжали возводиться в этом стиле до начала Второй мировой войны.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Появление в Голландии группы «Стиль» было ответом на затейливую скульптуру и живопись амстердамской школы. Ее члены выступали за использование исключительно прямых линий и естественных цветов – белого, черного и серого.
Наиболее известные произведения амстердамской школы находятся в Амстердаме. Среди них «Корабль», построенный Мишелем де Клерком. Этот жилой комплекс, самая впечатляющая часть которого из-за своей треугольной фермы прозвана «Кораблем». Комплекс отличают волнистые линии фасадов из красного кирпича и маленькие окна, расположенные домовито высоко.
Живопись Петера Мондриана, одного из основателей группы, была признана во всем мире В архитектуре «прямолинейность» нашла свое отражение в построенном в 1916 г. в Утрехте по проекту Роба ван ‘т Хоффа доме Хейде. В нем использовалось вертикальное остекление, скрывавшееся под нависающими плоскостями крыши. Наиболее характерной для группы «Стиль» постройкой был дом Шрёдера в Утрехте. Его построил в 1924 г. Геррит Ритвельд.
В этом проекте также участвовала и сама заказчица Труус Шрадер-Шрёдер, которая была дизайнером интерьеров. Дом располагался на краю города. В его архитектуре отсутствовали стандартные панели, соединившиеся под углом друг к другу поверхности, орнамент. Царили лишь прямые углы и линии.
Архитектор отказался от использования мрамора и полированной древесины. Все поверхности просто были окрашены в разные цвета. Фасады представляли собой композиции из линии и плоскостей, которые выступали и заглублялись.