Британская архитектура и хай-тек

Хай-тек в Британской Архитектуре

Множество людей искренне убеждены, что британская архитектура – это один сплошной хай-тек. Начиная с середины 1980-х годов Норман Фостер, Ричард Роджерс, Майкл Хопкинс и Николас Гримшоу упражняются в создании архитектуры, вдохновленной детским конструктором, где гайки и болты, фермы и опоры заняли место колонн и арок.

И сегодня представление о британской архитектуре связано прежде всего с направлением хай-тек – совершенно так же, как многие иностранцы  считают, что русская архитектура началась и закончилась конструктивизмом. Не столь героический, британский хай-тек уже многие годы является главным архитектурным направлением, а оттачивание деталей: болтов и скоб, а так же каркаса, которые служат орнаментации здания, остается основным средством самовыражения представителей мэйнстрима. В постройках коммерческих и жилых, крупных и поменьше обнаруживаются одни и те же визуальные акценты: артикулированная пожарная лестница и входной козырек, панорамные лифты – каковые элементы и привносят в простые проекты, состоящие из стандартных блоков, требуемый техностиль, который затмевает все остальные тенденции британской архитектуры. Тем не менее, уже есть целые поколения архитекторов, успешно работающих на обоих флангах от четверки форвардов, передавая друг другу изящные пасы альтернативной архитектуры.

Британская архитектура. Архитектурное бюро FAT (Великобритания). Академия искусств Синт Лукас. Бокстел, Нидерланды

Правое, консервативное крыло британской архитектуры представлено Тони Фреттоном (Tony Fretton), а также архитекторами из бюро Caruso St. John Architects и Sergison Bates architects. Их сдержанный и рациональный подход позволил создать высококлассные здания, где природные свойства материалов используются не только для создания пространства, но и для его оформления. Британская архитектура со стороны левого фланга представлена теми, кто попал под влияние радикальных теорий Седрика Прайса, Питера Кука и Роберта Вентури – например, Уильям Олсоп. Их приемы многообразны и менее формальны, в своих проектах они занимаются не просто выявлением конструкции, но стараются показать назначение здания, внести ярко индивидуальную составляющую, создать событие в предлагаемом контексте.

Такой подход, позволяющий зданию полнее ответить своему социальному предназначению, сегодня становится все более актуальным. Например, он характерен для мощно развивающихся групп MUF (Maximum Usable Frequency) и FAT (Fashion Architecture Taste). В прошлом году мне довелось посетить Академию искусств Синт Лукас (The Sint Lucas Art Academy) в Бокстеле на юге Голландии, провинция Северный Брабант. Это на сегодняшний момент самый большой реализованный проект группы FAT. В Синт Лукас учатся 1200 студентов. Академия специализируется на преподавании дизайна и старается создать атмосферу, которая подчеркивает особенности изучаемой дисциплины и методов ее преподавания.

Разрастаясь, Академия каждый раз осваивала какое-нибудь новое здание послевоенной эпохи, но в итоге стало понятно, что ей жизненно необходим некий глобальный проект по рационализации пространства. Тогда-то FAT и получили возможность заполнить пространства Академии своими идеями: им была заказана разработка образа кампуса. Если говорить о планировочных аспектах проекта, то необходимо отметить следующие нововведения: создание новых внутренних улиц и световых колодцев, а также площади для публичных собраний, которая обозначила вход в кампус.

Кроме того, были построены фойе для вечерних приемов, смежный с ним актовый зал и большая столовая для студентов и преподавателей, в которой и сосредоточилась общественная жизнь академии. Художественная же часть проекта построена на привнесении в среду новых дерзких поп-готических мотивов – это сложные орнаментальные паттерны, смесь искусства бельгийских монастырей и архитектора Дома ван дер Лаана (Dom Van Der Laan).

В интерьере эти мотивы обнаруживаются на обоях, в трафаретных рисунках и люстрах, в экстерьере они представлены в оформлении специально отлитого нового бетонного экрана. Он является самой яркой деталью проекта – пять остроконечных завершений напоминают щипцовые стены, традиционные для этой местности. Особенность этого объекта в том, что форма акцентирована, а разоблачению конструктивной схемы уделено минимум внимания. Есть смысл обратить внимание на работу FAT – она похожа на игру с детальками «Лего», в то время как Фостер, Роджерс и Гримшоу продолжают с маниакальным упорством играть в конструктор. Проект FAT уже успел привлечь внимание публики, причем несколько более широкой, чем жители сонного Бокстела. Он номинирован на приз Европейского союза в области современной архитектуры, а также на премию Миса ван дер Роэ 2007 года.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

пять × 1 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>