Основные данные:
- ДАТА: 1884 г. – наши дни
- СТИЛИ: Каталонский модернизм и неоготика
- МАТЕРИАЛ: Камень и керамика
- АРХИТЕКТОР: Антонио Гауди
- Скульптуры на фасаде говорят о том, что материальный и духовный мир едины
Один из самых известных символов Барселоны, столицы Испании – это собор Саграда Фамилия (Святого Семейства). Этот удивительный шедевр архитектуры создал каталонский архитектор Антонио Гауди. Собор кажется фантастически-средневековым, его башни, шпили и великолепные входы высятся, как горы, а скульптура и форма немного напоминают об испанском барокко. И все же легкая красота извилистых фантастических форм, причудливо сплетающихся узоров и ярких контрастных дополнений говорит о том, что собор Саграда Фамилия построен в стиле модернизма.
Утверждение веры
Создание и строительство собора Святого Семейства заняло большую часть жизни Гауди, но не он начал этот проект, он лишь продолжил его, когда прежний архитектор Франческо де Паула дель Вильяр в 1882 году отошел от работы. Дель Вильяр хотел построить церковь в стиле современной готики. но успел возвести только крипту. Гауди тогда был 31 год, он был уже известным архитектором и создал несколько интересных зданий, но решил полностью посвятить свою жизнь строительству собора. Гауди был ревностным католиком, и строительство храма стало для него возможностью утвердить свою веру.
Собор был задуман как церковь во искупление грехов, революционных идей, витающих в Барселоне, поэтому его также называют Искупительным Храмом Святого Семейства. Сначала строительство затеял библиотекарь, торговец книгами и католик Хосе Бокабелла, друг Гауди.
Он хотел строить только на пожертвования, а Гауди, начиная работу, наивно надеялся закончить собор еще до начала XX века. Но началась Первая мировая война, и пожертвований стало не хватать. А Гауди сам работал над каждой деталью собора, как работали средневековые каменщики. Он даже жил прямо на строительной площадке, как затворник в своей келье. В 1926 году Гауди внезапно сбил трамвай, а горожане сначала приняли его за бродягу и не поторопились с помощью.
Незаконченный шедевр
План Гауди был основан на традиционной форме латинского креста с широкими трансептами и семью приделами вокруг высокого алтаря с восточной стороны. Наверху Гауди задумал главную башню высотой почти 180 м, символизирующую Христа, а вокруг нее еще три группы по 4 шпиля пониже, высотой 90 метров – это были бы 12 апостолов. Фонари на 12 шпилях подсвечивали бы главную башню, как бы говоря о том, что Христос – «Свет Мира».
Гауди начал с постройки восточного входа, фасада Рождества. До смерти он успел закончить похожие на сталактиты скульптуры, символические детали и поразительно высокие башни с инкрустированными керамикой наконечниками. Фасад украшают около ста скульптур растений и примерно столько же – видов животных. Три двери входа посвящены Вере, Надежде и Милосердию. В основании башни квадратные, но постепенно вырастают и становятся круглыми.
До 1950 года строительство было пприостановлено, а затем возобновилось. Продолжить его оказалось непросто, ведь в 1937 году во время испанской гражданской войны сгорело большинство планов и моделей Гауди. И все же было известно, что архитектор хотел сделать западный фасад символом Страстей, мрачным и строгим. Фасад Страстей закончили только в конце XX века, в этом участвовали художники и инженеры со всего мира. Строительство нефов медленно продолжается, это говорит о том, что идеи Гауди вдохновенны и вдохновляют людей до сих пор.