Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Религиозная архитектура

Религиозная архитектура

Святилища — не только центры духовной жизни множества культур на протяжении веков, среди них также много архитектурных шедевров.

Святилища были важной частью жизни людей на протяжении веков. Они нужны были не только для того, чтобы народ собирался там и чествовал предков, но еще и для того, чтобы хранить историю. Также там можно было поговорить с высшими силами, которые, как считали люди, управляли их судьбами.

Льюис Мамфорд, великий американский историк и социолог XX в., считал, что «города мертвых» появились чуть ли не раньше, чем «города живых». По теории Мамфорда, первобытные кочевые культуры далекого прошлого ритуально хоронили своих мертвецов и время от времени возвращались к местам погребения предков. Постепенно вокруг этих священных мест возникли постоянные поселения, тогда способность общаться с мертвыми стала определять статус и важность человека в племени.

Парфенон

На протяжении веков архитекторы вдохновлялись древнегреческими и древнеримскими храмами, такими как Парфенон.

Мы сегодня живем в преимущественно светском обществе, где роль религии чаще всего сводится к исполнению привычных ритуалов, а на общественное положение влияют благосостояние и должность, но это сравнительно новое явление, характерное для развитых стран. До того как государство отделилось от Церкви, в большинстве стран весь мир считался тайной, подвластной лишь божественным законам, которые напрямую зависели от молитв и прошений. Поэтому именно религиозные институты занимались различной социальной помощью, заботой о больных, бедных и нищих людях, а также обеспечивали образование, насколько это было возможно.

Разные способы общаться с богами

Строения, которые мы выбрали для этой главы, иллюстрируют разные подходы к общению с высшими силами. В средневековых европейских соборах, таких, как соборы в Шартре и Солсбе­ри, проходили крупные службы, на них собирались люди, разделяющие одну веру. Там статуи и витражи заменяли неграмотным людям Библию, показывая сцены из Писания. Храмы Востока — например, храмовый комплекс Боробудур на острове Ява — так же прекрасны, как западные, но они символизируют более тонкую философию — священный путь к просветлению.

Христианские паломники совершали долгие и опасные путешествия, они шли пешком из всех уголков Восточной Европы к гробнице Святого апостола Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела, где постоянно останавливалось множе­ство пилигримов. Так же верующие стекаются и к современным впечатляющим храмам, например, к церкви Нотр-Дам-дю-О в местечке Роншан во Франции, которую построили после Второй мировой войны. Собор Святого Семейства в Барселоне должен был быть достроен во искупление грехов всего народа. Это еще одна форма исполнения долга перед Богом — как и путе­шествия паломников, как и любой другой путь к вершинам духа. А вот бенедиктинское аббатство Мельк, наоборот, построено во славу Церкви на земле.

Проявления веры

В древних Афинах каждые четыре года проводился большой религиозный фестиваль, его участники проходили по «священной дороге» длиной 24 километра, от Элевсина у Саронийского залива (в свя­щенных обрядах, которые там проходили, должен был поучаствовать каждый истинный житель Афин) до Парфенона в самой высокой точке Акрополя. Это шествие изображено на мраморном фризе, который теперь находится в Британском музее в коллекции лорда Элгина. К несчастью, нам почти ничего не известно о том, какие служения проходили в римском Пантеоне.

Большой купол Пантеона остался непревзойденным, даже Микеланджело не повторил такого, создавая купол собора Святого Петра. Но многие архитекторы итальянского Возрождения вдохновлялись, глядя на него, особенно Брунеллески, когда он создавал купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. А купол Айя-Софии в Стамбуле стал не только новейшим достижением в строительстве, но и прекрасным символом веры люден, которая отразилась в архитектуре.

Святая София. Константинополь
Вера вдохновляла людей, и они создавали множество шедевров, таких как огромный купол Айя-Софии в Стамбуле

Более чем через тысячу лет такое же сочетание веры в Бога и вдохновенной архитектуры возникло в облике собора Святого Петра в Риме и в площади Сан-Пьетро перед этим собором. Есть и другие священные храмы, которые приоткрывают перед нами религиозные «истины» и подтверждают силу веры.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал