Основные данные:
- ДАТА: V век до н. э.
- СТИЛИ: Дорический и ионический
- МАТЕРИАЛ: Мрамор
- АРХИТЕКТОРЫ: Иктин, Калликрат и Фидий
- Изначально храм был ярко раскрашен синей, красной и золотой красками
Акрополь возвышается над городом Афины, там множество памятников греческой классики. На этом известняковом утесе возникло одно из первых поселений в Греции, постепенно здесь выросла целая крепость, а потом она превратилась в первый город-государство. (Подробнее – Архитектура Древней Греции).
После того как Дельфийский оракул провозгласил, что скала должна принадлежать только богам, на ней строились лишь культовые сооружения. На протяжении V в. до н. э. Афины были богатым и сильным городом, и его жители построили храмы, которые сохранились до наших дней. Это были общественные работы, а задумал их Перикл, афинский правитель и военачальник.

Города памятников
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Попасть на Акрополь можно через Пропилеи, большие ворота в дорическом стиле, строительство которых началось в 437 году до н. э.. но так и не было завершено. Рядом с ними находится небольшой стройный ионический храм Афины-Ники. За ним, ближе к Парфенону, расположен Эрехтейон, он тоже построен в ионическом стиле и известен утонченным портиком с кариатидами (кариатида – это колонна в виде молодой женщины).
Но все же сильнее всего впечатляет сам Парфенон, храм, построенный в 447-431 годах до н. э. и посвященный богине-покровительнице города Афине. Его возвели на месте более ранней постройки, что сгорела дотла, когда персы взяли Афины в 480 году до н. э.
Новый Парфенон построен Калликратом и Иктином под руководством скульптора Фидия. Храм безупречно создан из пентелийского мрамора, в дорическом стиле (самом простом и строгом из классических стилей), он будто воплощает саму гармонию греческой классики – этот эффект мог бы потеряться, если бы в наши дни храм был раскрашен золотыми, красными и синими красками, как в древности. Отделка в Парфеноне тоже безупречна, она скрывает некоторые оптические искажения, которые иначе нарушили бы совершенство.
Религиозные церемонии
Парфенон был богато украшен красивыми реалистичными фризами и скульптурой – все это сделал из мрамора скульптор Фидий. Шествие на праздник Великих Панафиней, изображенное на фризе, проходило раз в 4 года. Люди входили в ворота города, проходили через Агору под Акрополем и медленно взбирались вверх, пока не достигали восточной стороны Парфенона. Там на открытом воздухе совершались жертвоприношения. Простым людям нельзя было входить в храм или на огороженную площадку, где стояла огромная статуя Афины Парфенос работы Фидия, покрытая слоновой костью и позолотой и украшенная браслетами, кольцами и ожерельями.
Парфенон сохранялся почти в неизменном виде более 2000 лет, несмотря на то, что из него делали церковь, а когда Афины захватили турки, то и мечеть. Эрехтейон в то время был гаремом. В 1687 году, во время осады Афин венецианцами, турки устроили в Парфеноне пороховой склад, который взлетел на воздух. Взрыв разрушил Парфенон и уничтожил большую часть фризов. Хотя храм восстанавливают, следы разрушения до сих пор заметны. В 1799-1802 годах британский лорд Элгин увез многие из оставшихся мраморных статуй и рельефов, так как думал, что им может грозить опасность. Он продал мраморные шедевры Британскому музею, там сейчас можно ими полюбоваться.