Готфрид Бём — жизнь и творчество

Готфрид Бём - жизнь и творчество Архитекторы и арх. бюро

Готфрид Бём — известный архитектор, представитель школы позднего немецкого экспрессионизма. Он, единственный гражданин Германии среди лауреатов Притцкеровской премии в ХХ веке, достойный продолжатель дела отца Доминика Бёма, весьма известного создателя немецкой церковной архитектуры. Дети Готфрида пошли по его стопам, сегодня три его сына, Штефан, Петер и Пауль, возглавляют архитектурное бюро Бёмов в Кёльне.

Начало карьеры

Готфрид Бём родился 23 января 1920 года в небольшом городке Оффенбахе-на-Рейне, где в то время работал его отец. В 1938 году Готфрид окончил церковную среднюю школу уже в Кёльне, куда к тому моменту переехала семья. Сразу по окончании учебы он был призван в армию. После демобилизации в 1942 году молодой человек поступил в Технический университет и Академию художеств в Мюнхене, что позволило ему через пять лет получить дипломы по двум специальностям — архитектора и скульптора.

Церковь Воскрешения Христа. Кёльн, Германия
Церковь Воскрешения Христа. Кёльн, Германия

Формированию профессиональных и человеческих позиций способствовала учеба у францисканского монаха, архитектора Каэтано Дж. Б. Баумана. Во время поездки в США Бём знакомится с великими немецкими модернистами Вальтером Гропиусом и Мисом ван дер Роэ, бежавшими в Америку от фашистского режима.

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

Карьера архитектора ожидаемо началась в мастерской отца, где с 1947 года Бём-младший занимался проектированием сакральных и жилых зданий. После смерти родителя в 1955 году Готфрид возглавил бюро и активно работал над восстановлением жилых кварталов и церковных построек Кёльна. Необходимость создавать новые доминанты на исторически значимых местах старых городов, изуродованных недавней войной, привела к появлению заказов на проектирование общественных зданий и комплексов.

Еще будучи молодым специалистом в мастерской отца, Бём-младший спроектировал и возвел несколько весьма выразительных церквей и зданий светского характера. Одной из первых самостоятельных построек Готфрида становится жилой дом в Зеге, реализованный в 1946 году. В начале 1950-х годов бюро Бёмов выполняет заказы на проектирование жилых домов преимущественно для Кёльна и окрестностей. Получив классическое религиозное воспитание в русле строгой католической традиции, Бём, тем не менее, охотно экспериментирует в области церковного строительства. Готфрид много проектирует самостоятельно и руководит возведением церкви Св. Иосифа (1951) и капеллы Св. Колумба. В 1953 году Бём реконструирует церковь Св. Антония в Мюнстере. Совместно с отцом он достраивает в 1953–1954 годах церковь в Пютлингене. Во всех зданиях присутствует определенное уважение к традиции, сопряженное с поисками новых выразительных средств.

Церковь Св. Альберта. Общий вид. Саарбрюккен, Германия
Церковь Св. Альберта. Общий вид. Саарбрюккен, Германия

Первый международный опыт Готфрида Бёма основывался на экспериментах в области церковного строительства. В середине 1950-х годов он выполнял заказ на церковь Igreja Matriz в Бруски (Бразилия). Начатое еще под руководством отца возведение храма будет окончено только в 1959 году. Другим опытом работы архитектора в этот период за границей становится комплекс католической миссии на Тайване (1955–1961).

1960-е годы оказались особенно плодотворными в творчестве уже вполне зрелого зодчего. Он создает собор Св. Марии в Фельберт-Невигесе, единодушно названный критиками одной из его самых сильных и интересных построек. Также удачной оказывается церковь Св. Анны в Випперфюрте (1963–1965) и комплекс Дома престарелых в Дюссельдорф-Гарате (1962–1970). Много усилий Бём вкладывает в проекты Детских деревень в Бергиш-Гладбахе (1962–1968) и в аналогичной работе для Рима (1965). Социально значимые проекты вообще занимают большое место в наследии архитектора. Он многократно предлагает способы улучшения различных сторон обыденной жизни простых немцев. Отсюда — столь пристальное внимание к проектированию детских садов, больниц. Позднее Бём будет возвращаться к развитию социально разнообразной среды путем создания новых библиотек, театров и т. д. (например, комплекса Государственной библиотеки в Ульме, 1999–2000; филармонии в Люксембурге, 1996; театров в Итцехо, 1984–1993, и Потсдаме, 1995–2000).

Церковь Св. Альберта. Интерьер
Церковь Св. Альберта. Интерьер

Экспрессионизм Г. Бема

В церковном зодчестве Бёма — различные виды зданий, выполненных для нужд церкви как значительного общественного института: монументальные храмы, маленькие капеллы и часовни, а также постройки вспомогательного характера для католических миссий (Пасторский центр Томаса Мора в Гельзенкирхене, 1962–1964). И наиболее удачные и знаменитые здания Готфрида Бёма — это соборы, а не торговые комплексы, хотя последние у него тоже исключительно хороши (комплекс WDR-Аркаден в Кёльне, 1991–1996, или магазин «Пик и Клопенбург» в Берлине, 1994–1996).

Кредо раннего периода деятельности Бёма имело опору на принципы экспрессионистской архитектуры отца и его современников. Сам Готфрид последовательно претворял в жизнь принципы сочетания экспрессивной выразительности и логики построения природных структур. Отсюда в его творчестве — множество эффектных и эмоционально насыщенных контрастов различных фактур и материалов: бетон и кирпич, крупные сочленения и мелкая деталировка кладки и т. д. Бём стремился к подлинному синтезу нового и исторического.

Церковь Детской деревни. Бергиш-Гладбах, Германия
Церковь Детской деревни. Бергиш-Гладбах, Германия

1960-е вообще можно в определенном смысле назвать ренессансом сакральной архитектуры Германии. На фоне всего разнообразного европейского опыта (в частности, после строительства Ле Корбюзье его исключительно выразительной и пластичной капеллы в Роншане), значительно расширившего жесткие эстетические каноны ортодоксального модернизма довоенного времени, можно иначе рассматривать общие позиции эстетики модернизма XX столетия. Эмоциональность и выразительность церковной архитектуры Готфрида Бёма позволяют говорить о непрерывном развитии этой линии современной архитектуры как вида искусства в немецкой культуре ХХ века. Несмотря на ужасающие утраты военного периода, отсутствие средств на решение не самых насущных задач (в отличие от строительства жилья, промышленных предприятий и т. д.), возведение новых культовых сооружений оказалось важным вопросом достойного восстановления идеи национальной и культурной идентичности, фатально скомпрометированной фашистским режимом.

Если собор Богородицы в Невигесе принес зодчему уважение коллег и известность в масштабе страны, то здание ратуши в Бенсберге 1964–1967 вознесло Бёма на профессиональный олимп с общеевропейской славой и признанием. Использование частей конструкций старого замка и фрагментов крепостных стен позволило архитектору создать новую выразительную художественную доминанту городской застройки. В последующие годы мастер будет неоднократно возвращаться к типологии главного здания городской администрации. В 1974–1981 годах он возводит ратушу в Райнберге, а в 1992 году по его проекту будет сооружена тоже весьма выразительная ратуша в Кёльне, уже более полно отражающая эстетические предпочтения начала 1990-х годов.

Детская деревня. Вид с высоты птичьего полета
Детская деревня. Вид с высоты птичьего полета

Мировое признание

В те же насыщенные и плодотворные 1960-е годы Бём начинает преподавательскую деятельность и становится профессором в Рейнско-Вестфальском техническом университете города Ахена. Параллельно он выполняет отдельные проекты для совершенствования транспортной сети города.

К середине 1970-х годов Бём получает значительную долю мирового признания, вполне заслуженно, поскольку его работы действительно выгодно отличаются от большинства благодаря своей экспрессивной выразительности, запоминающимся абрисам и неожиданным соотношениям частей масштабных сооружений.

Церковь Св. Анны. Випперфюрт, Германия
Церковь Св. Анны. Випперфюрт, Германия

Для мирового архитектурного процесса конца 1970-х — начала 1980-х годов характерно частое и заинтересованное обращение к эстетическим приемам экспрессионизма 1920-х. Впитав также ряд идей «органической архитектуры» Ф. Л. Райта, многие европейские зодчие выполняли проекты в неоэкспрессионистском духе. Творческое осмысление наследия монументальной выразительности начала века предлагали, в частности, такие авторитетные современники Бёма, как бразилец Оскар Нимейер и швед Ральф Эрскин. Для самого Бёма подобный художественный арсенал был естественным продолжением его авторского понимания предназначения архитектуры. К началу 1980-х годов постройки мастера несколько утратили былую мрачную брутальность и стали содержать больше света. В 1982–1983 годах зодчий спроектировал и построил в Берлине дом на Фазаненплац. В структуре 8-этажного жилого дома архитектор предложил свое видение концепции традиционного берлинского жилища с открытыми галереями светового двора и общей лестницей. Он заменил внутренний двор крытым пространством просторного атриума. А чередование округлой формы эркеров с протяженными лоджиями придало кубической постройке определенную пластическую выразительность.

Церковь Св. Адельхейда. Тросдорф, Германия
Церковь Св. Адельхейда. Тросдорф, Германия

К концу 1980-х годов Бём продолжил разрабатывать идеи формообразования через создание ритмических рядов фасадных решений. Здание Дойче-банка в Люксембурге — яркий пример последовательного развертывания нескольких линий в творчестве архитектора. Общий облик сооружения больше соотносился с постмодернистскими экспериментами Рикардо Бофила и братьев Крие, чем с более ранними работами самого зодчего. Постройка имеет квадратный периметр, внутри которого функциональные пространства скомпонованы вокруг круглого атриума, поднимающегося на всю высоту здания.

Внешний облик сооружения формируют ритмические ряды вертикальных бетонных опор, равномерно распределенные по всем сторонам, и горизонтальные уровни сквозного остекления. Центральный вход отмечен цилиндрическим эркером, ступенчато выдвигающимся из плоскости стены, и конусообразной кровлей над круглым залом. Аналогичные завершения имеют и четыре лестничных узла, расположенных на диагональных осях внутри здания. Этот пространственный ритм формирует логический переход от спокойного внешнего периметра к сложному силуэту кровли. Динамику композиции внутреннего пространства создают ярусы галерей, соединенные открытыми лестницами под центральным конусом перекрытия атриума. Офисные пространства по периметру постройки связываются между собой с помощью легких мостиков. Баланс между акцентами отдельных динамичных форм и спокойным ритмом ее протяженных частей создают уравновешенную гармонию целого.

Церковь Св. Павла. Бохольт, Германия
Церковь Св. Павла. Бохольт, Германия

Новый виток успешной проектной активности происходит у Готфрида Бёма уже в 1980-е годы. В этот период он продолжает много внимания уделять вопросам реконструкции и модернизации исторических построек Германии и приспособления их под новые нужды. Тема реконструкции и приспособления памятников, по разным причинам утративших свою былую функциональную состоятельность, вообще красной нитью проходит через творчество мастера. Активно занимавшийся реконструкцией и модернизацией различных церквей еще в давние послевоенные годы вместе с отцом архитектор неоднократно и весьма успешно модернизировал и разные светские сооружения прошлого. Включение им исторических фрагментов застройки и в комплекс ратуши в Бенсберге, и при создании нового отеля в стенах замка Годесбург в долине нижнего Рейна, и в работе над преобразованием руин замка в Бад-Кройцахе (1969–1976) неизменно оказывалось уместным и выразительным.

Поэтому неудивительно, что еще одним важным и эффектным проектом Бёма 1980-х годов является реконструкция и приспособление под новые нужды барочного дворца в Саарбрюккене. Здание 1740 года, изначально спроектированное Ф. Й. Штренгелем, пережило пожар в эпоху Французской революции и позднее подвергалось нескольким переделкам. В результате ансамбль утратил целостность и функционально устарел. Бём бережно восстановил барочную стилистику флигелей, поставленных как обрамление курдонера, и заново простроил их пространственные связи с главным зданием. Центральный павильон архитектор восстановил в исторических пропорциях, но выполнил из современных материалов.

Церковь Св. Стефана. Брюль, Германия
Церковь Св. Стефана. Брюль, Германия

Каркасная металлическая структура центрального дворцового павильона показывала сложную пластическую разработку, вертикальную устремленность членений и новое понимание роли прозрачных элементов в заданном объеме. Интерьерное решение верхнего зала, по замыслу зодчего, должно было вызывать у посетителей сложные ассоциативные ряды, от динамичной устремленности ввысь эпохи барокко до формальных поисков мастеров архитектуры 1920-х годов (в частности, Тео ван Дусбурга и др.). В продолжение линии исторической преемственности и развития барочных идей в архитектуре последующих эпох Бём поставил свой элемент парковой скульптуры: на центральной оси дворца появилась беседка-навес, выражающая обобщенный образ современного прочтения барочной формы. Получилось очень эффектно и деликатно, без нарочитых постмодернистских жестов, но в русле миропонимания эпохи.

Помимо модернизации и приспособления замка Бём возвел несколько жилых домов в Саарбрюккене. Здания на Тальштрассе (1978) стилизованы под историчес кую застройку и напрямую соотносятся с эстетикой замка, а более поздний дом (1978–1984) выполнен уже с использованием палитры современного архитектурного языка. Здание музея, завершенное в 1989 году, тоже содержит меньшее количество стилизованных элементов.

Паломническая церковь Св. Марии. Опфенбах, Германия
Паломническая церковь Св. Марии. Опфенбах, Германия

Художественная выразительность произведений Готфрида Бёма настолько велика, что даже при утрате первичных функций они остаются важным культурным пространством своего окружения. После решения о закрытии церкви Св. Урсулы в Хюрте из-за резкого уменьшения числа прихожан постройка, возведенная в 1954–1956 годах, была превращена в художественную галерею. Инициатором такого решения выступил крупный галерист и собиратель искусства Рафаэль Яблонска. В 2006 году Бём лично одобрил вариант конверсии своего произведения. Достаточно типичное для общественной жизни Европы последних десятилетий преобразование бывшей церкви в культурный или досуговый центр вызвало особый интерес, так как в качестве исходного объекта использовалось современное, а не историческое здание. Но авторам идеи было очевидно, что собственно архитектурные достоинства переименованной «Капеллы Бёма» придали новому выставочному комплексу большую притягательность.

В 1970-е и особенно 1980-е годы архитекторов всего мира занимали вопросы превращения технических форм в метафоры архитектурного языка, с помощью которого можно было бы разговаривать с обществом. Широко распространившийся в Великобритании хай-тек был с осторожностью воспринят немецкими коллегами. В творчестве Бёма тоже присутствовали определенные отзвуки хай-тека, но в его версиях они выглядели более сдержанно и консервативно. Развивая дальше пространственное разнообразие темы крытого атриума, зодчий превратил атриумное пространство в полноценный структурный элемент постройки, прозрачность которого читается на фасаде. Более того, именно этот контраст между невесомым прозрачным фрагментом и вполне материальными стенами примыкающих частей здания стал главным художественным приемом в нескольких его строениях.

Модернизация замка в Саарбрюккене. Обновленный фасад. Саарбрюккен, Германия
Модернизация замка в Саарбрюккене. Обновленный фасад. Саарбрюккен, Германия

Весьма удачным решением с использованием этого приема было офисное здание для строительной компании «Цюблин», построенное в 1985 году в Штутгарте. Два семиэтажных офисных корпуса соединяются общим атриумом со стеклянной кровлей и фасадами. Внутренняя отделка этого пространства, безусловно, отсылает зрителя к эстетике хай-тека, только вместо ожидаемых металлических конструкций Бём использует сборный железобетон чуть красноватого оттенка, что усиливает контраст прозрачного стекла и бетонных конструктивных элементов.

Одним из относительно недавних проектов, над которым зодчий трудился вместе с сыном Петером, является театр имени Ханса Отто (1995–2000, достройка — 2006) в Потсдаме.

К концу 1980-х годов Готфрид Бём считался одним из самых авторитетных и титулованных архитекторов Западной Германии. Однако объединение страны в 1989 году и политика приглашения иностранных звезд для придания Берлину нового современного облика сильно поколебали позиции многих немецких архитекторов. Благодаря опыту и харизме своего лидера мастерская Бёма все же не затерялась среди наплыва международных бюро и молодых специалистов.

Поздняя деятельность и награды

Несмотря на беспрецедентное количество иностранных специалистов мирового уровня, работавших в Берлине в конце 1980-х — начале 1990-х, зодчий продолжает реализовывать в застройке города новые яркие здания, которые вовсе не меркнут на фоне творений конкурентов. В частности, универмаг «Пик и Клопенбург», построенный в 1986 году на Курфюрстендамм, главной парадной улице Западного Берлина, до сих пор поражает современностью и новизной. Легкость и пластическая выразительность изначально призматического объема достигаются за счет удачной иерархии ритмических рядов ограждающих конструкций и изогнутой конфигурации фрагментов стеклянной облицовки фасадов. Здание не выходит за «красные линии» застройки улиц, но привлекает внимание открытостью и дружелюбием общего облика.

Здание ратуши. Кёльн, Германия
Здание ратуши. Кёльн, Германия

1990-е и даже 2000-е годы вновь делают бюро Готфрида Бёма весьма востребованным. Совместно с отцом работают его сыновья. Результатом становится ряд очень эффектных, ярких проектов, привнесших новизну в характер творчества немецкого мастера. Типология его построек также достигает подлинного разнообразия. В портфолио бюро присутствуют не только церкви и жилые дома, но и инженерные сооружения, общественные центры, культурные и торговые комплексы, элементы транспортной инфраструктуры городской среды. Но даже среди такого разнообразия зданий Театр имени Ханса Отто в Потсдаме выглядит одним из наиболее зрелищных и динамичных.

Среди неожиданных задач, решенных мастером уже в новом веке, был проект мечети в Кёльне. Выполненный в 2009 году, он вызвал горячие споры в обществе. В конечном итоге Городской совет одобрил строительство мечети с минаретами высотой 55 м и высотой купола 37 м. Среди культовых сооружений в Кёльне выше этого здания будет только знаменитый Кёльнский собор (157 м). В мечети явно отражены пластические возможности монолитного бетона, использованные для наиболее выразительного переосмысления традиций мусульманской архитектуры в европейской практике ХХ века.

Еще одним априори эксклюзивным проектом был выставочный павильон Германии на Экспо-1992 в Севилье. Подобные выставочные павильоны всегда создаются больше для внешней репрезентации и выполнения символической роли, нежели для длительной реальной эксплуатации. Но власти поручают такие постройки всегда самым авторитетным и именитым зодчим. Поэтому выбор Готфрида Бёма свидетельствовал о значительном уважении и признании его в рамках национального архитектурного сообщества.

Здание штаб-квартиры Дойче-банка. Люксембург, Великое Герцогство Люксембург
Здание штаб-квартиры Дойче-банка. Люксембург, Великое Герцогство Люксембург

На протяжении своей долгой творческой биографии Бём построил самые разные сооружения по всей Германии. Это музеи и судебные здания, больницы и паломнические миссии, театры и торговые галереи, детские сады и отели, жилые дома и библиотеки. И, конечно же, церкви. Их самобытный облик и нестандартные формы изменили само представление зодчих ХХ века о том, какой может быть христианская церковь. Единственно, чего никогда не строил Бём, — это небоскребы, поскольку именно соразмеренная городская среда с вертикалями церквей и колоколен ближе всего к его пониманию облика гармоничного пространства. Соединение собственно архитектурных объектов с элементами транспортной инфраструктуры города отразилось в таких работах мастера, как железнодорожная станция с пешеходным мостом в Нойлусхайме (1986–1987) и модернизация площади перед железнодорожным вокзалом в Ахене (1997).

Готфрид Бём уделял значительное внимание вопросам поднятия авторитета архитектурной профессии в западногерманском обществе, поскольку это повышало шансы на разработку более социально развитой структуры городской застройки. В 1976 году он стал членом авторитетной Немецкой академии городского строения и земельного планирования, что позволило зодчему использовать свой опыт в общенациональном масштабе. Этой же цели послужило и значительное международное признание заслуг немецкого архитектора.

Универмаг «Пик и Клопенбург». Берлин, Германия
Универмаг «Пик и Клопенбург». Берлин, Германия

Готфрид Бём получил наивысшую архитектурную награду профессионального сообщества — Притцкеровскую премию еще в 1986 году, так и оставшись единственным представителем Германии в перечне самых титулованных мастеров международной архитектуры ХХ века. В 1991-м ему присвоили звание заслуженного члена Королевского института британской архитектуры в Лондоне (RIBA), ежегодно присуждающего премии за лучшие постройки и фиксирующего лидеров мирового архитектурного процесса. На протяжении своей карьеры Бём был удостоен множества профессиональных дипломов и наград. Среди особо значимых следует назвать многочисленные премии отделений Союза немецких архитекторов (1968, Кёльн; 1968, Мюнстер; 1971, Дюссельдорф), Большую премию Союза немецких архитекторов (1975, Бонн), премию Академии искусств в Берлине (1974), премию Фрица Шумахера (Гамбург, 1985), Почетную медаль Общества архитекторов и инженеров (Кёльн, 1994) и Государственную премию земли Северный Рейн-Вестфалия (1996). Официальное международное признание помимо Притцкеровской премии выражалось в присуждении Бёму перуанской премии Виллареаль (Лима, 1977), Большой золотой медали Парижской академии архитектуры (1982), американской премии Университета Пенсильвании (1985, Филадельфия).

Признание заслуг и достижений династии Бёмов в национальной архитектуре ХХ века привело к идее бережного сохранения профессионального наследия мастера. В 2006 году архитектурный музей во Франкфурте получил разрешение на хранение и представление широкой публике чертежей и эскизов Доменика и Готфрида Бёмов. Ретроспективная экспозиция «Скалы из бетона и стекла», развернуто и информативно раскрывавшая образчики творчества наиболее ярких представителей немецкой линии европейского экспрессионизма ХХ столетия, вызвала большой общественный резонанс.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Деловой квартал
Добавить комментарий