Ранние поселения Мезоамерики
Целые города с множеством каменных памятников, зачастую почти заросшие тропическим лесом, – свидетельства, которые сохранились после древнейшей цивилизации, которая существовала в Мезоамерике. Этот регион включал всю нынешнюю Мексику, а также, Гватемалу, Белиз и Гондурас, начиная около 900-х гг. до Р. X. и до завоевания испанцами в 1519 г.
Величественные пирамиды, храмы, площади, зоны для игр, дороги для процессий, а также жертвенные алтари использовались для исполнения различных религиозных ритуалов, выполнявших главнейшую роль жизни людей. Большие дворцы отражали строгую имущественную и классовую иерархию; архитектура использовалась правителями для того, чтобы подчеркнуть свое положение и обеспечить себе в этих объектах вечную жизнь. Большая часть сохранившихся построек относится к цивилизации майя.
Церемониальная территория Монте-Альбаны
Город сапотеков Монте-Альбана имел сложившийся административно-религиозный центр на вершине горы. Сооружения располагались по периметру огромной прямоугольной площади. В центре были культовые здания, а вокруг площади – храмы, пирамиды, жилища. Здесь же находилась площадка для игры в мяч.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Пирамида. Тахин
Пирамида, имеющая квадратное основание, состоит из 7 уступов. На самом верхнем располагается святилище. С восточной стороны к пирамиде примыкает широкая лестница, имеющая балюстраду, которая украшена орнаментом из прямоугольников. По сторонам света в пирамиде вырезаны в камне 365 ниш. Солнечный год – основная тема мезоамериканской архитектуры.
Теотихуакан
(ок. 150-650 гг.)
В плане город образован из пересекающихся линий, сходящихся к пирамиде Солнца в центре. Важнейшая ось города – Дорога мертвых, которая идет от пирамиды Луны и пересекающаяся со второй осью на уровне цитадели. Так, город был разделен на четыре части – такая планировка и позже использовалась ацтеками.
Первые отдельно стоящие священные камни Теотиуакана – стелы имели чисто религиозное значение, Они были покрыты резьбой с изображением богов, в том числе знаменитого Кецалькоатля, или пернатого змея. Более поздние стелы майя были с изображениями царей и служили скорее светскими памятниками, чем священными изваяниями.
Пирамида Луны. Теотиуакан (200 г.)
Пирамида, посвященная богу Луны, – гигантское строение на северном конце главной оси Теотиуакана. Каменная лестница, проходящая через четыре яруса, ведет к деревянному святилищу на вершине.
Талуд-таблеро
Техника талуд-таблеро впервые появилась в строениях Теотиуакана. Внешняя наклонная секции, или талуда, поддерживается оштукатуренной прямоугольной панелью. Ее использовали как фриз и украшали скульптурой.
Профиль талуд-таблеро мог повторяться много раз по ходу подъема пирамиды. Эта форма ступенчатого фасада известна по всей Мезоамерике, с небольшими местными вариациями.
Это одновременно эффектно и экономично. Элементы каркаса соединены тонкими панелями, образующими каменное ядро.
Классический период майя
Цивилизация майя, расцвет которой пришелся на 500-900-е гг. до Р. X., создала одни из самых значимых памятников Мезоамерики. Недавняя расшифровка иероглифов, запечатленных на ступенях, фризах, колоннах, стелах, алтарях майя, дала ключ к разгадке архитектуры этого народа, датировки отдельных зданий, имен правителей. Пирамиды часто строились на месте более ранних, повторяя их формы, и, в то же время, позволяя увеличить общую высоту конструкции. Стремление достичь наибольшей высоты – основное для архитектуры майя. Оно выражено в головокружительных лестницах, ведущих к богам. Другими важными особенностями архитектуры было изобретение ложного свода и искусно выполненные скульптурные композиции.
Храм Надписей. Паленке (675 г.)
Крутая лестница ведет через девять ярусов, символизирующих девять уровней подземного мира, наверх, к святилищу. Скрытая лестница спускается из святилища о склеп, где похоронен царь. Каменная труба, проведенная вдоль внутренней лестницы, помогала мертвому царю общаться с живыми.
В храме Надписей – сводчатый входной портик с пятью пролетами, отделанными скульптурами из гипса и знаменитыми надписями – 620 иероглифами, повествующими об истории правителей Паленке. Гребневидные крыши состояли из двух перфорированных каркасных стен, прилегающих друг к другу, на которых крепились выполненные из гипса скульптуры богов и правителей.
Ложный свод
Одним из важнейших достижений классического периода майя является ложный свод. Первоначально небольшие помещения были выложены рядами камней, выступающими один над другим. В более поздних постройках ступени кладки были углублены в толщу стены и скреплены известняковым раствором и бутовым камнем таким образом, чтобы видимая поверхность стала гладкой и пригодной для отделки и росписи.
Стелы в Копане
Копаны – самый южный культурный центр майя классического периода. Город знаменит многочисленными peзными стелами и алтарями тонкой работы с изображениями правителя в церемониальных нарядах. В сложных Гголовных уборах, с вывернутыми наружу стопами ног. Иероглифы же рассказывали о победах правителя.
Майя. Города группы Пуук
К концу классического периода майя, в VIII в., роль городских центров перешла от религиозных сооружений к дворцам правителей. Возведенные на высоких цоколях, дворцы были очень сложно устроены, с многочисленными помещениями и огромными четырехугольными дворами. Благодаря специфике местных условий, а также завоеваниям и слияниям отдельных царств, выделилось множество местных стилей. Наиболее значительная группа городов находились в районе местности Пуук. Для них был характерен более геометрический скульптурный декор, повторяющийся в мотивах орнамента с использованием символики, почерпнутой из космологии майя.
Святилище на вершине пирамиды Волшебника в Ушмале украшено огромной маской божества в виде чудовища. Вход расположен между его челюстями, символизируя проход в преисподнюю. Такой «космологический » входа типичен для этого региона.
Дворец масок. Кааба
Маска бога дождя и солнца Чака – один из главных орнаментальных мотивов архитектуры стиля пуук. Бог изображается с большим носом и глубоко посаженными глазами. Сельскохозяйственное общество майя, естественно, почитало богов дождя и солнца превыше всех остальных.
Мозаичный фриз. Ушмаль
Дворец правителя украшен длинным мозаичным фризом. Прямоугольные орнаменты и маски Чака (символы бога дождя и солнца) геометрически распределены по фасаду.
Города группы Ченес
Близко по стилю к группе Пуук стоят города группы Ченес, расположенные южнее. К X в. большинство городов майя пришло в упадок, и культурный центр сместился в Центральную Мексику, где влияние майя закрепилось в цивилизации тольтеков. Возникли два больших города – Тула и Чинен -Итца. Города все чаще воевали, что привело к появлению таких храмов, как храмы воинов в Туле и Чичен-Итце. Каменное поле для игры в мяч в Чичен-Итце свидетельствует о жертвоприношениях людей. Эти традиции зачем переняли ацтеки.
На вершине пирамиды в Туле четыре гигантские фигуры воинов поддерживали перекрытия входного вестибюля святилища. Барельефы внутри храма и колонного зала повторяют тему воинов.
Кольцо для игры в мяч. Тула
В священной игре использовали тяжелые мячи, которые команды пытались пробросить через два больших каменных кольца, расположенных на концах поля. Кольца, украшенные рельефными изображениями гремучей змеи, посвящались крылатому змею Кецалькоатлю.
Скульптурная абака. Чичен-Итца
Верхнее святилище Кастильо перекрыто крышей с использованием столбов, колонн и деревянных перемычек. Две колонны во входном вестибюле изображают змея, обвившегося вокруг столба с редкими скульптурными абаками.
Скульптуры чакмул. Тула и Чичен-Итца
Статуи лежащих людей, или чакмулы, с головами, повернутыми на девяносто градусов и резервуарами на животе, имеются как в религиозных, так и светских строениях Тулы и Чичен-Итцы. Чакмулы были алтарями для жертвоприношений.
Архитектура инков
Доколумбова цивилизация инков Перу, Боливии и Эквадора создавала монументальную архитектуру начиная с 1100 г. и заканчивая испанским завоеванием в 1532 г. Они поклонялись богу Солнца и его земному воплощению – Инке. Изобретательность инков позволила им использовать во благо себе горный ландшафт Анд, устраивая свои города в стратегических пунктах, создавая сложную систему террас. Они сооружали религиозные или священные строения, такие как угину, вокруг природных источников и скальных формаций. Скорее дипломаты, чем воины, они построили целую сеть дорог. Искусство кладки камня, как и использование золота, достигло своего пика в строительстве дворцов и храмов в XV в.
Дома инков строились из грубо отесанных полигональных камней, которые подгоняли, разбивая один об другой до тех пор, пока они не встанут на место. Такая техника использовалась как при постройке легких кирпичных зданий, так и в больших строениях.
Тамбо
Тамбо представляли собой домики, построенные на дорогах инков для отдыха посланцев. Тамбо – типичные строения инков: низкие, прямоугольные, без окон, единственным источником света являлась трапециевидная дверь. Ряды трапециевидных ниш украшали внутренние и наружные стены.
Чуллпа. Озеро Титикака
Могильные башни чуллпы, были построены вокруг озера Титикака до инков. Они были круглыми в плане и имели несколько комнат для всех членов семьи. Гробницы часто строились в виде круглых башен.
Мачу-Пикчу. XV в.
Город Мачу-Пикчу на горной вершине высотой 2430 м, является лучшим примером того, как строения инков вписывались в ландшафт. Плодородные террасы нависают над пропастью. Три храма с красивой кладкой, используя естественный гранит в качестве стен, формируют церемониальный двор.
Башня Мачу-Пикчу – небольшое святилище в центре разрушенного города инков, Мачу-Пикчу Внутри нее находилась священная скала. Ее стены имеют полукруглую форму, характерную для священных зданий, украшенную трапециевидными нишами, в которых, по-видимому находились мумии. Сооружение возведено из прекрасно отесанных каменных блоков.
Дома дев Солнца. Озеро Титикака
Эти большие здания, также называемые Домонастырскими школами для группы избранных женщин, часто – наложниц правителя. Они считались женами Солнца, и их дома были покрыты золотом. Трапециевидные входы с двойными косяками использовали только в таких домах знатных особ.
Дом Манко Капака. Озеро Титикака
Манко Капак был легендарным основателем инкской династии XII в., на одном из островов озера Титикака, является древнейшим среди сохранившихся. Отдельные верхние комнаты стоят как башни над крепкой кладкой первого этажа. Таким было представление инков о двухэтажном доме.