Шанхайский центр восточного искусства (Арх. Поль Андре)

Шанхайский центр восточного искусства

Шанхайский центр восточного искусств (Центр искусств Востока), спроектированный Полем Андре, — один из крупнейших культурных объектов не только в Шанхае, но и во всем Китае. Его строительство началось в 2002 году, а в конце 2004 года Центр искусств уже был открыт. Сооружение, соединившее в себе все возможные функции для различных видов искусства, появилось в Шанхае впервые. Оно должно было стать площадкой как для традиционных форм искусства, так и для европейских, которые особенно популярны в Китае в последние годы. Для возведения Центра искусств Востока была выделена огромная площадь, около 40 000 квадратных метров, в районе Пудунг, одном из самых знаменитых и перспективных деловых районов города.

Как создать идеальное пространство для исполнительских искусств? У каждого архитектора на этот вопрос есть свой ответ. Поль Андре построил сооружение, не похожее ни на одно другое здание в городе. При первом взгляде ни по каким признакам не определить его предназначение. Функция необычного здания раскрывается постепенно. Архитектор решил столкнуть два разных мира — общества и искусства, устроив настоящий центр их взаимного притяжения. Более того, все в этой постройке продумано специально для того, чтобы объединение этих миров не только стало возможным, но и сопровождалось радостью.

Шанхайский центр восточного искусства

Сам зодчий так прокомментировал главную цель при работе над зданием: «Я стремился проектировать ощущение тайны. Ведь это должен быть центр искусства. Значит, ни у кого не должно возникать ощущения, что он обособлен, неуютен или скучен». Другими словами, создавалась архитектурная магия.

В темное время суток здание, как по мановению волшебной палочки, становится почти полностью прозрачным, и любой прохожий может увидеть, что происходит внутри: поднимающихся или спускающихся по лестнице людей, красочные высокие стены, контрастные цвета. Сразу же возникает ощущение, что в театре должно совершаться что-то торжественное и загадочное, откуда ни возьмись появляется радость. Яркость и веселье, кажется, заключены во всем: в движениях людей, переливах цветов и огней. Это сильное эмоциональное впечатление, которое вызывает здание у прохожих, было тщательно спланировано архитектором и последовательно реализовано в каждой детали проекта.

Шанхайский центр восточного искусства

Фасады выполнены из ламинированного стекла с обильным включением металла. Пять взаимосвязанных полусферических залов (или «лепестков») напоминают в плане бабочку или цветок орхидеи. За каждым из «лепестков» скрывается помещение определенного назначения:

фойе, концертный зал, выставочный и оперный залы, театр. По техническому оснащению Центр искусств Востока сразу занял лидирующие позиции в мире. На фасадах здания размещено 880 высокотехнологичных светильников, что позволяет ему в темное время суток светиться изнутри и переливаться всеми цветами радуги. Прежде всего с помощью освещения архитектору удалось превратить статичный объект в динамичную композицию. Лампочки меняют цвет в зависимости от исполняемой внутри музыки, передают ее ритм, помогая взаимодействию архитектурного объекта с пространством города.

Конструкции не скрываются, а наоборот, демонстрируются как важный элемент архитектурно-художественного облика здания. Каждый «лепесток» Центра искусств Востока имеет две оболочки: оболочка залов отделена от фасадов, выпуклые формы которых стали возможны благодаря поддерживающим элементам — металлическим стержням. Пространство между двумя оболочками каждого «лепестка» имеет неоспоримые художественные достоинства — оно украшено скульптурой и декоративными растениями. Для усиления художественного эффекта этого пространства на разных уровнях размещены маленькие светильники, создающие между двумя оболочками яркую и торжественно-загадочную атмосферу и приглашающие таким образом посетителей внутрь, в волшебный мир музыки.

Эстетическая ценность промежуточного пространства подчеркивается игрой прозрачности в оформлении фасада. Нижняя часть «лепестков» остеклена и полностью прозрачна. Выше, в центральную часть фасада, начинают включаться перфорированные металлические листы, образующие неравномерный рисунок. Они повышают свою плотность ближе к завершению постройки. Такое сочетание прозрачных и более плотных элементов создает иллюзию приоткрытого занавеса, приглашающего посетителей прикоснуться к искусству Востока. В то же время этот прием помогает еще крепче связать архитектурный объект с окружающим пространством и выстроить их взаимодействие.

Внутри стены каждого из пяти сегментов украшены керамическими пластинами овальной формы. Керамическая плитка, привезенная из китайского города Исина, — ручная работа, она различных цветов, каждый придуман специально для конкретного зала. Для архитектора было особенно важно подчеркнуть свое понимание керамики как современного материала, имеющего большое историческое значение для Китая. «Керамика — это часть истории культуры Китая, и я не вижу никаких причин, чтобы отказываться от истории или останавливать ее», — говорил архитектор, рассказывая о своем детище.

Фрагмент интерьера

Не менее важным было организовать движение потоков людей внутри постройки. В своих проектах Поль Андре уделяет этому особое внимание. По его словам, в расчет должно приниматься даже хаотичное передвижение множества людей, и в задачу архитектора входит сделать его максимально удобным и безопасным. Почти каждый проект Поля Андре предусматривает большое количество «внутренних дорог», которые обязательно пересекаются в центральном пространстве. Эти разнообразные пути волей мастера «собираются воедино, но при этом каждый не теряет своей непохожести на других». Темный гранит пола, обстановка насыщенных оттенков и солнечный свет, затемняемый тонированным стеклом, предполагают природную атмосферу внутри постройки.

В Центре искусств Востока открылся французский ресторан на 100 мест и музей старинных музыкальных шкатулок, собрание которого насчитывает более 200 антикварных музыкальных вещиц (ящиков, шарманок, шкатулок). Центральным экспонатом этого музея является старейшая музыкальная шкатулка, сохранившаяся в мире, — она была создана знаменитым часовым мастером Антуаном Фавр-Саломоном в 1796 году.

В здании находятся и недоступные для зрителей помещения: репетиционный зал оркестра, танцевальный зал и объединенная многофункциональная площадка. Кроме того, Центр искусств Востока обладает несколькими десятками гримерных и служебных помещений, сгруппированных рядом с основными залами. Главных залов четыре: концертный, оперный, театральный и выставочный.

Концертный зал может вмещать 1953 зрителя. Сцена прекрасно оснащена технически, главной гордостью стал сложный подъемный механизм с компьютерным управлением. Специально для Центра искусств Востока из Австрии был привезен орган, размещенный в концертном зале.

Оперный зал рассчитан 1015 мест, разделенных на три зоны. Оркестровая яма площадью 120 квадратных метров способна вместить до 100 музыкантов. Сцена снабжена сменными платформами: кроме основного покрытия в распоряжении режиссеров-постановщиков есть также специальное покрытие для балетных спектаклей и искусственный лед.

Концертный зал

В театральном зале предусмотрено 333 места. И если оперный зал воспроизводит организацию Пространства итальянских оперных домов, то устройство театра, также восходящее к вершине исторического прототипа этого вида искусства, выполнено по образцу классических древнеримских полукруглых театров. Пол театрального зала покрыт настилом из швейцарского грушевого дерева, имеющего изысканный золотой оттенок. Выставочный зал, расположенный на втором этаже, имеет площадь 250 квадратных метров и высоту потолка почти 10 метров.

Главный вход Центра искусств Востока расположен на оживленной магистрали. С трех других сторон постройку окружает значительное открытое пространство, тем не менее ее, по замыслу автора, никогда не видно целиком. Исходя из здравого смысла и функциональных потребностей, а также, что немаловажно, для создания ощущения таинственности здание со всех сторон обсажено деревьями.

В целом, Центр искусств Востока стал достаточно удачным примером синтеза природы и архитектуры. Умело создана Полем Андре интрига открытости и замкнутости внутреннего пространства сооружения. К достоинствам объекта стоит отнести и то, что, представляя собой высокотехнологичное современное сооружение, он воплощает в себе традиции китайской культуры, но не на уровне копирования, а на уровне более тонкого предъявления традиционных основ культуры.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

десять − один =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>