Бизнес-центр «Фабрика Станиславского»

Бизнес-центр «Фабрика Станиславского»

Новое строительство в условиях исторического центра – задача высшей категории сложности. Препятствия на пути к реализации проекта, как правило, приводят к значительной потере в качестве, архитектурном или рыночном. Тем удивительнее история проекта БЦ «Фабрика Станиславского», не только сохранившего все первоначально заложен­ные идеи, но и воплотившего ряд инноваций.

Общие данные

  • объект: Бизнес-центр класса B+ «Фабрика Станиславского»
  • расположение:  ул. Станиславского, д. 21, г Москва, Россия
  • девелопер:  ЗАО «Хорус Кэпитал»
  • архитектура:  ООО «ВЭЛСТ проект»
  • историко-градостроительные исследования: мастерская 20, Моспроект-2 им. М. В. Посохина
  • отчет по реставрации:   государственное унитарное предприятие «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские»
  • общая площадь территории, га: 2,88
  • дополнительная инфраструктура :  театр «Студия театрального искусства», ресторан, конференц-залы, кафетерий, банк
  • этажность:  переменная, от 2 до 6
  • паркинг, количество машиномест:      170 (подземный), 180 (открытый и крытый наземный)

Бизнес-центр «Фабрика Станиславского»

Градостроительная справка

Квартал занимает центр треуголь­ника, ограниченного рекой Яузой, Садовым кольцом и улицей Боль­шой Коммунистической. Рядом – Та­ганская площадь. Непосредственны­ми границами квартала служат улицы Станиславского и Николоямская и пе­реулки Мартыновский и Пестовский. Застройка квартала отличается край­ней хаотичностью. Здесь смешались строения бывших дворянских усадеб, многочисленные фабричные, склад­ские и конторские здания XIX-XX ве­ков. К последним относятся здания бывшей золотоканительной фабрики, принадлежавшей Алексеевым – се­мье Константина Сергеевича Станис­лавского. После революции фабрика перешла на производство проводов и кабелей. Советский период доба­вил к общему хаосу еще несколько строений в характерном бетонно­монументальном стиле.

Описание объекта

Как и всякая другая сфера человеческой деятель­ности, девелопмент имеет свои градации слож­ности. Если взять за начальный уровень проект возведения сторожевой будки в чистом поле, пройти через строительство таунхаусов на бывших колхоз­ных землях в Подмосковье, подняться до торгового центра возле МКАД, перескочить через возведение делового цен­тра у Третьего кольца прямо к «точечной» жилой застрой­ке в пределах Садового, то окажется, что еще на ступень­ку выше, на самом верху шкалы, находится реконструкция памятника или объекта охраны, совмещенная с новым строительством. Все возможные проблемы и осложнения, которые могут обеспечить согласующие инстанции, мест­ные жители, ветхие конструкции и коммуникации, сплете­ны здесь в гордиев узел.

Бизнес-центр «Фабрика Станиславского»

А если прибавить ко всему вышеперечисленному необхо­димость совместить при реконструкции целого городско­го квартала здания различного функционального назначе­ния, причем не только офисного и жилого, но и культурного, а также неоднократную смену команд проектировщиков, закончившуюся параллельной работой двух английских бюро, одной компании с острова Крит и московского фи­лиала польской проектной фирмы, то сложность проекта, за который в 2004 году взялась только что созданная деве­лоперская компания Horus Capital, выходит за все мысли­мые пределы.

Правда, большая часть проблем возникла позже, а в начале все казалось достаточно простым: согласно исходной кон­цепции предстояла быстрая реконструкция старых цехов захиревшего Московского кабельного завода «Электропро­вод» с целью привести их в пристойный вид и сдать как сред­нестатистический офисный центр категории «С» или «В». Застройка территории будущего бизнес-центра носила хаотический характер, причем начало этому хаосу было положено еще несколько сотен лет назад. Тогда на возвы­шенности между Москва-рекой и Яузой стояли усадьбы, окруженные садами. Со временем здесь начали селиться купцы и промышленники, для которых соседство с реками и оживленным Владимирским трактом было крайне удоб­ным. Постепенно дворянские усадьбы переходили в соб­ственность богатеющих фабрикантов, которые пристраи­вали к ним склады, конторы и цеха, руководствуясь лишь производственными потребностями. Вдоль одной улицы могли выстроиться вперемешку фасад бывшего усадебно­го флигеля с фронтоном и колоннами, кирпичные здания контор и деревянные покосившиеся сараи. К этой пестрой компании советское время добавило обшитые металлом склады и бетонные коробки учреждений.

На первый взгляд, такая разномастная застройка пре­красно отвечала первоначальной концепции реконструк­ции. Из существующих зданий легко можно было выбрать несколько наиболее сохранившихся для переделки под офисы, а остальные либо снести, чтобы расчистить ме­сто для парковок, либо оставить до лучших времен, когда у компании будут средства для их перестройки. Но в Мо­скве решать, что оставить, а что сносить, можно, толь­ко руководствуясь заключением экспертов. Поэтому ра­боты на площадке были приостановлены до окончания историко-градостроительного исследования, проводив­шегося Мастерской №20 Моспроекта-2. Результатом ра­боты, продлившейся больше года, стали несколько томов с детальным описанием объектов и деталей, имеющих историко-архитектурную ценность, и подробная градо­строительная концепция реконструкции квартала, в кото­рой были перечислены все здания, подлежащие как сносу, так и реставрации (реконструкции). И хотя предполагае­мое авторство Шехтеля одного из конторских зданий не подтвердилось, качественная оценка имеющегося в распоряжении застройщика исторического фонда принципи­ально изменилась, повлияв и на корректировку концепции его реконструкции. Вместо быстрого возврата вложений в ремонт от аренды появилась новая идея культурной кон­версии всей территории бывшей фабрики, достаточно распространенная на Западе, но до сих пор ни разу не ре­ализованная в полном объеме в России.

Кварталу предстояло объединить в себе бизнес-центр, жи­лой комплекс клубного типа, дизайн-отель, ресторан и те­атр и при этом сохранить свою идентификацию, точнее, сделать ее имиджевой и стилистической основой. Именно эта историческая составляющая должна была превратить один из кварталов возле Таганской площади в уникальное пространство для работы, жизни и отдыха, придающее но­вое актуальное прочтение понятию «старая Москва» и на­деленное своей собственной историей и даже легендой. «Легендой» должна была стать настоящая «театральная история», связанная с этим местом. Дело в том, что фабрика до революции принадлежала семье Алексеевых, один из членов которой взял себе сценический псевдоним Станиславский и стал основателем новой русской школы актерского мастерства. Здесь, на территории квартала, находился первый театр, которым руководил Константин Сергеевич и в котором играли сами рабочие золотокани­тельной фабрики. Для него было выстроено специальное здание, потом, правда, переоборудованное под цех, но со­хранившееся до нашего времени. И именно в нем, соглас­но условиям инвестиционного контракта, заключенного компанией Horus Capital с Правительством Москвы, вновь должен был расположиться театр.Бизнес-центр «Фабрика Станиславского»

Работы над зданием театра начались самыми первыми, и в марте 2008 года он был открыт для публики. Теперь в нем работает Студия те­атрального искусства под руководством Сергея Женовача. Открытие театра ненамного, но опередило сдачу в эксплуатацию основного здания бизнес-центра – исторического корпуса, построенного в 1912 году и выходящего на улицу Станиславского. Оно по праву стало визитной карточкой офисной части реконструируемого квартала. Эффектный кирпичный фасад с огромными окнами и затейливыми ба­шенками на крыше и необычным, модернистским оформ­лением входной группы словно вобрал в себя все приемы, используемые застройщиком на этом объекте: корректное отношение к историческим зданиям сочетается здесь с ак­тивным включением современных элементов дизайна.

Наиболее характерным примером сплава старого и но­вого можно считать оформление главного вестибюля бизнес-центра. Для проектирования этого пространства были приглашены английские дизайнеры бюро Casson Mann, которые и предложили соединить в интерьере при­меты прошлого и настоящего. О бывшей фабрике должны напомнить мощные стальные колонны, пронизывающие многосветное пространство холла, а также оригинальные системы перегородок, сделанные из золотистой металли­ческой сетки. Театральная тема лишь намечена. Ее мож­но усмотреть в отделке стен, точнее, в том, как декора­тивная облицовка обрывается на уровне третьего этажа, уходя выше глухими черными плоскостями, напоминаю­щими надсценическое пространство колосников. Не слу­чайно созданный интерьер получил название MuseoLobby. Но многочисленные литературные ассоциации не закры­вают главного – перед нами входная группа в современ­ный, оборудованный по последнему слову офисный центр, предназначенный для динамично развивающихся компа­ний, таких как «Яндекс» и кадровое агентство «Анкор».

Современную тему в застройке квартала подхватывает но­вый корпус, продолжающий линию фасада исторического здания вдоль улицы Станиславского. Два здания, разде­ленные проездом, словно ведут между собой диалог, в ко­тором на каждую реплику старинного корпуса современ­ный дает свой ответ, оформленный в актуальных формах, с использованием новейших строительных и отделочных материалов, но при этом звучащий в резонанс. Переклич­ка идет во всем: в геометрии зданий, в размерах проемов, в ритме и пропорциях фасадных элементов, в совпадении горизонтальных уровней. Кирпичные стены перекликают­ся с фасадом, облицованным объемной керамикой; сте­клянные витражи с декоративными деревянными ламеля­ми продолжают тему огромных двухсветных окон старой фабрики. Этот «дуэт», пожалуй, можно считать лучшим об­разцом корректного средового строительства, не впадаю­щего в стилизацию и копирование, но и не конфликтующе­го с окружением.

Та же тема сосуществования старого и нового продол­жается на территории бизнес-центра. Заводские здания, в зависимости от охранного статуса и состояния конструк­ций, подвергались либо реконструкции с переоснащением инженерного оборудования и подновлением кирпич­ных фасадов, либо более основательной перестройке, с заменой межэтажных перекрытий и частичным демонта­жом наружных стен.Бизнес-центр «Фабрика Станиславского»

Не секрет, что обычно до ландшафтного дизайна у за­стройщиков руки доходят в последнюю очередь. Но в дан­ном случае благоустройство квартала превращено в клю­чевой элемент дизайна комплекса, кроме того, наделено важной функцией по зонированию территории и ограни­чению доступа в различные части комплекса для тех или иных групп посетителей. Последняя функция особенно важна, когда в одном периметре сосредоточены несколь­ко групп зданий: общедоступная зона театра, частично от­крытая территория офисного центра из шести строений и будущий клубный жилой дом, на территорию которого вход будет существенно ограничен.

Концепция ландшафт­ного дизайна, основанная на использовании деревянных разновысоких подиумов со встроенной декоративной подсветкой, сквозь которые растут живые березы и кле­ны, принадлежит еще одному английскому бюро (John McAslan&Partners). Оно же одновременно разрабатывает проект жилого комплекса «Станиславский, 11», строитель­ство которого уже идет полным ходом.

Если кризис не затормозит стройку, уже к лету следующего года реконструкция квартала будет полностью завершена и проект, который уже сейчас поражает своей многогран­ностью и объективной сложностью реализации, предста­нет во всей своей полноте. И тогда можно будет с полным правом говорить, что в центре Москвы, наконец, создан квартал, не уступающий по бережному отношению к исто­рическим зданиям, инновационности проектных решений и качеству проведенных работ лучшим примерам ренова­ции бывших промышленных объектов в исторических рай­онах крупнейших европейских столиц.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

20 − семь =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>