Объект: 4-й терминал аэропорта «Барахас»
расположение: Мадрид, Испания
заказчик: AENA (Aeropuertos Españoles y Navegación Aérea)
архитектура: Richard Rogers Partnership
проектное сопровождение: Estudio Lamela
генеральный подрядчик строительства терминала и сателлита: UTE
генеральный подрядчик строительства парковки: DRAGADOS
инженерия, консультанты по аэропортам: INITEC/TPS
конструкции: SKM, OTEP Internacional, HCA
проектирование фасадов: Arup
противопожарная безопасность: Warrington Fire Research
акустика: Sandy Brown Associates
освещение: Jonathan Speirs
ландшафтный дизайн: dosAdos
отделка, изготовление мебели: COMSA
контроль качества: Hanscomb y Gabinete de Ingeniería
3D-моделирование: 3DD, J. Queipo
конкурс: 1997
проектирование: 1998–1999
строительство: 2000 – февраль 2006
Полное введение в эксплуатацию: 2010
площадь застройки, кв. м: 1,1 млн
общая площадь основного здания, кв. м: 470 000 (общественная зона – 150 000, зона торговли – 21 000, офисы и технические помещения – 300 000)
2000 году в Испанию прилетели более 141 млн пассажиров, и с тех пор пассажиропоток возрастает ежегодно примерно на 10%,причем основная нагрузка приходится именно на Мадрид. Так, в 2005 году аэропорт «Барахас» принял 54 млн человек. Перед проектировщиками стояла задача создать настоящий аэропорт XXI века, способный соответствовать современной сложнейшей схеме связей между операторами перелетов и удовлетворять запросам самых требовательных пассажиров.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Аэропорту «Барахас» требовалась инфраструктура, которая позволила бы минимизировать время, затрачиваемое на пересадки с одного рейса на другой, и одновременно создала бы все условия для комфортного времяпрепровождения в аэропорту.
Пассажирам уже недостаточно просто кресел в залах ожидания и закусочных. Так, например, в аэропорту Цюриха есть специальные комнаты отдыха, а в амстердамском «Скипхоле» даже открыли музей. Люди высоко ценят возможность, не теряя в дороге времени, заниматься бизнесом или же уделить несколько часов своему здоровью, – в новом терминале предусмотрено место и для переговорных и Интернет-комнат, и для турецкой бани и SPA. Еще один важный фактор, влияющий на проектирование современного аэропорта, – это развитие технологий приземления, заставляющих учитывать возможность серьезных модификаций зон взаимодействия зданий аэропорта и самолетов. На данный момент терминал обслуживает как международные, так и шенгенские рейсы, для чего задумано два здания – собственно терминала и сателлита. Официальное открытие терминала состоялось 4 февраля 2006 года в присутствии премьер-министра Испании Хосе Луиса Родригеса Сапатеро, но до полного ввода комплекса в эксплуатацию пройдет еще 4 года. Однако обслуживать до 70 млн пассажиров в год. Считается, что его развитие окажет сильное влияние в градостроительном, экономическом и социальном плане не только на Мадрид, но и на всю Испанию. Во всяком случае, он уже кардинально изменил жизнь соседнего городка, 70% населения которого работает в аэропорту, предложившем в этом году 20 000 новых рабочих мест. Заказ на проектирование столь масштабного и значимого для страны объекта мастерская Роджерса получила в результате участия в международном конкурсе. Испания для англичанина вообще давно перестала быть чужой и незнакомой – из четырех офисов бюро, существующих в мире, два находятся на территории этой страны: в Мадриде и Барселоне. Здесь Роджерсом уже построены многоэтажный отель с конференц-центром в городе Оспиталет, развлекательный комплекс в Барселоне и офисный центр в Виладекансе, сейчас разрабатывается проект реконструкции барселонской La Arena.
Кроме того, Ричард Роджерс состоит в совете по градостроительству при мэре Барселоны. В тендерной заявке на проектирование нового терминала для «Барахаса» были сформулированы 4 базовых принципа: интеграция в ландшафт, энергосбережение, пространственная понятность и гибкость планировки – и все они успешно реализованы. В комплекс нового терминала входят парковка и, как уже было сказано, два здания для пассажиров.
Одна из важных идей проекта заключается в восприятии терминала аэропорта «Барахас» не только как объекта, обслуживающего воздушное движение, но и как полноценного коммуникационного градостроительного образования. В связи с этим архитекторы отказались от привычной практики окружения основного здания вторичными постройками, например парковками, справедливо рассудив, что это помешает пассажиру сориентироваться ходных мостиков. Общее перекрытие здесь отсутствует, но пассажиры могут не бояться попасть под дождь – большая часть двора накрыта огромными выносами волнообразной крыши терминала, ставшей визитной карточкой сооружения. Именно благодаря форме крыши здания отлично вписались в ландшафт, в котором главенствующую роль играют горы. Доминировать в облике здания необычной кровле помогают внешние опоры, стеклянные фасады и решетчатые шейдеры, подвешенные к самой крыше. Здание парковки состоит из 6 функционально независимых модулей, но снаружи оно выглядит как единое целое, поскольку на всем протяжении фасадов использован один и тот же отделочный материал, а крыша (площадь которой составляет 56 000 кв. м) представляет собой огромный сад. В здание терминала пассажиров и провожающих приводят специальные пешеходные мостики.
В терминале аэропорта «Барахас» в общей сложности 5 этажей, из которых получения багажа. Нижние этажи отданы техническим службам и службам распределения багажа, там же расположен вход в тоннель, связывающий основное здание со зданием-сателлитом. Этот переход оборудован автоматический системой перемещения людей APM – пассажиров перевозит небольшой поезд из нескольких вагонов, управляемый компьютером. Горизонтальная планировка здания представляет собой линейную систему, состоящую из трех продольных функциональных частей, разделенных так называемыми световыми каньонами высотой в три верхних этажа. Эта схема позволит в будущем при необходимости продлить корпус по оси север-юг, кроме того, она задает направление последовательного движения пассажира. От входа он попадает в первую часть – зону регистрации, далее проходит пограничный контроль и, наконец, оказывается в зоне торговли и холлах посадки. Тем же путем, но в обратную сторону двигаются прибывающие.
Похожая поточная схема использована в московском «Шереметьево-2», хотя и при иной планировке. Перемещаясь из зоны в зону, пассажиры проходят по стальным и стеклянным мостикам через каньоны с огромными световыми фонарями наверху. Их придумали для создания благоприятного режима естественного освещения, что, в частности, существенно сокращает объемы потребления электроэнергии. По замыслу архитекторов, постоянное движение людей по мостикам в обоих направлениях придает особенную динамику пространству. Необычно и то, что прибывающие и отбывающие оказываются в одном пространстве, разделенные не стенами и перегородками, а лишь воздухом. Впрочем, в каньонах существует и вертикальное сообщение между разными этажами: лестницы, лифты, пандусы.
Появление в проекте отдельного здания-сателлита было продиктовано прежде всего требованиями безопасности. Здесь обслуживаются только пассажиры, прибывшие в Испанию из-за границ Шенгена выделен 3-й этаж, для улетающих туда – 2-й; 1-й этаж предназначен для тех, чье путешествие связано со странами Шенгенской зоны. Горизонтальная планировочная структура, интерьеры и внешний вид сателлита выполнены по тому же принципу, что и здание терминала, но в меньшем масштабе. Их конструктивные схемы также похожи: здания собраны из трех «слоев» – подземное основание (максимальная глубина – 20 м), трехэтажная бетонная рама над землей и крыша со стальным каркасом. Интересно, что при строительстве этих зданий испанцы впервые использовали преднапряженные балки – такое решение позволило уменьшить их высоту до 90 см при длине 72 м. Сами архитекторы более всего гордятся тем, что смогли создать эффектную крышу из вполне стандартных деталей заводского изготовления, сэкономив не одну тысячу евро. Стальная конструкция стала поистине украшением интерьера аэропорта.
Надо отметить, что при всей своей многосоставности она вполне сомасштабна человеку. Кстати, кроме выполнения своего прямого назначения, стальные опоры помогают пассажирам ориентироваться в достаточно протяженном пространстве пирса. Для этого каждую опору, внешне напоминающую дерево, окрасили в свой собственный цвет, распределив их по принципу радуги от синего на северном окончании до красного – на южном. В центральной части, таким образом, оказался желтый. Эти развеселые конструкции, подсвеченные через фонари верхнего освещения жарким практически в любое время года испанским солнцем, замечательно сочетаются с гнутым бамбуком внутренней отделки крыши и сообщают пространству поистине национальный колорит. Все это дополняется горным пейзажем – фасады для того и были задуманы стеклянными, чтобы «впустить» окружающую природу в интерьер. В результате аэропорт должен надолго запомниться посетителям – слишком разителен контраст с безликими, выхолощенными современными аэропортами, в большом количестве расплодившимися в разных уголках мира.