Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Вилла Луи Карре в Базоше

Вилла Луи Карре в Базоше

Вилла Луи Карре, крупного французского коллекционера произведений искусства, галериста и бизнесмена, построена в 1958 году в городке Базош-сюр-Гийон, расположенном недалеко от Парижа, между Версалем и Шартром. Сады и парки городка произвели на Аалто впечатление первозданной природы, однако потом он уловил исключительную ухоженность любого уголка французского пейзажа, чем не преминул поделиться.

Вилла стоит в одном ряду с другим знаменитым объектом Аалто — изысканной виллой Майреа, сооруженной 18 годами ранее в Финляндии. Общий характер особняка полностью определен личностью его заказчика, а затем и хозяина. По желанию Луи Карре частная жизнь и искусство должны были достичь здесь полного слияния, поэтому жилой особняк являлся одновременно и галереей живописи и скульптуры, а качество каждого фрагмента, детали обстановки соответствовало общему высокому уровню комфорта виллы.

Вилла Луи Карре в Базоше

Аалто специально для этого сооружения спроектировал мебель, светильники, текстильные изделия и другие элементы интерьера, а также разработал ландшафтный дизайн. В выполнении заказа кроме французских участвовали специализированные предприятия разных стран Европы. Первоначальный замысел удалось реализовать полностью.

В этом всеобъемлющем подходе, по мнению Э. М. Вильо, отчетливо проявляется идеал западного архитектора: просвещенный самодержец — безоговорочно главный во всем, задача которого как архитектора и доверенного лица заказчика заключается в том, чтобы руководить проектом в самом широком смысле и во всех возможных аспектах, начиная с плана застройки и кончая деталями интерьера. Однако, заметим, для любого «большого стиля» («суперстиля», по О. С. Хан-Магомедову) характерен подобный тотальный подход к проектированию архитектурной среды в целом, и модернизм — не исключение.

Необычность здания и специфика положения дома среди дубовой рощи, покрывающей довольно крутой склон холма, определили структуру его построения. Главным помещением дома является центральный зал, он же — галерея произведений искусства, пространственное членение которого следует рельефу окружающего участка благодаря системе лестниц и площадок на разных уровнях. Жилые, представительские и вспомогательные помещения различного назначения, объединенные центральным залом, свободно перетекают из одного объема в другой, а перепады высот обеспечивают естественное освещение всех комнат. Меняющаяся высота галереи создает такое распределение верхнего света, что выставленные здесь скульптуры и полотна можно располагать в свободной комбинации, обыгрывая условия освещения.

Вилла Луи Карре в Базоше

К внутренним покоям, по преимуществу спальням, примыкают холлы «под открытым небом» — дворики, стены которых служат защитой от ветра. Строение в основном одноэтажное, и только несколько помещений для прислуги образуют дополнительный этаж.

Здание образовало единый ансамбль с парком и садом. При закладке фундаментов был использован тот же метод, что и при строительстве муниципалитетов в Сяюнятсало (1950) и Сейняйоки (1959): вырытая из котлованов земля пошла на создание террас вокруг дома. Достигнутый таким образом значительный перепад уровней ограждает частную жизнь его владельца от посторонних глаз.

Фасады виллы Карре сложены из того же камня, что и Шартрский собор. Для их облицовки и архитектурных фрагментов использовали более темного цвета породу известняка. Часть стен выложена из кирпича с последующей побелкой; террасы на крыше вымощены синевато-черным сланцем. Некоторые детали здания изготовлены из меди и дерева (внутри — из финской сосны, снаружи — из тика). В интерьерах белые поверхности чередуются с деревянными панелями стен и потолка. Подвесной волнообразный потолок галереи, выполненный из финской сосны, и тут нашел свое применение.

Активность Элиссы Аалто, второй жены архитектора, редко выражалась внешне. Исключение составила вилла Луи Карре, ответственность за реализацию проекта которой она взяла на себя.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал