Объект: реконструкция и реставрация здания «Промышленно-строительного банка»
Расположение: г. Санкт-Петербург, Невский пр-т, д. 38
Заказчик: ЗАО «Банкирский дом «Санкт-Петербург», «Промышленно-строительный банк»
Застройщик: «Крэсинвест»
Генпроектировщик: архитектурная мастерская «Студия 44»
Архитекторы: В. Антипин, В. Кулаченков,
П. Соколов, Н. Явейн (рук.) при участии П. Березина, В. Зенкевича, М. Замеловой, Л. Кутузовой, В. Парфенова, Н. Побединской, Ж. Разумовой, Т. Сологуб, В. Хмелевой
Строительство: 2001–2004 гг.
Площадь застройки, кв. м: 3150
Общая площадь здания, кв. м: 14 758
Поводом к началу проекта стало печальное событие: в 1994 году одно из старинных петербургских зданий, в котором обосновался на тот момент «Промышленно-строительный банк», практически полностью сгорело.Тогда банк в лице фирмы «Крэсинвест» объявил тендер на проект восстановления здания с учетом создания головного офиса организации.
Конкурс выиграла «Студия 44», которая и раньше имела опыт работы с банками. С течением времени задачи изменились, и сегодня по адресу: Невский проспект, дом 38 – находится торгово-офисный центр (из банковских функций оставили лишь старинный сейфинг для обслуживания частных лиц).
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
По словам Никиты Явейна, для студии главный интерес представляла возможность осуществления программной работы по реконструкции, потому что такой богатый исторический материал попадается действительно редко. В руках архитекторов оказался целый исторический «букет». Даже для Санкт-Петербурга, где большинство зданий имеют по несколько строительных периодов, дом, с которым пришлось работать «Студии 44», уникален. В данном случае периодов около 20! Первый дом на этом участке появился в первой половине XVIII века (архитектор Михаил Земцов).
В начале XIX века по проекту Росси этот дом был объединен единым фасадом с соседним по Михайловской улице. Здание в середине XIX века превратили в банк (архитектор Генрих Пранг). Тогда же произвели остекление двора. При переоборудовании было пробито огромное количество проемов, установлены чугунные колонны, жилые помещения превращены в банковские. Чуть позже началась застройка двора с устройством там аукционного зала, последним занимался Леонтий Бенуа. В то же время появились депозитарий и сейф. Даже в советское время здание не оставили в покое. Во время войны оно серьезно пострадало, и было решено вернуть фасаду, перестроенному когда-то Бенуа, характер фасада Росси.
В результате чего все только усложнилось, поскольку некоторые проемы, в частности парадный вход в банк, пришлось сохранить. Весь этот букет стилей, эпох архитекторы и преподносят посетителю. Пожар в каком-то смысле снял груз моральной ответственности, тем не менее практически все, что можно было воссоздать, было воссоздано. Восстанавливаемая часть включила помещения вдоль Невского проспекта и Михайловской улицы, ранее занимаемые столовой, магазином «Самоцветы» и отделением Сбербанка, а также зал Бенуа и помещение хранилища ценностей (сейфинг).
Комментарий конструктора Олега Курбатова, ООО «Силко»
- В этом проекте использован накопленный нами опыт работы со старыми зданиями в Петербурге. Для них характерны следы разрушительного воздействия грунтовых вод, просадки грунтов, большой физический износ. Тем не менее, мы использовали существующие конструкции, не стремясь заменить все. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников заинтересован не ломать и строить новое, а сохранить существующее. У нас в городе это очень сильная организация.
Конечно, проводить усиление сложнее, тот же кирпич со временем разрушается, выветривается, снижается его прочность. Усиливалось практически все – от фундаментов до перекрытий. Для фундамента использовали буроинъекционный метод. Туда нагнетался раствор, который усиливает основание под фундаментом и сам фундамент.
Мы корректировали раствор в кирпичной кладке, который рассыпался, поскольку сделан был на основе извести. Инъецировали стены, кроме того, в них включались железобетонные элементы и дополнительный металлический каркас. Создавалась гидроизоляция, которая противостоит подсосу влаги. Выгоревшие деревянные балки с
соблюдением всех размеров старых перекрытий заменили на несгораемые
железобетонные. - В новом фонаре использованы максимально легкие металлические конструкции и современные стекла. Для его мытья предусмотрены мостики, перемещаемые на блоках.
Все внутренние мостики сделаны из легких металлических конструкций, создающих крайне малые нагрузки на несущие элементы. Они прикреплены к новому армированию-скелету.
Конечно, с целью создания новой планировочной структуры пришлось разобрать часть перегородок и перекрытий, привести конструкции в соответствие с современными требованиями, в основном путем усиления. Чердак был перестроен и реорганизован в мансардный этаж, что позволило разместить там два дополнительных этажа с офисами.
Авторы проекта стремились продемонстрировать посетителю как можно больше сокровищ здания. Например, проект предусматривал при обнаружении заложенных старинных проемов их сохранение. Восстанавливали штукатурный слой, лепные детали, балконные ограждения, воссоздали металлические ворота. Оконные и дверные заполнения заменили по сохранившимся образцам. Воссозданы интерьеры: реставраторы работали на парадной лестнице со стороны Невского проспекта, в вестибюле; зал Бенуа восстанавливали по архивным чертежам.
Проведены работы в холлах вокруг операционного зала, включая металлическую лестницу между вторым и третьим этажами, в анфиладах парадных помещений вдоль Невского проспекта и Михайловской улицы, в сейфинге, отреставрирован старинный лифт. Сегодня в некоторых помещениях можно увидеть до четырех разных периодов.
В результате исторически сложившийся облик здания со стороны Невского проспекта и Михайловской улицы не изменен. Тем не менее, внутри оно состоит из двух частей: старой, реставрированно-реконструированной, и новой, построенной на месте флигелей. Последняя представляет собой 7-этажное каркасное здание с автостоянкой в цокольном этаже, торговыми и офисными помещениями на остальных уровнях. Связующим звеном между двумя частями и главной авторской работой архитекторов стал внутренний двор, перекрытый стеклянным сводом. Огромный внутренний объем теперь используется в качестве рекреационной многофункциональной зоны с зимним садом и кафе.
Первый этаж двора представляет собой узкое коммуникационное пространство. Выше свободное пространство увеличивается, появляются новые открытые зоны: галерея вдоль длинной внутренней стены, используемые как террасы крыши второго этажа новой пристройки, сейфинга и зала Бенуа. С каждым новым уровнем простора, света и воздуха становится больше.
Подобный каньону объем постепенно расширяется кверху, к стеклянному своду. Пространственная композиция внутреннего двора напоминает поселения пуэбло – множество площадок, соединенных переходами, которые в данном контексте становятся неким образом исторического моста времени. Это позволяет объединить все стили и эпохи жизни дома, разные уровни пространственного и временного оврага. При этом сам по себе двор лишен каких-либо стилистических доминант, а большая часть современных деталей легка и, можно сказать, призрачна.
В рамках этой пустоты все новое, что было возможно, выполнено из стекла: крыши, подвесные потолки, мосты – ничего как бы нет. Архитекторам хотелось сделать и фонарь беспереплетным с наружными несущими конструкциями, чтобы он выглядел совсем бестелесным. Но это не удалось по экономическим причинам. В целом внутренний двор стал «изюминкой» проекта. Без него здание показалось бы обыденной, хоть и качественно продуманной реставрационно-реконструкционной работой.