Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Конкурс молодых архитекторов

Конкурс молодых архитекторов

Молодежной архитектуры не существует. Рискованное начало для заметки, посвященной выставке «Перспектива» – конкурс молодых архитекторов, проведенном в апреле этого года. Но тут уж ничего не поделаешь: или архитектура есть, или ее нет – возраст авторов ни при чем. Иван Леонидов, например, мог навсегда остаться участником молодежных выставок (если бы они тогда существовали), сделав основные свои проекты между 25 и 35 годами.

Поэтому вряд ли есть смысл обсуждать все номинации и собственно архитектуру применительно к молодежной теме. Выставка и премия «Перспектива» интересна в другом отношении. В силу размытого статуса и формата, включающего и проекты, и постройки, и совокупность работ – портфолио, в орбиту выставки попадают явления, часто ускользающие от внимания профессиональной критики и кураторов. Я имею в виду различные виды архитектурной деятельности, не связанные напрямую с «производственным процессом» обслуживания строительного бума. В мировой практике архитектура уже на протяжении многих десятилетий не сводится к проектированию зданий, но, перефразируя шутку Бора о физиках, включает в себя «все, чем занимаются архитекторы».

Точки роста профессии, переживающей системный кризис, находятся как раз на стыках с другими областями деятельности: с промышленным дизайном, компьютерными технологиями, рекламой, современным искусством. Важнейшие явления и знаковые фигуры современной архитектуры, начиная с Future Systems или Coop Himmelb(l)au и заканчивая Asymptote или Diller + Scofidio, выросли именно из «параархитектурной» деятельности, не вмещавшейся в традиционные рамки «проект-постройка». При этом для многих такая деятельность стала делом жизни, легко, впрочем, перетекая в практическую архитектуру. В российской же ситуации, пока старшее поколение практикующих архитекторов активно осваивает опыт, накопленный человечеством за последние 30 лет, пожалуй, только их молодые коллеги, не так крепко связанные с реальным проектированием, могут расширить горизонты профессии. По мнению Андреа Бранци, «архитектура представляет собой гораздо более сложную отрасль культуры, где проектами на самом деле являются уже сами по себе концепции и формы мысли, интерпретирующие мир».

Конкурс молодых архитекторов

 

В этом отношении привлекают к себе внимание работы группы AK_Reflection – именно как ряд целенаправленных акций, включающий в себя разработку концепций, выставочные проекты, реализованные объекты, семинары и тексты. Охват проектных жанров необычайно велик: от иронических «Интерактивного градостроительного кидалова» и пещеры «городских фобий», показанных на «АрхМоскве» в прошлом году, до «Небани» – объекта в духе московского концептуализма, выполненного в Суханово. На работу некоторых участников группы, как и многих лауреатов конкурса, несомненно, повлияло участие в Венецианской биеннале «Мастерская Россия». Особенно ценен интерес к профессиональной рефлексии, к активному обсуждению проектов и просто архитектурных впечатлений, к исследованию как способу проектирования, когда процесс преобладает над результатом. У Александра Купцова архитектура смыкается с дизайном, в частности, в изящных изделиях из гофрокартона (стул Polygonal и «Домик для бомжей»), напоминающих о проектах Шигеру Бана. «Неваленки» и Communication tube выводят форму в другой физический и смысловой масштаб, сохраняя остроумие и экономичность конструкции. Интеллектуальная составляющая архитектуры проявлена в портфолио Анастасии Ивановой и Ксении Бердниковой.

 

Несколько взаимосвязанных проектов в разных ракурсах исследуют тему новых форм горизонтального и вертикального расселения, что роднит эти работы с другими градостроительными проектами, представленными на выставке. Социальная и утопическая, визионерская сторона архитектуры, начисто отсутствующая у нас во «взрослом» проектировании, отразилась в таких разных проектах, как «От потопа до потопа» Александра Купцова, «Сверхвысотный район» Михаила Крымова, Сергея Кондратьева и Алины Васильевой и гостиничный комплекс «Россия» Михаила Крымова. Все они в той или иной степени посвящены актуальной теме трехмерности современного города. Неизбежный в этом жанре несколько наивный пафос воскрешает тень «Аркигрэма», впрочем, без его формальных находок.

Привязка к месту, да еще такому сверхзначимому, как площадка гостиницы «Россия», придает только проекту Крымова дополнительное критическое измерение, ставя в неожиданный контекст московской градостроительной политики. Его хаотичная мегаструктура у стен Кремля выглядит здоровой реакцией на перипетии закрытых конкурсов на место сносимой гостиницы. Особняком стоит необычайно красивый проект Екатерины Уткиной «Театр моря» («Tеатр на воде»), отсылающий к единственному с конца 60-х заметному в мировом масштабе интеллектуальному явлению нашей архитектуры – «бумажной архитектуре». И романтическая тема, и изощренная графика, конечно, берут свое начало в офортах Ильи Уткина и Александра Бродского, но звучат настолько свежо и мощно, словно и не прошло двадцати лет. Творческий посыл «бумажной архитектуры» оказался вдруг жизнеспособным, и в этом проекте заложена хрупкая связь выставки «Перспектива» с какой-никакой местной, отечественной традицией. Все же не на пустом месте живем. И еще одно очень важное обстоятельство, может быть, главное. Вся затея с «Перспективой» направлена прежде всего не на поощрение архитектуры как таковой (этим занимаются другие конкурсы) и не на тенденции (они слишком слабо оформлены), но на поддержку личностей, архитекторов, тех самых «архитекторов будущего».

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал