Ордерная система
Дорический ордер
Ордер – определенное художественно осмысленное сочетание несомых и несущих частей в стоечно-балочной системе. Он играл главную роль в поисках греками соразмерности и красоты, а также отличался строго установленным составом, формой и взаиморасположением частей здания. Существовали три ордера: дорический, ионический и коринфский. Дорический появился на землях дорийцев – одного из основных греческих племен – и распространился по материковой Греции и в западных колониях (Южной Италии и Сицилии), известных как Великая Греция. Расцвета достиг в середине V в. до Р. X. Лаконичный, мужественный, монументальный, он был воспринят римской архитектурой.
Дорические колонны не имеют базы, каннелированы, капитель состоит из подушки и квадратной плиты. Их высота с капителью варьировалась от четырех до шести диаметров ствола. Дорический антаблемент состоит из архитрава, фриза и карниза.
Триглифы и метопы
Дорический фриз состоит из триглифов и метоп. Триглифы – это вертикальные прямоугольники установленные над каждой колонной и интерколумнием. Их поверхность оживлялась двумя вертикальными врезами в центре (глифы) и двумя полуглифами. Между триглифами располагались почти квадратные метопы, часто богато украшенные.
Дорическая капитель состоит из округлой подушки, называемой эхин, и лежащей на ней квадратной плиты – абаки. Нижняя часть эхина украшалась врезанными профилированными поясками, а капитель отделялась от ствола горизонтальными врезами – гипотрахелионами.
Антаблемент располагается над колоннами, и состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза. Карниз сильно выступает вперед, а его нижняя плита имеет уклон наружу, предохраняя сооружение от подтеков дождевой воды. На нижней поверхности карниза находятся прямоугольные выступы – мутулы. Под мутулами имелись капли – гутты. Они также располагались под триглифами.
Орнамент, который обычно использовался в дорических храмах, напоминает лабиринт.
Ионический ордер
Ионический ордер, по-видимому, возник одновременно с дорическим, но окончательную свою форму обрел лишь к середине V в. до Р. X. Этот стиль доминировал в ионийских землях, на побережье Малой Азии и на Эгейских островах. Формы ионического ордера были гораздо менее регламентированы, чем дорического. Первоначально дорический и ионический ордера были распространенны в тех районах, откуда они произошли, но со временем оба стиля смешались в одном строении – Пропилеях в Афинах (437- 431 гг. до Р. X.).
Через столетие появился шедевр ионического ордера – храм Афины Полиады в Приене (около 340 г. до Р. X.). Главными чертами ионического ордера были легкость пропорций, утонченность более расчлененных форм, широкое применение декора. Витрувий усматривал в ионическом ордере подражание элегантной женской красоте.
Ионические колонны, в отличие от дорических, всегда устанавливались на базу. Капитель имела подушку с двумя волютами (завитками) и поддерживала антаблемент, значительно более легкий, чем в дорическом ордере.
Другой орнамент, характерный для этого ордера, жемчужник (бусы). Он часто украшал капитель.
Архитрав разделен на три полосы, фасции, нависающие друг над другом. Между архитравом и карнизом располагался пояс зубчиков, или «сухариков» (дентикул). Венчающая часть – сима – богато украшена орнаментом.
Каннелюры
Каннелюры ионических колонн (их обычно было двадцать четыре) глубже, чем дорических. Они отделялись узкими полосками – «дорожками»
Аттическая база
Второй вариант ионического ордера получил свое развитие в Аттике в VI – V вв. до Р. X. Он состоит из двух выпуклых частей и вогнутой – скоции, между ними.
Волюта – завиток, украшающий ионическую капитель. Она напоминает спираль раковины или нераспустившийся папоротник. Волюта появилась еще в эолийских капителях. Круглая центральная ее часть называется глазом.
Ионическая капитель состоит из прямоугольной абаки, расположенной под архитравом, подушки с волютами и эхина. Абака и эхин обычно покрываются орнаментом, состоящим из ов, или иоником.
Коринфский ордер
Третий из греческих ордеров был так же последним по времени создания. Самые ранние примеры его использования встречаются в храме Аполлона Эпикурея в Бассах (около 430 г. до Р. X.) ив памятнике Лисикрата в Афинах (335-334 гг. до Р. X.). Коринфский ордер не был, подобно дорическому и ионическому, конструктивной системой. Он, скорее, – система декора с тщательно разработанной растительной капителью, созданной, по сведениям Витрувия, афинским скульптором Каллимахом. Возможно, первоначально капитель была из бронзы. Все остальные его части заимствованы из ионического ордера. Коринфский ордер получил свое дальнейшее развитие в римской архитектуре и стал ее излюбленным ордером. Витрувий считает, что он имитирует «стройность девушки».
Коринфский ордер проще всего узнать по капители, так как остальные его части заимствованы из ионического: база сходна с аттической, колонны каннелированы, архитрав разделен на фасции, резной фриз и карниз с дентикулами.
Происхождение коринфской капители
Витрувий сообщает, что Каллимах создал коринфскую капитель, увидев корзину, оплетенную листьями аканта, на могиле молодой девушки. Ее няня поставила корзину с любимыми предметами умершей на могилу, а весной пророс акант и обвился вокруг корзины. Черепица, положенная сверху, заставила листья завиться в спирали.
Коринфская капитель состоит из двух рядов из восьми листьев аканта. От верхних поднимаются стебли, заканчивающиеся волютами. Они поддерживают абаку. В центре каждой стороны размещен цветочный орнамент – анфемий.
Главным декоративным элементом коринфской капители является листва аканта – растения с побережья Средиземного моря.
База коринфского ордера повторяет аттическую. Она состоит из двух торусов, разделенных скоцией. Другая – малоазийская база – имела две скоции и торус над ними.
Коринфская капитель впервые появилась в памятнике Лисикрата.
в IV в. до Р. X. Здесь только один ряд листьев аканта, в нижнем ряду расположены более скромные листья. Капитель необычно высокая: она составляет 1.5 диаметра колонны, в то время как принятая позже высота была 11.2 диаметра.
Расцвет дорического ордера
В течение VI-V вв. до Р. X. формы греческой архитектуры постоянно развивались и совершенствовались, причем дорический ордер был доминирующим. Вместо дерева стали использовать камень, но формы, зародившиеся в деревянном строительстве, были повторены в новом материале. Большинство сохранившихся сооружений того периода находится в Великой Греции (Южная Италия и Сицилия). Этот регион не был полностью разрушен во время греко-персидских войн 490-480 гг. до Р. X., так что здесь уцелели наиболее ранние греческие храмы. Сейчас они кажутся суровыми и простыми, но первоначально – как и все греческие постройки – они были богато украшены, с детально разработанным скульптурным декором. Формы греческих храмов и дорический ордер уже окончательно сложились и незначительно изменились с 500 г. до Р. X.
Пестум. Южная Италия (VI-V вв. до Р. X.)
В Пестуме, известном в греческие времена как Посейдония, сохранилась группа храмов.
Самый ранний из них – I храм Геры (так называемая Базилика) был построен в 540 г. до Р. X. Это дорический периптер с необычным числом колонн – девять – и внутренней колоннадой. Шести колонный храм Посейдона (460-440 гг. до Р. X.), также имеет хорошо сохранившуюся двухъярусную внутреннюю колоннаду.
С древнейших времен греки применяли курватуры – сознательно сделанную небольшую кривизну прямолинейных частей для устранения оптических искажений. Так, ствол колонны имел припухлость – энтазас, находившийся на 0,3 общей высоты колонны.
Атланты
Атланты – мужские фигуры, поддерживающие перекрытия. В храме Зевса Олимпийского в Агридженто, они располагались предположительно снаружи и поддерживали сильно выступавший антаблемент. Отсюда произошло и название – «храм Гигантов». Женские фигуры называются кариатиды.
Наложенный ордер
Наложенный или внешний ордер организует наружную стену, разбивая ее на ярусы. В более ранний период применялся один ордер. Позднее, особенно в римское время, ордера в одной постройке следовали ярусами, один за другим в определенной последовательности: дорический, ионический и коринфский.
Один из самых больших дорических храмов был построен в Акраганте (сейчас Агридженто) на Сицилии. Он посвящен Зевсу Олимпийскому (в основном строился после 480 г. до Р. X.). Храм является псевдопериптером. Он был обнесен каменной стеной с пилястрами внутри и огромными полуколоннами снаружи. Колонны имели базу, что нехарактерно для дорического ордера.
Век Перикла
Греческая архитектура достигла своего наивысшего расцвета в середине V в. до Р. X. После удачно завершившихся греко-персидских войн, Афинское государство располагало большими средствами, что позволяло возводить здания, ставшие величайшими памятниками мирового искусства. Это время, которое часто называют веком «Высокой классики», было эпохой расцвета греческой демократии, возглавляемой Периклом, выдающимся государственным деятелем, правившим примерно в 444-429 гг. до Р. X.
В V в. до Р. X. применение ордера достигает значительной свободы: варьируются пропорции, творчески сочетаются достижения дорического и ионического ордеров, в одной постройке используются элементы всех трех ордеров, что позволяло достигнуть большего разнообразия впечатлений.
В этот период конструкция храма остается в основном прежней: святилище, обнесенное колоннадой.
Гекатомпедон
Гекатомпедон, то есть Стофутовый, насчитывал сто аттических футов в длину. Примером может служить Гефестейон в Афинах (ок. 449- 444 гг. до Р. X.).
Акротерий – скульптурное украшение над углами фронтона. Центральным акротерием храма Зевса в Олимпии (ок. 470 г. до Р. X.) служила позолоченная статуя летящей Ники, была сделана из бронзы. Акротерий обычно были вырезаны из камня.
Храм на р. Илисе близ Афин (449 г. до Р. X.)
Четырехколонный амфипростильный храм, выполненный в ионическом ордере, отличающийся особой легкостью и изяществом. Видимо, послужил прообразом храма Ники Аптерос на Акрополе.
Храм Аполлона Эпикурия в Бассах (429-490 гг. до Р. X.)
Храма ориентирован с юга на север, кроме главного входа был еще и боковой, в восточной стене. Статуя Аполлона помещалась, вероятно, в адитоне, отделенном от целлы колонной с коринфской капителью.
В архитектуре V в. до Р. X. ордер уже использовался более свободно, например в храме Аполлона Эпикурея в Бассах в Аркадии, построенном Иктином, архитектором Парфенона, в котором соединены три ордера.
По внешнему облику это традиционный дорический периптер, но интерьер решен в ионическом ордере, а в центре храма стояла коринфская колонна.
Акрополь
Ансамбль Акрополя должен был увековечить победу греческих государств над персами, а также зримо воплотить идею могущества Афин – политического и культурного центра всей Греции. Недостроенный Парфенон, так же как и другие сооружения Акрополя, был разорен во время нашествия персов в 480 году.
Строительство Акрополя связано с именем Перикла. Он решился осуществить грандиозный архитектурный проект. При нем были построены все важнейшие памятники Акрополя. Лучшие греческие архитекторы и скульпторы того времени участвовали в создании Акрополя: Иктин и Калликрат сооружали главный храм – Парфенон, посвященный покровительнице города богине Афине Палладе, а Фидий был приглашен как главный скульптор. Парфенон и Пропилеи представляют расцвет дорического ордера, достигшего совершенства.
В целле Парфенона стояла статуя Афины, изваянная Фидием; массивная деревянная статуя, покрытая слоновой костью и золото. Такая техника называется хризоэлефантинная.
Слово «акрополь» (над городом) обозначает цитадель. Большинство греческих городов было построено на холмах, и акрополи на вершинах были центрами религиозной и политической жизни.
Панафинейские торжества
Весь ансамбль Акрополя тесно связан с Панафинейскими торжествами и шествием, которые были важнейшим обрядом культа Афины, покровительницы города.
В последний день Панафиней праздничная процессия подносила Афине священное покрывало – пеплос.
Все здания на Акрополе были построены из белого мрамора, но скульптура на фронтонах, капители и метопы раскрашены.
Парфенон пыл богато украшен скульптурой. Два детально проработанных фронтона изваяны в 438-432 гг. до Р. X. Западный фронтон, показанный здесь, рассказывает о противостоянии Афины и Посейдона.
Пропилеи (437-432 гг. до Р. X.)
Монументальные входные ворота. Пропилеи, сооружались в святилищах Греции. Торжественная дорическая колоннада афинских Пропилей возвышалась над крутым подъемом на Акрополь между двумя боковыми крыльями. Здание имело два портика, но только одно из крыльев было завершено. Фасады Пропилей представляли собой дорические портики. Центральный вход шире остальных, так как использовался для проезда верхом и провода жертвенных животных, и был украшен ионическими колоннами. Пропилеи построены в разных уровнях.
Почти все памятники на Акрополе были возведены при Перикле, но воплощение его амбициозных планов было неожиданно приостановлено в 431 г. до Р. X., когда спартанцы бросили вызов афинянам, власть и престиж которых все больше и больше возрастали. Началась Пелопоннесская война, которая длились с небольшими перерывами до 404 г. до Р. X. Однако ансамбль Акрополя был завершен: построен маленький храм Ники Аптерос на высокой скале перед Пропилеями (ок. 421 г. до Р. X.) и Эрехтейон (421-406 гг. до Р. X.) Архитектором первого был Калликрат, работавший над Парфеноном, а авторство Эрехтейона приписывается Мнесиклу, строителю Пропилей. Оба храма – ионического ордера. Дорический стиль никогда больше не достигал того совершенства, которое было воплощено в Парфеноне. Священная территория Акрополя была обнесена стенами.
Кариатиды
Кариатиды – это изваянные величественные женские фигуры, которые использовались вместо колонны и несли антаблемент. Они стояли на базе, такой же, как у колонны и поддерживали капители.
В знаменитом портике Кор колонны заменены шестью мраморными фигурами девушек-кариатид (Эрехтейон). Они расположены на высоком цоколе и несут антаблемент.
Эрехтейон (421-406 гг. до Р. X.)
Эрехтейон был посвящен Афине и Посейдону. Храм построен на месте древнего Гекатомпедона. Его особенностью является асимметричный план и три портика, расположенных на разных уровнях.
Эрехтейон представляет самый разработанный вариант ионического ордера. В этой детали антаблемента здания могут быть видны классические ионические мотивы – ионики, овы и цветочный орнамент анфемий (жимолость). Фриз был сделан из черного известняка со скульптурами из белого мрамора.
Храм Ники Аптерос (421 г. до Р. X.)
Этот маленький ионический храм, спроектированный ок. 449 г. до Р. X., был построен ок. 421 г. до Р. X. на высокой скале перед Парфеноном. В плане это четырехколонный амфипростиль (поскольку, он имел 2 портика – западный и восточный, каждый из которых включал в себя четыре колонны). Как и Эрехтейон, храм Ники Аптерос (победы, не имеющей крыльев) представляет лучшее, что было сделано в ионическом ордере. Непрерывный фриз, который изображает батальные сцены, Афину и других богов, особенно характерен.
Начало упадка
Расцвет Афин был плодотворным, но недолгим. В 404 г. до Р. X. после Пелопоннесской войны архитектура в крупных городах приходит в упадок, но наблюдается ее подъем в менее развитых – Спарте, Фивах и в Македонии. В этот период, часто называемый «Поздней классикой», продолжительные войны мешали возникновению и осуществлению больших архитектурных проектов. Первенство в архитектуре от Аттики перешло к Пелопоннесу и Малой Азии. Три ордера все чаще соединялись в одном здании. Ионический стиль достиг своего расцвета в Малой Азии благодаря поощрению Александра Македонского, покоившего Малую Азию в 334-333 гг. до Р. X.
Памятник Лисикрата. Афины (335-334 гг. до Р. X.)
Памятник сооружен богатым афинским гражданином в честь победы на дионисийских празднествах хора мальчиков, подготовленного на его средства. Такого рода хорагические монументы украшали в свое время в Афинах целую улицу. Памятник состоит из квадратного в плане цоколя и полого внутри цилиндра, украшенного шестью коринфскими полуколоннами. По существу – это постамент для треножника, полученного в виде приза. Треножник стоял на акротерии крыши.
Антаблемент памятника – трехчастный, со скульптурным фризом с зубчиками -дентикулами под карнизной плитой. Ионический карниз с зубчиками был разработан в Малой Азии, но использовался здесь в коринфском ордере, а фриз в ионическом ордере в Малой Азии обычно отсутствовал.
Храм Артемиды. Эфес
Храм Артемиды Эфесской считался одним из семи чудес света. Архаический храм, но преданию был сожжен Геростратом в 356 I’. до Р. X. На его месте в эллинистическую эпоху был позведен новый храм. Он был окружен двумя рядами ионических колонн. Передние ряды колонн имели базы на высоких барабанах, украшенных рельефами.
Артемида (Диана в римской традиции) – богиня целомудрия, Луны и охоты. В храме в Эфесе хранилась ее статуя, изображающая богиню с множеством грудей как дарительницу плодородия.
Эллинистический период
Смерть Александра Македонского в 323 г. до Р. X. считается концом эллинского периода (который начался ок. 650 г. до Р. X.) и началом эллинистического. Завоевания Александра расширили греческое государство до Индии и Нубии, но с его смертью эта обширная территория распалась на несколько независимых государств, получивших название эллинистических. В архитектуре поражает размах строительства с точки зрения как размеров, так и количества сооружений. Предпочтение отдавалось ионическому и коринфскому ордерам, дорический почти вышел из обихода. Эллинистическая архитектура имела существенное воздействие на римлян, завоевавших Грецию в 30 г. до Р. X.
Башня Ветров. Афины (середина I в. до Р. X.)
Башня Ветров предназначалась для водяных часов. Это монументальное восьмигранное здание. Снаружи на верхних частях граней были устроены солнечные часы. Каждая из граней завершалась фризом с символическим, изображением летящего ветра. На крыше располагался флюгер.
В эллинистический период архитектура сделалась более свободной от строгих канонов ордера. В Башне ветров, к примеру, коринфская капитель имеет один ряд листьев аканта, обрамляющих ряд остроконечных пальмовых листьев, ствол колонны без базы, как это свойственно дорическому ордеру.
Храмы, окруженные двумя рядами колонн, – диптеры, стали популярны в IV в. до Р. X. Они были очень величественны, например храм Зевса Олимпийского в Афинах (начат в IV в. до Р. X. и закончен во II в, до Р. X.), Здесь впервые коринфский ордер формирует колоссальный периптеральный объем.
Коринфский ордер (храм Зевса Олимпийского)
Греки редко строили коринфские храмы. Этот ордер чаще использовался римлянами. Тем не менее храм Зевса Олимпийского (Олимпейон) благодаря применению коринфского ордера получил особое великолепие и пластическое богатство.
Ионический ордер. Храм Диониса в Теосе (середина II в. до Р. X.)
Храм Диониса, возможно, построен Гермогеном – крупнейшим архитектором и теоретиком эпохи эллинизма. Форма капителей характеризуется подтянутостью волют к стволу, так называемая «гермогеновская капитель».
Надгробия
Самым распространенным памятником, который ставили над местом погребения, была надгробная стела.
Тем не менее в эллинистическое время создавались и большие надгробные памятники, особенно в Малой Азии, для создания которых приглашали греческих мастеров. Такие надгробия часто имитировали храмы. Одним из семи чудес света был галикарнасский Мавзолей, строительство которого было начато в 353 г. до Р. X. царем Мавсолом и его сестрой Артемисией.
Мавзолей. Галикарнас (ок. 353 г. до Р. X.)
Слово «мавзолей» происхоит от надгробия царя Мавсола в Галикарнасе, построенного Пифием и Сатиром. Поскольку Мавзолей был разрушен в XVI в., то его форма и украшения являются источником постоянных дебатов. Здесь на реконструкции подий надгробия чрезвычайно высок.
Существует несколько реконструкций Мавзолей. По сведениям Плиния, это был прямоугольный в плане перистиль с 36 ионическими колоннами, возможно, огораживающими место захоронения, над которым возвышалась огромная ступенчатая пирамида, Высота здания в целом была колоссальной – 140 футов (41 м), включая подий.
Театры и одеоны
Театры, как считается, появились в VI – V вв. до Р. X. и предназначались для дионисийских торжеств. Позднее, они использовались для представлений трагедий и комедий, двух типов греческой драмы, которая достигла своего расцвета во времена Перикла. Театры обычно располагались на холме, и ряды сидений – вначале деревянных, потом каменных – сооружались на склоне, в то время как действие разворачивалось внизу. Все театры были на открытом воздухе. Театр Диониса в Афинах (начат ок. 500 г. до Р. X.) и театр в Эпидавре (ок. 350 г. до Р. X.) – самые известные из них. Часто в ближайшем соседстве располагались одеоны, или музыкальные залы. Они были меньше театров и возникли позже. Самым ранним известным примером был одеон Перикла в Афинах, построенный ок. 435 г. до Р.Х.
В эпоху эллинизма преобладающим сценическим жанром стала комедия, хор утратил свое значение, и действие было перенесено с орхестры на крышу проскениума. В связи с дальнейшей эволюцией драмы, развитием постановочной техники, скена театра претерпевает во II в. до Р. X. множество изменений
Орхестра – ровная круглая площадка, по которой двигался хор. Это место, где выступающие танцевали и пели, и где, видимо, первоначально располагался алтарь Диониса.
Градостроительство
В эпоху эллинизма развивается градостроительство. В отличие от классического города с акрополем или храмовым ансамблем, центром эллинистического города становится комплекс городских площадей – агора – с сооружениями общественного, культурного и торгового назначения: рынки, здания для собрания городского самоуправления, учебные заведения, спортивные сооружения. Вне агоры были только жилые постройки, хотя дома, в целом, оставались скромными – люди проводили большую часть своего времени за их пределами, в местах народных собраний. Особенно важны были спортивные сооружения. Атлетические соревнования часто были частью религиозных торжеств. Олимпийские, Пифийские, Истмийские и Немейские игры известные как олимпиады, проводились раз в четыре года. Женщины не допускались до участия в них, и даже актеры были только мужчины.
Стоя – двухъярусная колоннада, покрытая крышей, в которой можно было укрыться от ветра и дождя. Стой выглядели величественно и монументально, часто украшались накладным ордером. В стое Аттала II в Афинах (ок. 150 г. до Р. X.), нижние колоннады были дорические, а верхние – ионические.
Крыша стой была обычно остроконечная и опиралась на ряд ионических колонн, расположенных по центру здания.