В начале мая в испанском городе Бильбао прошел международный симпозиум «Архитектура и естественное освещение», организованный компанией Velux. В здании знаменитого Музея Гуггенхайма, построенного по проекту Фрэнка Гери, собралось более 270 архитекторов, инженеров и физиков из разных стран мира. За два дня они попытались сообща выработать алгоритм проектирования энергоемких зданий будущего.
Уже во времена Александра Македонского архитекторов занимал вопрос, как спроектировать здание, чтобы максимально использовать естественное освещение. Современные зодчие стараются не отставать от своих древних коллег. Правда, если в эпоху Македонского хитроумные окна нужны были в первую очередь потому, что источников искусственного света еще не изобрели, то современные зодчие вынуждены от них отказываться по причине излишней дороговизны. Вот только одна впечатляющая цифра: 40 % всей потребляемой в мире энергии приходится на здания, причем в основном жилые.
Чрезвычайно актуальны сегодня и соображения охраны здоровья – исполинскому здоровью древних греков современный человек может только позавидовать, но, возможно, дело как раз в том, что они не проводили сутки напролет под лампами накаливания. Кстати, в Древнем Риме право на солнце было закреплено законодательно. Похоже, современные чиновники и архитекторы пытаются повторить этот юридический подвиг. Во-первых, в многочисленных директивах и СНиПах прописаны нормы инсоляции, во-вторых, государствачлены ЕС обязались к 2023 году сократить потребление первичных энергоресурсов на 20 %, причем сделать это именно за счет солнечной энергии.
Очень важно подчеркнуть, что один из главных пунктов программы ЕС по экономии энергии – разработка стратегии строительства энергоэкономных зданий, и именно этому вопросу был посвящен прошедший в Бильбао симпозиум.
От большинства подобных конференций он отличался тем, что здесь архитекторы не «варились в собственном соку», а получили возможность подискутировать с учеными, врачами, инженерами, конструкторами. У представителя каждой из этих профессий свой взгляд на проблему естественного освещения, но в главном они сходятся: именно дневной свет является залогом успешной и долгой эксплуатации архитектурного объекта. «Очень важно, чтобы архитекторы учитывали вопросы экономии энергии уже на стадии проектирования: возобновляемые источники энергии должны быть составной частью здания, чтобы обеспечить меньшую зависимость от ископаемого топлива в будущем», – убежден Уве Брехлин, генеральный секретарь Европейской федерации солнечной теплоэнергетики ESTIF. Кстати, Бильбао как место проведения симпозиума был выбран совсем не случайно.
Архитектура южной Европы традиционно основывается на принципах разумного использования природных ресурсов, в первую очередь солнечного света и тепла. И именно Бильбао в последние 10 лет стал настоящим полигоном современной архитектуры, где одновременно реализуются десятки проектов ведущих зодчих мира, каждый из которых исповедует принципы экологичности и энергоемкости. Кроме того, Испания одной из первых в Европе запустила масштабную программу по внедрению аккумуляторов тепла, работающих от солнечной энергии. На конференции речь шла преимущественно о проектировании школ и высших учебных заведений, а также офисов, то есть помещений, в которых современный человек проводит большую часть своего времени.
Архитекторы представили несколько инновационных проектов, реализованных в разных точках земного шара. Так, Хемма Фаш (Hemma Fasch) из австрийского бюро Fasch & Fuchs презентовала проект школы для детей-инвалидов Sonderschule. Уже само название этого здания (в переводе с немецкого «солнечная школа») красноречиво свидетельствует о высочайшем качестве инсоляции, достигнутом в нем. Архитектор Ян Эйхед (Jan Ejhed) показал работы перспективного шведского бюро BSK Arkitekter, построившего в Стокгольме офисное здание «Стеклянный дом», а в Сулне – здание городского почтамта. В самоʻм Бильбао участники конференции посетили здание новой консерватории, спроектированное архитектурным бюро Ercilla y Campo Arquitectura, – прозрачный кристалл, выросший в исторической ткани города.
Даже на цокольный этаж, где находятся мастерские музыкальных инструментов, дневной свет поступает в изобилии благодаря специальным световым карманам, тогда как стеклянный корпус здания обеспечивает естественное освещение коридорам, классам и аудиториям. Кстати, жаркое испанское солнце достигает не только подвалов культурных учреждений Бильбао, но и платформ центральных станций метро. Для этого Норман Фостер решил не отделять входной вестибюль с кассами и турникетами от платформ, а сам вход в метро выполнен в виде стеклянного панорамного «колпака». Самой громкой премьерой конференции стала презентация дома Atika, спроектированного и реализованного компанией Velux.
Этот проект – воплощенный пример того, что архитектура действительно может в разы оптимизировать потребление электроэнергии. Кроме того, Atika предлагает решение проблемы мансардных этажей, которые раньше не рассматривались в качестве жилых помещений, так как были недостаточно изолированы, сильно нагревались летом и быстро охлаждались зимой. Обычно в средиземноморской архитектуре мансарда являлась своеобразной воздушной прослойкой, игравшей роль изолирующего и вентилирующего буферного пространства между крышей и остальной частью здания, но специалисты Velux придумали, как превратить ее в комфортную среду обитания с низким потреблением энергии и оптимальным естественным освещением в течение всего года. Специальная электронная система здесь управляет климатом, автоматически открывая и закрывая окна, жалюзи, ставни и рулонные шторы, а также включая и отключая системы охлаждения и отопления в соответствии с заданными параметрами – температурой, влажностью, временем дня и года.
В полном соответствии с традициями средиземноморской архитектуры Atika имеет несколько комнат, расположенных вокруг открытого пространства – так называемого патио, внутреннего дворика, служащего регулятором микроклимата в доме благодаря затеняющему пологу и бассейну. Скаты крыши ориентированы на север и юг. Белый зигзагообразный профиль – визитная карточка этого объекта: каждое из помещений дома имеет собственную геометрию крыши. «Идея приподнятой кровли позволяет ускорить выполнение монтажных работ на стройплощадке и сократить до минимума беспокойство, причиняемое соседям в процессе строительства. Кроме того, она позволяет увеличить используемое пространство и защищает поверхность существующей крыши от дождя», – считает автор проекта дома, архитектор Хавьер Канталейо (Javier Cantalejo). В данный момент Atika построен и доступен для обозрения в Бильбао. Но такой дом может быть реализован в любом регионе с солнечным климатом, умеренной зимой и жарким летом, где традиционно основными потребителями электроэнергии являются системы вентиляции, охлаждения и кондиционирования.