Архитектурная визуализация – 3D-проектирование

Виталий Морванюк (3dwint), Харьков. Номинация «Экстерьер». 1-е место

Архитектурная визуализация на уровне архитектурного явления возникла в конце 1980-х годов, примерно в одно и то же время во всем мире. Тогда стали появляться первые графические программы, позволяющие проектировать в формате 3D и делать объемные эскизы будущих объектов. Несмотря на то что было это более 20 лет назад, широкое применение в России и других странах бывшего СССР компьютерная графика получила лишь в последние несколько лет.

Сегодня виртуальное моделирование выполняет две основные функции: помощь при архитектурном проектировании и подача готовых проектных материалов. В первом случае 3D-программы используют как инструмент для эскизирования, причем здесь допустима большая степень условности – главное, чтобы самим авторам было понятно, что они изобразили.

Во втором случае трехмерная модель становится средством передачи информации о проекте в наиболее доступной форме, например, для тех, кто не умеет читать чертежи и не обладает пространственным воображением. Именно эта функция в связи с ростом конкуренции на рынке недвижимости особенно востребована в последнее время. Понятно, что чем выигрышнее архитектор представит заказчикам и потенциальным покупателям проект будущего жилого дома или торгового комплекса, тем больше будет шансов его реализовать. И тут 3D-графика – незаменимое средство в борьбе за клиента, ведь она позволяет показать, каким именно будет проектируемый дом, «вписать» его в окружение, «наложить» на уже существующие панорамы.

Архитектурная визуализация. Многофункциональный жилой комплекс с подземной автостоянкой в микрорайоне Бытха, Сочи, Краснодарский край. ООО «Гинзбург Архитектс»

Заказчики получают возможность виртуально походить по зданию, рассмотреть его под любым углом в условиях реального ландшафта, освещения и даже времени года. Архитектурная визуализация с интерактивными моделями и анимацией сегодня воспринимаются уже как неотъемлемая часть продвижения проекта, его рекламной кампании. Случается, что именно профессионально выполненная 3D-презентация позволяет выйти победителем в конкурсной борьбе. В последнее время этим стали активно пользоваться столичные проектировщики, стремящиеся получить заказы в регионах, где эта сторона проекта не всегда сильна.

Где взять кадры?

Точность модели, читаемость ее деталей, эффектность подачи приобретают большое значение в век визуальной культуры. В свою очередь высокие требования к «презентационному» моделированию делают его отдельным и весьма трудоемким этапом подготовки проектных материалов, который невозможно выполнить, не обладая целым рядом специальных навыков. Проблема же заключается в том, что в российских вузах, воспитывающих архитекторов, сегодня виртуальное моделирование как обязательный предмет не преподается – существуют лишь факультативы или платные, зачастую дорогостоящие курсы.

Архитектурная визуализация. Евгений Халиманов (Halimanov), Москва. Номинация «Интерьер». 3-е место

Кстати, и платных курсов, нацеленных конкретно на архитектурную визуализацию, нет даже в МАрхИ, тогда как она является отдельным самостоятельным направлением, отличающимся от телерекламы, 3D-мультипликации и тем более от создания спецэффектов для кино. Иными словами, отечественная архитектурная визуализация или искусство архитектурного рендеринга пока держится исключительно на самоучках и энтузиастах. И премия RAR Award показала, что для истинных талантов преград нет, а российский рынок услуг по архитектурной визуализации хоть и весьма стихийно, но все же формируется.

Вопрос трудоустройства

Хотя сегодня большая часть специалистов по 3D-графике является фрилансерами, в последнее время архитекторы стремятся нанимать визуализаторов в штат. Дело в том, что, работая с «вольным художником», можно не только нарваться на отсутствие у него необходимых знаний, но и элементарно недоформулировать заказ – для адекватного воплощения архитектурного проекта в 3D-объеме требуется постоянный контакт архитектора и визуализатора. Создавая же штатное место для «тридэшника», руководитель не только имеет возможность отслеживать его работу, но и автоматически высвобождает часть времени проектирующих архитекторов. А то, что разделение труда дает более качественный итоговый результат, известно уже давно. Правда, тенденция эта пока наблюдается только в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве – то есть в мегаполисах, где архитектурные бюро имеют много заказов.

Архитектурная визуализация. Кадрилеев Александр (AlexCAD), Хельсинки. Номинация «Интерьер». 2-е место

В некоторых столичных мастерских даже появились целые отделы, которые стали выполнять не только внутреннюю работу мастерской, но и заказы, приходящие со стороны (например, архитектурная мастерская «С.П.Проект», архитектурное бюро «А. Левинсон и партнеры»). Появилось уже и некоторое количество фирм, специализирующихся исключительно на архитектурной визуализации, таких, например, как iCube Visualization – учредитель RAR Award. В российских регионах их даже больше, чем в Москве, однако уровень работ нередко оказывается ниже. Впрочем, есть и примеры противоположного свойства. Порой специалисты из других регионов успешно сотрудничают с московскими компаниями, работая удаленно. Как правило, заказчиками таких фирм являются строительные и девелоперские компании, которым сложно самостоятельно найти высоко классного специалиста по архитектурной визуализации.

Почем мираж

Заказчик, зачастую совершенно не имеющий представления о технологии создания архитектурной 3D-визуализации, как правило, склонен считать, будто все можно сделать в один миг. И одной из причин медленного развития рынка услуг по архитектурной визуализации является то, что их стоимость кажется заказчику завышенной. Зарплата профессионального визуализатора колеблется от $1500 до $3000 в месяц. При этом важно учитывать, что далеко не каждый визуализатор вам подойдет. Своего «цифрового художника» еще нужно найти. Как и произведения других жанров изобразительного искусства, архитектурные визуализации различаются не только качеством, но и стилистически.

Так, например, архитекторы ценят такое графическое изображение объектов, когда основное здание выделено, а задний план остается полупрозрачным, стеклянным. Предпочтения застройщиков и девелоперов ближе к тем, что существуют в рекламном бизнесе, – важно, чтобы архитектурная визуализация была максимально реалистична: проработанное окружение с бликами на окнах, лужами на дорогах и отражением в них заката. Окончательная стоимость услуг по рендерингу зависит от количества и сложности моделируемых объектов. Например, на создание двух картинок типового коттеджа может уйти всего 4-6 дней, но бывает и так, что на производство одного 3D-ролика длительностью пять минут при требовании создания эффекта «как на фотографии» требуется несколько месяцев труда, причем не одного, а нескольких специалистов.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

3 × 3 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>