Пешеходная улица Чжуншань

Пешеходная улица Чжуншань

В современном Китае историческое и архитектурное наследие обычно разрушается без сожаления и ностальгии. В результате исторические центры большинства китайских мегаполисов уничтожены, их сменили новые районы, бизнес-центры, магазины. Город Ханчжоу, который когда-то был одной из семи древних столиц Поднебесной, ждала та же участь. Однако его мэр приложил все возможные усилия, чтобы сохранить уникальный облик центральной части Ханчжоу.

Планы касались, прежде всего, остатков древней императорской дороги Чжуншань, главного наследия прошлых эпох, остатки которой необходимо было восстановить, а также превратить ее в комфортную пешеходную зону. Для осуществления задуманного был приглашен Ван Шу — архитектор, зарекомендовавший себя как большой специалист в вопросах реставрации и сохранения архитектурного наследия.

Решая поставленную задачу — активизировать главную городскую ось Ханчжоу и внести в исторический контекст современную архитектуру, — Ван Шу выбрал путь деликатного обновления, благодаря которому улица не утратила бы все многовековые напластования и тем не менее выглядела современно.

Улицу сделали пешеходной, что позволило вернуть ей первоначальные размеры: до реконструкции здесь была проезжая часть, ради чего улицу расширяли, а архитектор вернул ей исторический колорит. Также он уничтожил линейную ось — наследие городского планирования середины XX века. Улица Чжуншань вновь стала извилистой, как и изначально.

Пешеходная улица Чжуншань в Ханчжоу — пример того, как по-новому решается трудная задача — вмешательство в загруженный городской контекст. За свою долгую историю она превратилась в настоящий музей под открытым небом, где собрана богатейшая коллекция стилей: от династии Цин до эпохи неоклассицизма. Здания разных исторических эпох перемежаются с жилыми домами советского типа и фабричными сооружениями. Ван Шу считал, что мозаичное разнообразие стилей на Чжуншань — это ее главная изюминка. Именно смешение эпох и стилей придает ей уникальный характер и неповторимую ауру.

Канал в центре улицы

Канал в центре улицы

Архитектор решил сохранить большинство зданий, ограничив вмешательство в застройку. А нововведения и переделки, предложенные Ван Шу, носили, скорее, характер нюансов, призванных раскрыть и подчеркнуть достоинства улицы. Например, там, где раньше был асфальт, он задумал положить каменные блоки, где раньше протекала речка, — устроен канал.

В любой части Чжуншань людей сопровождает шум воды, создающий уютную атмосферу спокойствия и умиротворения. Вдоль всей улицы проложен канал, восполняющий своим присутствием недостаток природных водоемов в городе. В узких местах он протекает еле заметной лентой, на площадях же раскинулись бассейны.

Берега соединяют красивые мостики или каменные плиты, положенные прямо на воду, — все это призывает пешеходов перебираться с одной стороны улицы на другую. Многочисленные соединения мостовых гарантируют, что можно пройти по улице сто раз и каждый — другим путем. Вода, кроме прочего, не допускает городской шум на Чжуншань, а также вносит свой вклад в охлаждение воздуха летом.

Канал скорее напоминает мелкий, извилистый ручеек. Неглубоким он сделан, прежде всего, для безопасности детей, играющих на улице и бегающих через мосты. Но значительно важнее роль глубины с точки зрения художественности канала. На его дно положены большие камни, валуны, ставшие не только его украшением, но и олицетворением гор. Вода неглубокого ручейка, сталкиваясь с препятствием, образует интересный рисунок.

Канал улицы Чжуншань также помогает развести разнонаправленные людские потоки. Он отделяет основной путь сквозного движения по улице, который идет по центру, от второстепенных, проходящих рядом с витринами магазинов и торговых лавок. Безусловным преимуществом этого плана стали пространственные карманы, непосредственно примыкающие к витринам, что идеально подходит для установки рекламных стендов или меню кафе. Разделение пешеходного потока позволило также устраивать неформальные торговые и развлекательные мероприятия за пределами основного потока пешеходов.

Единственными людьми, которых вначале не устроило такое решение, были владельцы магазинов. Они, конечно, желали бы единой пешеходной части улицы, чтобы прохожие могли подходить к дверям их заведений из любой точки. Самые предприимчивые сразу же возвели собственные мосты через канал, которые подводят посетителя прямо к порогу торговой лавки.

По обеим сторонам канала выставлены декоративные ящики с кустарниками и цветами. На самой воде то тут, то там виднеются зеленые островки, скульптурные композиции. Скамейки, декоративные павильоны, появившиеся на улице, создают уникальные малые общественные пространства. Интересно сделаны небольшие навесы от дождя или палящего солнца. Опоры такого навеса представляют собой небольшие стены с фигурным контуром и полностью выложенными рядами черепицы. Это излюбленный прием мастера привносит ноту подлинной старины.

Частные лавочки и магазины

Частные лавочки и магазины

Также канал служит реконструкции древней истории города Ханчжоу, в котором находилась дельта реки Янцзы. Долгое время Ханчжоу был крупным экономическим и торговым центром, развивающимся, прежде всего, благодаря речным перевозкам товаров в империи. На всем протяжении реки Янцзы строились города, рост которых зависел от крупного торгового водного пути. Речное сообщение стало основным экономическим фактором для этого региона. За последнее время Ханчжоу потерял значительную часть своих рек из-за расширения дорог. Вот почему канал на возрожденной улице Чжуншань — это еще и напоминание о великом прошлом города.

Важную роль в создании облика любой улицы, по мнению Ван Шу, играет ее главная площадь. Поэтому в южной части Чжуншань, там, где улица проходит через старую городскую стену, архитектор запланировал большую общественную площадь. Непосредственно перед древними воротами выложен большой бассейн с каменными островами и несколькими деревьями, асимметрично расставленными вдоль его бортов. Площадь обрамляют церковь и выставочный зал. Постройки, фланкирующие площадь, закрывают собой оживленную эстакаду, подавляя шумы современного города.

Основным творением Ван Шу на улице Чжуншань стал Музей Императорской дороги династии Южная Сун. Музей представляет собой небольшое по площади здание, возвышающееся над малоэтажной застройкой. Сразу привлекают внимание динамические складки его крыши. Музей был призван продемонстрировать традиционные методы строительства. Интересно, что его интерьер полностью раскрывается на улицу Чжуншань, поэтому, даже когда он не работает, люди могут видеть все, что находится внутри, просто проходя мимо.

В музее посетителей встречает непрерывная структура деревянной арки, приводящая в выставочный зал на первом уровне. Далее по винтовой лестнице они поднимаются на второй, основной, этаж. Третий уровень занимает небольшая чайная комната с лучшим видом на улицу Чжуншань.

Для того чтобы максимально защитить Императорскую дорогу, в конструкции крыши музея применена древняя техника строительства деревянных арок моста, которая часто использовалась в южной провинции Чжэцзян. Такая структура может охватывать большие расстояния при минимальном расходовании материала, а главное — благодаря ее воплощению в музее создалась наглядная демонстрация высокой техники древнего строительства династии Сун. До того эта технология никогда не применялась в наши дни, так что инженеры и строители тесно работали с архитектором, чтобы оптимально претворить ее в жизнь. Проблема была решена путем введения небольших стальных компонентов, частично скрытых в структуре древесины.

Для сооружения сложной крыши были приглашены местные мастера, и ни один из них на протяжении всей работы ни разу не взглянул на чертежи и инженерные расчеты — они использовали только традиционные методы строительства. Ван Шу впоследствии рассказывал, что был впечатлен необыкновенным талантом ремесленников. Они не умели читать чертежи, но были досконально знакомы с методами древнего строительства.

По идее архитектора музей должен представлять собой тоннель через городской лабиринт, а кроме того, помогать посетителям как на машине времени перенестись в глубь истории — к великим временам Китайской империи. Этим Ван Шу хотел достичь главной цели — встроить архитектуру в жизнь города, чтобы история питала современность и ценилась будущими поколениями.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

3 × 1 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>