Музей Мерседес-бенц – уникальный архитектурный объект

Музей Мерседес-бенц

Объект: музей Мерседес-бенц в Штутгарте
расположение: Mercedesstrasse 100, 70372, Штутгарт, Германия
заказчик: Daimler Chrysler Immobilien GmbH
архитектура: UN Studio (Амстердам): Ben van Berkel, Caroline Bos, Tobias Wallisser
конструкции: Werner Sobek Ingenieure (Штутгарт): Werner Sobek, Dietmar Klein, Thomas Winterstetter
консультант по фасадам: Werner Sobek Ingenieure и DS-Plan (Штутгарт)
строительство: Ed. Zublin AG, Wolff & Muller
бетонные работы: Wenzel+Wenzel (Штутгарт)
менеджмент проекта: Drees & Sommer (Штутгарт)
музейная концепция и дизайн экспозиции: HG Merz Architekten (Штутгарт)
дизайн интерьеров: UN Studio и Сoncrete Аrchitectural Аssociates (Амстердам)

Музей «Мерседес-бенц» на территории завода, посвященный истории автомобилестроения, существовал в Штутгарте уже давно. Однако построенное в 1961 году здание не только с трудом справлялось с потоком посетителей, насчитывающим до 500 000 человек в год, но перестало вмещать в себя новые экспонаты: машины младше 1970-х годов не были в нем представлены. Кроме того, старое здание не предполагало экспонирования тяжелого транспорта – автобусов и грузовиков.

Уже к середине 1990-х годов была осознана необходимость создания нового музея, а в 1999 году – куплен участок, тогда же архитектурное бюро HG Merz Architekten разработало концепцию будущего музея, на основании которой затем были сформулированы условия архитектурного конкурса. Международный конкурс, организованный компанией Daimler Chrysler в 2001 году, выиграло голландское бюро UN Studio, разработавшее проект совместно с инженерным бюро Вернера Зобека. Полгода ушло на оптимизацию проекта, летом 2002 года были подписаны договоры с конструкторами и подрядчиками. Строительство началось летом 2003 года и длилось 14 месяцев. Для объекта такой сложности это рекордно короткое время.

Проект UN Studio – единственный нашедший решение для, казалось бы, неразрешимой задачи, поставленной HG Merz Architekten: музейное здание должно быть рассчитано на экспозицию, объединяющую два не зависящих друг от друга, но при этом взаимопересекающихся тематических раздела. Кроме абсолютно новаторской идеи двух перекрещивающихся и обвивающих атриум спиралей, у проекта были и другие преимущества. Архитекторы предпочли компактный, подчеркнуто вертикальный объем, что не только выделило его среди окружения, но и позволило разместить на том же участке как самостоятельное здание шоу-рум «Мерседес-бенц-центр». Музей Мерседес-бенцВ целом этот дерзкий, не знающий аналогий проект больше всего соответствовал идеологии компании «Даймлер Крайслер», в замыслы которой входило создание музея, своим обликом соответствующего имиджу марки и представленной в нем уникальной коллекции автомобилей. Внешний облик музея – компактный, замкнутый в себе объем, оболочку которого составляет серпантин чередующихся алюминиевой и стеклянной лент, – отнюдь не предвещает той пространственной сложности, которая открывается в его интерьере. В здании нет ни одной неискривленной поверхности, ни одного прямого угла (исключение составляют лишь скрытые от глаз три прямоугольных в плане бетонных ядра с лифтами и пожарными лестницами).

Скульптурная пластика изогнутых бетонных поверхностей подчеркивается сложной игрой света – как натурального, льющегося с потолка атриума, так и искусственного, высвечивающего разные части экспозиции. Созданная Беном ван Беркелем архитектура подобна грандиозному театральному действу. Она строится на продуманных зрительных эффектах, когда при каждом следующем шаге взгляду открываются новые неожиданные ракурсы; замкнутые, затемненные пространства сменяются легкими, наполненными дневным светом, а действующими лицами становятся не только застывшие на сцене сверкающие машины-экспонаты, но и несущиеся по пересекающимся у подножия музея магистралям автомобили или идущие по пандусам посетители.

Здание полно динамики, при том что все представленные в экспозиции автомобили статичны. «Здание вращается, оно воздействует как скульптура, полная контрапостов, – рассказывает Бен ван Беркель. – Вы стоите в какой-либо точке, наблюдая предметы и людей, но как только делаете шаг, они пропадают из поля зрения. Здание раскрывается всякий раз иначе. В нем трудно понять, на каком уровне ты находишься, но при этом невозможно заблудиться». В плане музей представляет собой симметричный трилистник, состоящий из объединенных общим контуром трех пересекающихся друг с другом окружностей. Сферический треугольник, образованный их пересечением, вырезан и образует композиционный центр здания – атриум. В него на разных уровнях открываются те или иные фрагменты экспозиции, расположенные во вьющихся по спирали полукружиях. Посетителям предоставляется возможность подняться на одном из трех лифтов-капсул, расположенных на стенах атриума, на самый верх – и уже оттуда спускаться вниз по обвивающему полукружия и атриум серпантину. Два экспозиционных блока – «Мифы» и «Коллекция» – расходятся по двум спиралям, но на каждом уровне можно сменить маршрут и перейти на другую «тематическую дорожку». Блок «Мифы» знакомит с историей марки «Мерседес-бенц». Каждый из семи его разделов посвящен отдельной эпохе или теме. Переходя от раздела к разделу, зрители как бы совершают перемещение во времени и в пространстве. В блоке «Коллекция», где, в отличие от привычных музеев, нет деления на залы, представлены исторические и современные транспортные средства, созданные на заводах «Мерседес-бенц» – от персональных и гоночных автомобилей до грузовиков, автобусов и пожарных машин.

Музей Мерседес-бенц на этапе строительства

Две тематические линии экспозиции подчеркнуто контрастируют друг с другом. В то время как затемненные, уподобленные театральной сцене полукружия «Мифов» со стороны фасада огорожены стеной и освещены искусственным светом, полукружия «Коллекции» просторны, легки и наполнены естественным светом, так как окружены сплошным остеклением. Контраст усугубляется и на уровне материалов. «Мифы» подчеркнуто тактильны, каждой эпохе или теме здесь подобраны соответствующие отделочные материалы – преимущественно темные, фактурные. Оформление же пространств «Коллекции» одинаково нейтрально, почти имматериально: светлый настил пола, белый навесной потолок с интегрированными в него функциональными светильниками. Отдельную часть экспозиции составляет расположенный в цокольном этаже раздел «Удивительный мир техники», знакомящий с работой дизайнеров и инженеров «Мерседес-бенц».

Здесь же – музейный магазин, ресторан и кафе. Цокольный этаж, превращенный в 100-метровый пассаж, объединяет музей с выставочно-торговым «Мерседес-бенц-центром», построенным по проекту Кристофа Кольбекера. Платформа, на которую поставлено здание музея, превращена в общий для обоих зданий искусственный ландшафт, в который вписан амфитеатр на 500 зрителей. В целом же она предназначена для проведения различных мероприятий на открытом воздухе, рассчитанных на 30 000 человек. Подземный гараж и открытая автостоянка вмещают до 500 автомашин. То, что музей строился не для скульптур и картин, а для тяжеловесного транспорта, предопределило его конструктивное решение.

По сути, компактное и легкое с виду здание является пирамидой из поставленных друг на друга нескольких эстакад. Каждый полукруглый сегмент экспозиции представляет собой 33-метровый безопорный пролет, по размерам и выдерживаемым нагрузкам приравниваемый к шестиполосному автодорожному мосту. Для решения проблемы протяженных безопорных перекрытий, выдерживающих большие нагрузки, но при этом визуально максимально легких, инженерами из бюро Вернера Зобека был разработан новый конструктивный элемент – бетонный «твист».

Это дважды изогнутая сферическая поверхность, напоминающая по форме лопасть пропеллера. В полости между двумя плоскостями «твиста», одна из которых переходит в рампу «Мифов», а другая – в лестницу, ведущую к полукружию «Коллекции», проложены коммуникации. В свою очередь рампы, вторящие очертаниям фасада, опираются на расположенные ниже опоры. Эти опоры сложной формы поставлены под углом. В силу экспериментального характера здания, а также предельно сжатых сроков, отведенных на его проектирование и строительство (изначально была поставлена задача открыть музей к началу чемпионата мира по футболу 2006 года), многие процессы, обычно последовательно сменяющие друг друга, здесь происходили одновременно. Архитекторы, заказчик, инженеры, дизайнеры экспозиции, а также эксперты в самых разных областях работали единой командой. Огромную роль как в создании проекта, так и в его реализации сыграл компьютер.

По словам главного архитектора проекта Тобиаса Валлиссера, в моделировании архитектурных форм использовались не только уже привычные для архитекторов трехмерные графические программы, но и программы, применяемые в автомобилестроении, такие как Alias-studio, Mechanical desktop. Впервые на всех стадиях проектирования и строительства использовались рабочие чертежи, выполненные в виде трехмерной графики. В день иногда изготовлялось до 250 чертежей. В связи со сжатыми сроками процессы строительства и рабочего проектирования шли параллельно. В работе использовалась не только трехмерная компьютерная графика, но и модели и макеты, выполняемые в масштабе 1:1.

Компьютерные программы для реализации проекта были разработаны Арнольдом Вальцем, специалистом по зданиям со сложной геометрией (таким, например, как Центр Пауля Клее в Берне или магазин «P & C» Ренцо Пиано в Кельне). Однако в отличие от этих построек, сложной формой в музее «Мерседес-бенц» обладают не только внешние оболочки, но и основные конструктивные элементы. За время проектирования и строительства Вальцем было разработано 50 версий программы, генерирующей трехмерные формы. Благодаря совместным усилиям множества специалистов из разных областей за короткие сроки удалось создать уникальное по сложности и силе эмоционального воздействия здание, в котором архитектура, инженерная мысль и экспозиционный дизайн сплавились в единое целое.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

одиннадцать + 7 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>