Архитектура Доколумбовой Америки

Классический период майя

Ранние поселения Мезоамерики

Целые города с множеством каменных памятников, зачастую почти заросшие тропическим лесом, – свидетельства, которые сохранились после древнейшей цивилизации, которая существовала в Мезоамерике. Этот реги­он включал всю нынешнюю Мексику, а также, Гватемалу, Белиз и Гон­дурас, начиная около 900-х гг. до Р. X. и до завоевания испанцами в 1519 г.

Ранние поселения Мезоамерики

Величественные пирамиды, храмы, площади, зоны для игр, дороги для процессий, а также жертвенные алтари использовались для исполнения различных религиозных ритуа­лов, выполнявших главнейшую роль жизни людей. Большие дворцы отражали строгую имущественную и классовую иерархию; архитектура использовалась правителями для того, чтобы подчерк­нуть свое положение и обеспечить себе в этих объектах вечную жизнь. Большая часть сохра­нившихся построек относится к ци­вилизации майя.

Церемониальная территория Монте-Альбаны

 Церемониальная территория Монте-Альбаны

Город сапотеков Монте-Альбана имел сложившийся административно-религиозный центр на вершине горы. Сооружения располагались по периметру огромной прямоугольной площади. В центре были культовые здания, а вокруг площади – храмы, пирамиды, жилища. Здесь же находилась площадка для игры в мяч.

Пирамида. Тахин

 Пирамида. Тахин

Пирамида, имеющая квадратное основание, состоит из 7 уступов. На самом верхнем располагается святилище. С восточной стороны к пира­миде примыкает широкая лестница, имеющая балюстраду, которая украшена орнаментом из прямоуголь­ников. По сторонам света в пирамиде вырезаны в камне 365 ниш. Солнечный год – основная тема мезоамериканской архитектуры.

Теотихуакан

(ок. 150-650 гг.)

Теотихуакан

В плане город образован из пересекающихся ли­ний, сходящихся к пирамиде Солнца в центре. Важнейшая ось города – Дорога мерт­вых, которая идет от пирамиды Луны и пересекающаяся со второй осью на уровне цитадели. Так, город был разделен на четыре части – такая планировка и позже использовалась ацтеками.

Первые отдельно стоящие священные камни Теотиуа­кана – стелы имели чисто религиозное значение, Они были покрыты резьбой с изобра­жением богов, в том числе знаменитого Кецалькоатля, или пернатого змея. Более поздние стелы майя были с изображениями царей и служили скорее светскими памятниками, чем свя­щенными изваяниями.

Пирамида Луны. Теотиуакан (200 г.)

 Пирамида Луны. Теотиуакан (200 г.)

Пирамида, посвященная богу Луны, – гигантское строение на северном конце главной оси Теотиуакана. Каменная лестница, проходящая через четыре яруса, ведет к деревянному святилищу на вершине.

Талуд-таблеро

 Талуд-таблеро

Техника талуд-таблеро впервые появилась в строениях Теотиуакана. Внешняя наклонная секции, или талуда, поддерживается оштука­туренной прямоугольной панелью. Ее исполь­зовали как фриз и укра­шали скульптурой.

Профиль талуд-таблеро мог повторяться много раз по ходу подъема пирамиды. Эта форма ступенчатого фасада известна по всей Мезоамерике, с небольшими местными вариациями.

Это одновременно эффектно и экономично. Элементы каркаса со­единены тонкими пане­лями, образующими каменное ядро.

Классический период майя

Классический период майя

Цивилизация майя, расцвет которой пришелся на 500-900-е гг. до Р. X., создала одни из самых значимых памят­ников Мезоамерики. Недавняя расши­фровка иероглифов, запечатленных на ступенях, фризах, колоннах, стелах, ал­тарях майя, дала ключ к разгадке архи­тектуры этого народа, датировки отдельных зданий, имен правителей. Пирамиды часто строились на месте более ранних, повторяя их формы, и, в то же время, позволяя увеличить об­щую высоту конструкции. Стремление достичь наибольшей высоты – основное для архитектуры майя. Оно выражено в головокружительных лестницах, ведущих к богам. Другими важными особенностями архитектуры было изобретение ложного свода и искусно выполненные скульптурные композиции.

Храм Надписей. Паленке (675 г.)

 Храм Надписей. Паленке (675 г.)

Крутая лестница ведет через девять ярусов, символизирующих девять уровней подземного мира, наверх, к святи­лищу. Скрытая лестница спускается из святилища о склеп, где похоронен царь. Каменная труба, проведенная вдоль внутренней лестницы, помогала мертвому царю общаться с живыми.

В храме Надписей – сводчатый входной портик с пятью пролетами, отделанными скульптурами из гипса и знаменитыми надписями – 620 иерог­лифами, повествующими об истории правителей Паленке. Гребневидные крыши состояли из двух перфорированных каркасных стен, прилегаю­щих друг к другу, на кото­рых крепились выпол­ненные из гипса скульпту­ры богов и правителей.

Ложный свод

Одним из важнейших до­стижений классического пе­риода майя является ложный свод. Первоначально не­большие помещения были выложены рядами камней, выступающими один над другим. В более поздних постройках ступени кладки были углублены в толщу стены и скреплены известня­ковым раствором и бутовым камнем таким образом, чтобы видимая поверхность стала гладкой и пригодной для отделки и росписи.

Стелы в Копане

 Стелы в Копане

Копаны – самый южный культурный центр майя классического периода. Город знаменит мно­гочисленными peзными стелами и алтарями тонкой работы с изображениями правителя в церемониальных нарядах. В сложных Гголовных уборах, с вывернутыми наружу стопами ног. Иероглифы же рассказывали о победах правителя.

Майя. Города группы Пуук

К концу классического периода майя, в VIII в., роль городских центров пере­шла от религиозных сооружений к дворцам правителей. Возведенные на высоких цоколях, дворцы были очень сложно устроены, с многочисленными помещениями и огромными четырех­угольными дворами. Благодаря специ­фике местных условий, а также завоеваниям и слияниям отдельных царств, выделилось множество местных стилей. Наиболее значительная группа городов находились в районе местности Пуук. Для них был характерен более ге­ометрический скульптурный декор, по­вторяющийся в мотивах орнамента с использованием символики, почерпну­той из космологии майя.

Святилище на вершине пирамиды Волшебника в Ушмале украшено ог­ромной маской божества в виде чудовища. Вход расположен между его челюстями, символизируя проход в преисподнюю. Такой «космологический » входа типичен для этого региона.

Майя. Города группы Пуук

Дворец масок. Кааба

Маска бога дождя и солнца Чака – один из главных орнаментальных мотивов архитектуры стиля пуук. Бог изображается с большим носом и глубоко поса­женными глазами. Сельскохозяйственное общество майя, естественно, почитало богов дождя и солнца превыше всех остальных.

Мозаичный фриз. Ушмаль

Мозаичный фриз. Ушмаль

Дворец правителя укра­шен длинным мозаичным фризом. Прямоугольные орнаменты и маски Чака (символы бога дождя и солнца) геометрически распределены по фасаду.

Города группы Ченес

Близко по стилю к группе Пуук стоят города группы Ченес, расположенные южнее. К X в. большинство городов майя пришло в упадок, и культурный центр сместился в Центральную Мекси­ку, где влияние майя закрепилось в ци­вилизации тольтеков. Возникли два больших города – Тула и Чинен -Итца. Города все чаще воевали, что привело к появлению таких храмов, как храмы воинов в Туле и Чичен-Итце. Каменное поле для игры в мяч в Чичен-Итце свидетельствует о жертвоприношениях людей. Эти традиции зачем переняли ацтеки.

На вершине пирамиды в Туле четыре гигантские фигуры воинов поддер­живали перекрытия вход­ного вестибюля святилища. Барельефы внутри храма и колонно­го зала повторяют тему воинов.

Кольцо для игры в мяч. Тула

 Кольцо для игры в мяч. Тула

В священной игре ис­пользовали тяжелые мячи, которые команды пыта­лись пробросить через два больших каменных кольца, расположенных на концах поля. Кольца, украшенные рельефными изображениями гремучей змеи, посвящались крыла­тому змею Кецалькоатлю.

Скульптурная абака. Чичен-Итца

Верхнее святилище Кастильо перекрыто крышей с использова­нием столбов, колонн и деревянных перемы­чек. Две колонны во входном вестибюле изображают змея, об­вившегося вокруг столба с редкими скульптурными абаками.

Скульптуры чакмул. Тула и Чичен-Итца

Скульптуры чакмул. Тула и Чичен-Итца

Статуи лежащих людей, или чакмулы, с головами, повернутыми на девянос­то градусов и резервуара­ми на животе, имеются как в религиозных, так и светских строениях Тулы и Чичен-Итцы. Чакмулы были алтарями для жерт­воприношений.

Архитектура инков

Доколумбова цивилизация инков Перу, Боливии и Эквадора создавала мону­ментальную архитектуру начиная с 1100 г. и заканчивая испанским завое­ванием в 1532 г. Они поклонялись богу Солнца и его земному воплоще­нию – Инке. Изобретательность инков позволила им использовать во благо себе горный ландшафт Анд, устраивая свои города в стратегических пунктах, создавая сложную систему террас. Они сооружали религиозные или священные строения, такие как угину, вокруг при­родных источников и скальных форма­ций. Скорее дипломаты, чем воины, они построили целую сеть дорог. Искус­ство кладки камня, как и использование золота, достигло своего пика в строи­тельстве дворцов и храмов в XV в.

Архитектура инков

Дома инков строились из грубо отесанных поли­гональных камней, которые подгоняли, разбивая один об другой до тех пор, пока они не встанут на место. Такая техника использовалась как при постройке легких кир­пичных зданий, так и в больших строениях.

Тамбо

Тамбо представляли собой домики, построен­ные на дорогах инков для отдыха посланцев. Тамбо - типичные строения инков: низкие, прямоугольные, без окон, единственным ис­точником света являлась трапециевидная дверь. Ряды трапециевидных ниш украшали внут­ренние и наружные стены.

Чуллпа. Озеро Титикака

Могильные башни чуллпы, были построены вокруг озера Титикака до инков. Они были круглыми в пла­не и имели несколько комнат для всех членов семьи. Гробницы часто строились в виде круглых башен.

Чуллпа. Озеро Титикака

Мачу-Пикчу. XV в.

 Мачу-Пикчу. XV в.

Город Мачу-Пикчу на горной вершине высотой 2430 м, является лучшим примером того, как строения инков вписывались в ландшафт. Пло­дородные террасы нависают над пропастью. Три храма с красивой кладкой, используя есте­ственный гранит в качестве стен, формируют церемониальный двор.

Башня Мачу-Пикчу – небольшое свя­тилище в центре разру­шенного города инков, Мачу-Пикчу Внутри нее находилась священ­ная скала. Ее стены име­ют полукруглую форму, характерную для священ­ных зданий, украшенную трапециевидными ниша­ми, в которых, по-види­мому находились мумии. Сооружение возведено из прекрасно отесанных каменных блоков.

Дома дев Солнца. Озеро Титикака

Эти большие здания, также называемые Домонастырскими школами для группы избранных женщин, часто – наложниц правителя. Они счи­тались женами Солнца, и их дома были покрыты золотом. Трапециевидные входы с двойными косяками использовали только в таких домах знатных особ.

Дом Манко Капака. Озеро Титикака

Манко Капак был легендарным основателем инкской династии XII в., на одном из островов озера Титикака, является древнейшим среди сохра­нившихся. Отдельные верхние комнаты стоят как башни над крепкой кладкой первого этажа. Таким было представление инков о двухэтаж­ном доме.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

2 × 3 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>