Основные данные:
- ДАТА: 1869-1892 годы
- СТИЛИ: Германский неороманский стиль
- МАТЕРИАЛ: Камень
- АРХИТЕКТОРЫ: Эдвард Ридель, Георг Дольман и Юлиус Хофманн
- Несмотря на то что Вагнер оказал огромное влияние на Людвига, порога замка он никогда не переступал
Замок Нойшванштайн живописно стоит на вершине холма, на утесе. Людвиг II Баварский, «король-мечтатель» (1845-1886) создал его как воплощение своего страстного желания жить в сказке, своих фантазий. Людвиг вырос в романтическом неоготическом замке Хоэншвангау, который восстановили в 1830-е годы. Это были руины замка XII века, с ним люди связывали легенду о рыцаре-лебеде Лоэнгрине. По словам матери Людвига, королевы Марии, будущий король с шести лет увлекался искусством, строил из кубиков церкви и монастыри и «любил увлеченно играть,, переодевшись монахиней».
В 1861 году пятнадцатилетний Людвиг уговорил отца, Максимилиана II, чтобы тот устроил для него выступление оперных артистов с оперой Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Мальчик до глубины души проникся музыкой Вагнера, мифическими приключениями и героями легенд древней Германии. Он стал страстным романтиком.
Музыка и величие
В 1864 году эксцентричный принц стал королем. Вскоре после этого он написал Вагнеру письмо и попросил его о встрече. Людвиг захотел освободить композитора от «скучных забот повседневной жизни». Так началась дружба юного короля и зрелого композитора, они общались и сотрудничали вплоть до смерти Вагнера в 1883 году.
В 1867 году Людвиг затеял новую постановку «Тангейзера», оперы Вагнера по мотивам средневековой легенды о похотливом немецком трубадуре. Он даже посетил замок Вартбург в Тюрингии, где, как считается, разворачивались легендарные события – знаменитое песенное состязание. В 1868 году Людвиг написал Вагнеру, что собирается построить свой собственный Вартбург.
Замок мечты
Строительство под руководством архитектора Эдварда Риделя началось в 1869 году, архитектор прислушивался к советам короля Людвига и художника-декоратора Кристиана Янка. После Риделя над проектом работали еще двое архитекторов: Георг Дольман с 1874 года и Юлиус Хофманн с 1884 года. Внешний вид замка был создан под впечатлением от немецкого романского стиля, во внутреннем убранстве романский сочетался с другими средневековыми стилями.
Пышно обставленная королевская спальня с резной кроватью с балдахином – это готика. Тронный зал Хофманна – византийский, по плану похожий на церковь, с двухэтажной аркадой с трех сторон и полукруглой апсидой над троном. Стены зала богато украшены абстрактными и символическими узорами.
Огромный канделябр на потолке сделали по примеру того, что висит в Дворцовой капелле в городе Аахен (его в 1168 году повесил король Фридрих Барбаросса). Увлечение операми Вагнера особенно заметно в кабинете Людвига, где висят картины, написанные по сюжету легенды о Тангейзере, и в Зале певцов – точной копии зала в замке Варбург.
Под конец жизни Людвиг стал все больше и больше времени проводить в своем сказочном замке. Там же 10 июня 1886 года он узнал, что его признали сумасшедшим, безумцем, а не королем. Через два дня Людвига увезли в замок Берг, лечебницу для душевнобольных на озере Штарнберг. На следующий 4 день, вечером, король и доктор пошли на прогулку к берегу озера. Позже обоих нашли мертвыми, утонувшими, а по ссадинам на шее доктора стало понятно, что была драка.
Юлиус Хофманн вплоть до 1892 года продолжал работать над волшебным замком Людвига, но внутреннюю отделку так никто и не завершил.