Стадион в Турине (реконструкция)
Программа: стадион, проведение церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр
Расположение: Турин, corso Sebastopoli – corso Galileo Ferraris – via Filadelfia
Заказчик: частный клиент, впоследствии Toroc (Комитет Турина по организации Олимпийских игр)
Застройщик: Agenzia Torino 2006
Архитекторы: Stadium Service, Giovanni Cenna, Luciano Cenna, Arteco (Верона)
Конструктор: Augusto Bianco (Милан)
Строительство: Mazzi, Kopa Engineering, ITIC
Сроки проектирования и строительства: январь 2004 г. – декабрь 2005 г.
Количество мест: 35 000
Стоимость, €: 48 000 000
Турин – самый большой город, когда-либо принимавший зимнюю Олимпиаду. И половина бюджета Комитета по организации Игр–городской инфраструктуры. Совершенствование транспортной €600 млн – была потрачена на строительные работы и создание сети, связывающей деловой центр с лыжными курортами, безусловно, будет способствовать дальнейшему расширению туризма и притоку горнолыжников (особенно англоязычных), количество которых в последнее время растет. Однако спорт – не единственное направление развития постиндустриального Турина: городские власти уделяют пристальное внимание также науке и культуре.
Многие знают Турин исключительно как столицу автомобильной промышленности. Однако этот город был еще и самой первой столицей Италии. Римляне облюбовали окруженное горами живописное место у слияния двух больших рек: По и Дора-Рипария – и в 25 году до н.э. основали Турин. Строгая геометричность дорог и архитектурная сдержанность на протяжении многих веков определяли облик города. Он развивался в соответствии с принципами древнеримской застройки. Новые городские кварталы, появившиеся в XIX веке, также имели строго геометрическую планировку улиц, площадей, бульваров и аркад. И поныне эта правильная геометрия отличает Турин от любого другого итальянского города.
Бурное развитие промышленности в XX веке привело к увеличению площади поселения: большие здания, построенные вокруг таких градообразующих предприятий, как «ФИАТ Линготто» (1923) и «Мирафиори» (1938), образовали современные городские кварталы.
В годы индустриального бума Турин постигла участь многих других городов Италии, исторический центр которых пришел в упадок. Лишь в начале 1990-х, когда кризис обрабатывающей промышленности вынудил перевести многие предприятия в места с более дешевой рабочей силой, власти обратились к тому, что было забыто в предшествующие годы. Генеральный план предусматривал значительные инвестиции в центральную часть города. Кроме того, было запланировано строительство подземного тоннеля, соединяющего два главных железнодорожных вокзала: Торино Порта Нуова в центре и Порта Суза к западу от центра. Также предполагалось открыть первую линию метро, новую магистраль и вокзал для скоростных поездов в рамках проекта «Европейский коридор 5». Тогда это были проекты, не связанные градостроительной концепцией.
Олимпиада объединила эти инициативы, сыграв важную роль в развитии города, а новым районам придала неповторимое своеобразие. Оставив в стороне вопрос о качестве архитектуры и уровне профессионализма проектировщиков и конструкторов, возводивших олимпийские объекты, просто опишем то, что можно увидеть, двигаясь от южных окраин к центру. Юг города застраивался к столетию со дня объединения Италии (1961) известными туринскими архитекторами Нелло Ренакко, Пьером Луиджи и Антонио Нерви, Аннибале и Джорджио Риготти и другими.
Выставочный комплекс, возведенный в 1959–1961 годах и более известный как Palazzo a Vela, был реконструирован. Окна под эффектным бетонным козырьком исчезли. Из-под старой крыши выскальзывает совершенно новое сооружение – ледовая арена и шорт-трек с трибунами более чем на 8000 зрителей. Этот спорткомплекс построен по проекту миланского архитектора Гаэ Ауленти и инженера Джорджио де Бернарди. Здание представляет собой два объема, соединенных на разных уровнях.
Сложная система железобетонных перегородок держит потолок и верхние галереи.На другой стороне улицы, на берегу реки По, расположены корпуса для журналистов на 430 мест (ITC-ILO), также построенные в 1961 году и отремонтированные перед Олимпиадой. По окончании Игр здесь снова разместится Международный центр труда. Двигаясь на запад перпендикулярно реке По, выходим к бывшему заводу «ФИАТ Линготто». Здесь произошли самые серьезные градостроительные изменения. После закрытия завода в 1982году его здание, вытянутое более чем на километр, было реконструировано по проекту Ренцо Пиано. Теперь это огромный торгово-развлекательный комплекс. К югу от него расположен «Овал Линготто», построенный по проекту лондонской архитектурной фирмы HOK и миланской Studio ZoppiniAssociati. Сооруженное на площади более 20 000 кв. м, это строение размером 200х100 м не имеет центральных опор. Здесь разместился крытый каток для скоростного бега на коньках на 7675 зрителей.
Двигаясь дальше на запад, мы пересекаем железную дорогу по новому пешеходному переходу, который в ближайшее время станет транспортным и свяжет два района – Линготто и Меркати Дженерали, до недавнего времени полностью изолированные друг от друга железнодорожными путями. Этот переход длиной 400 м начинается в Линготто и первые 150 м идет прямо, а затем поворачивает к Олимпийской деревне и заканчивается красивой изогнутой аркой ярко-красного цвета, символизирующей Игры. Мы – в центре Олимпийской деревни, выстроенной по проекту объединенной команды туринских и зарубежных архитекторов. Огромное железобетонное здание Меркати Дженерали, построенное в 30-е годы прошлого столетия Умберто Кучи, превращено в зону обслуживания спортсменов: здесь разместились рестораны, спортзалы, поликлиника, конференц-залы, магазины и банки. Для этого в больших пространствах сводчатых галерей были сооружены перемычки и пристройки из стекла, металла и дерева.
В южной части района на трех земельных участках в шахматном порядке располагаются 6–7-этажные жилые корпуса для спортсменов. С одной стороны квартал ограничивает улица Джордано Бруно, с другой – Линготто и предгорья. После Игр эти корпуса будут использоваться в качестве недорогого жилья для молодых людей и семейных пар.
Перемещаться по деревне можно только пешком: все транспортные магистрали проложены под землей. В зданиях имеются установки по использованию дождевой воды и солнечной энергии, позволяющие сократить энергопотребление примерно на 60%. Олимпийская деревня стала самым крупным в Европе жилым районом первого десятилетия нового века. Она примечательна не только своими размерами, но и оригинальными фасадными решениями, в частности деревянными ставнями и балконами. Для оживления общей атмосферы берлинскому художнику Эриху Виснеру было поручено разработать контрастную цветовую гамму для соседних зданий – например, дом цвета морской волны соседствует с корпусом ржаво-оранжевого цвета. Хотя цветовое решение Олимпийской деревни может показаться упрощенным, оно помогло создать яркий образ, выделяющий ее на фоне мрачноватых соседних районов.
Дорога из Олимпийской деревни к центру города проходит мимо построенного в 1930-е годы «Стадио Комунале»; теперь это расширенный, отремонтированный олимпийский стадион, где состоялась торжественная церемония открытия и закрытия Игр. Рядом с ним построена хоккейная ледовая арена Palasport по проекту Араты Исодзаки, Studio ARCHA и Arup.
Здание представляет собой параллелепипед из нержавеющей стали, стоящий на стеклянном объеме площадью 183х100 м. После окончания Олимпиады оно будет использоваться как место для проведения концертов, конгрессов и спортивных состязаний, чему способствует система выдвижных трибун, позволяющих оперативно менять его конфигурацию. Та же группа проектировщиков разработала новую концепцию садов на Пьяцца д’Арми. Теперь, когда проспект Себастополи закрылся для движения транспорта, парк соединяется со спорткомплексом большой пешеходной площадью,по которой люди проходят к спортивным сооружениям.
Из более чем 30 реализованных проектов только Олимпийская деревня и Palasport выполнены на основе международного конкурса. Пресса обвинила членов жюри, почти исключительно уроженцев Турина, в протекционизме и предвзятости. Полемика вокруг этого вопроса продолжается до сих пор. Победа Исодзаки – событие единичное. В основном же стройки – как в городе, так и на лыжных курортах – были доверены архитекторам, приславшим наиболее впечатляющие резюме и наиболее экономичные предложения, разработанные совместно с подрядчиками. То есть архитекторам и инженерам пришлось создавать временные консорциумы.
Нет нужды говорить о том, что такая система почти полностью исключала из процесса строительства и проектирования молодых архитекторов, что и привело к печальным результатам в виде наспех сделанных построек, беспорядочно разбросанных на самой красивой площади Турина. Это способно исказить восприятие места, не говоря уже о том, что молодые таланты упустили возможность проявить себя.
Контроль олимпийских объектов осуществлялся посредством так называемого «управления проектом» — процедуры, редко используемой в Италии и позволяющей очень строго отслеживать расходы на строительные работы на разных этапах. Эта процедура оказалась успешной – кроме всего прочего, олимпийские сооружения были завершены своевременно. Чего не скажешь о других городских объектах, стройплощадки которых пришлось закрыть красочными щитами, оформленными дизайнерами Итало Лупи, Ико Миглиоре и Мара Серветто. Студия Look of the City сумела точно уловить и передать суровый и несколько замкнутый дух Турина, интерпретировать его градостроительные особенности, усилив визуальные перспективы и подчеркнув открытые пространства элегантным и ненавязчивым оформлением улиц и площадей.
Что касается остальных объектов, то их возведение происходит крайне медленно. В частности, метро открывается с большим опозданием и не полностью. Крупномасштабные сооружения в рамках программы «Цитадель культуры» далеки от завершения. Восстановление исторического центра зачастую заменяется спорами о современной архитектуре столетней давности на давно вышедшем из употребления архитектурном языке. Обширные производственные районы на севере города заброшены, в то время как могли бы стать великолепным образцом реновации.
И хотя красочная графика и рекламные щиты удачно скрывают недостроенные объекты, туринцы понимают, что Олимпийские игры решают имеющиеся проблемы лишь наполовину. Их волнует вопрос с рекламы «Кока-колы», что красуется почти на каждом углу: «Турин, если бы ты был олимпийцем, завоевал бы ты медаль?» Хочется ответить: «Да», – имея в виду неожиданно открывшуюся красоту города, который раньше считался просто промышленным центром; дееспособность олимпийской инфраструктуры; интересную программу развлечений и запланированные на ближайшее будущее события – «Книжная столица мира» (2006), «Столица мирового дизайна» (2007), Всемирный конгресс Международного союза архитекторов (2008). Но, как это бывает при проведении любого международного мероприятия, объективный ответ можно будет получить не раньше чем через несколько месяцев, если не лет.