Основные данные:
• ДАТА: 1195-1220 годы
• СТИЛИ: Французская высокая готика
• МАТЕРИАЛ: Камень и витражное стекло
• ПОСТРОЕН: горожанами, торговцами и мастеровыми из Шартра
• Прекрасный пример французской готической архитектуры
Франция славится своими волшебными готическими соборами, а собор в Шартре – один из самых красивых образцов французской готической архитектуры. Его стилистическое единство поразительно, ведь в то время крупные церкви могли строиться веками, под началом нескольких разных архитекторов. Несмотря на это, собор в Шартре по большей части построили всего за четверть века.
Посвящение Святой Марии
Когда уже пятая церковь на этом месте сгорела дотла в 1194 году, было решено немедленно выстроить новую. Прежний собор в романском стиле носил имя Девы Марии, Notre Dame, там хранилась величайшая святыня – «Покров Богородицы». Покров не сгинул при пожаре, он остался нетронутым – люди верили, что сама Дева Мария божественным повелением сохранила его.
Строительство собора началось с того, что горожане с большим желанием принялись за работу – и торговцы, и ремесленники, а знатные люди и король Франции присылали богатые дары, таким образом, выказывая свою веру и преданность Богоматери. После пожара от старого собора остался не только Покров, но и нижняя часть западной стены и фундаменты западных башен. Остатки стали основанием нового собора, построенного в стиле высокой готики. К 1220 году строительство его почти закончилось, но вплоть до 1260 года собор не освящали.
Потрясающая геометрия собора в Шартре оставалась нетронутой до тех пор. пока в 1506 году не рухнул северный шпиль с западной стороны фасада. Его заменили другим, в стиле «пламенеющей» готики, так собор стал асимметричным.
Торжество готики
Шартрский собор соединяет в себе все черты французской готики: это две башни на западе, отсутствие башни над «перекрестьем» в центре, один поперечный неф, неровная восточная сторона с приделами и смелая конструкция с внешними арочными контрфорсами. Еще одна французская деталь – круглые окна-«розы», в Шартрском соборе они особенно красивы. Роза – символ Девы Марии. Кроме этого, в стенах собора есть прекрасные фигурные витражи, большинство из них датированы ХII-ХIII веками.
В соборе немало скульптур, с запада его охраняют каменные фигуры, а на юге и на севере хоры украшены резными деревянными деталями. В нефе, на полу, обычно заставленном рядами стульев, можно увидеть лабиринтовый узор XIII века. 200-метровый извилистый узор свернут в круг диаметром 13 метров, такого же размера и круглое окно над главным входом.
Собор в Солсбери
Англию и Францию всегда многое объединяло, особенно в период готической архитектуры, суть которой в сочетании арочных контрфорсов, остроконечных арок и ребристых сводов.
В архитектуре обеих стран было много общего, но были и важные различия.
Собор в Солсбери тоже выстроили в честь Девы Марии, он представляет собой такой же прекрасный пример английской готики, как собор в Шартре – французской. Собор в Солсбери тоже очень быстро построили: строительство началось в 1220 году и к 1260 году практически завершилось. Центральная башня со шпилем высотой 123 метра несколько веков была самой высокой в мире – ее достроили в 1330-1350 годах. Со шпилем или без него, центральная башня собора типична для английской готики, как и двойные поперечные нефы. Другие признаки: прямоугольная капелла на востоке, длинные внутренние помещения, отсутствие арочных контрфорсов снаружи и предпочтение высоких и узких «ланцетных» окон.
Собор в Солсбери кажется спокойным, даже строгим. Он стоит над рекой Эйвон, рядом с ним – монастырь, огороженный стеной. Этот чудный пейзаж стал известным благодаря великим английским художникам Джону Констеблю и Дж. М. У. Тернеру.