Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Пейзажный стиль (георгианский)

Пейзажный стиль архитектура

Основные понятия

Корни пейзажного, иди живописного, стиля лежат в романтизме XVIII в. Этот стиль иногда называют также стилем Регентства или георгианским. Изначально этот термин использовали для обозначения любого строения или искусственного ландшафта, напоминающих композиции таких художников XVII в., как Клод Лоррен, Никола Пуссен и Сальватор Роза. Затем, примерно в 1795 г., этот стиль был определен как эстетическая категория теоретиком ландшафтной архитектуры Ювдейлом Прайсом и ученым-любителем Ричардом Пейном Найтом. Начатое Найтом в 1772 г. строительство Даунтон-Касла в Херфордшире, с его неправильными асимметричными формами, напоминающими средневековый замок и современными для того времени интерьерами, ознаменовало начало нового архитектурного движения.

Для создания эффекта живописности использовали детали любых стилей, а иногда и сочетание двух или нескольких стилей. Существовало множество видов пейзажного стиля, архитектор Джон Нэш охватил их все – от грандиозных загородных домов, расположенных среди «естественного» ландшафта, до небольших коттеджей и городского планирования.

Вилла

Вилла представляла собой здание, часто со служебными постройками, живописно расположенными среди нерегулярного парка. И вилла, и ее окружение должны были составлять гармоничное целое, другими словами – живописное зрелище. Типичными для этого стиля были продуманный подход к дому и деревья, создававшие пасторальную сценку.

Нерегулярность и разнообразие распространялась и на расположение комнат. Разнообразие проявлялось в размерах комнат. Обе эти черты были отражены во внешнем виде дома, в том числе в силуэте.

Вилла

 

Готический стиль

Считалось, что готическая архитектура может усилить пейзажный, или романтический, эффект, создаваемый силуэтом здания. Использовались такие готические детали как заостренные стрельчатые окна.

Готический стиль

Замковый стиль

Для этого стиля характерны зубчатые стены, башни, неправильное распределение массивны форм. 3амковый стиль был одним из самых популярных в архитектуре.

Итальянизированный стиль

Многие здания были выстроены в италийском стиле. Часто они имели башню (в данном случае квадратного сечения), крылья, расположенные под прямым углом, лоджии, арочные окна и балюстрады.

Бутафорские замки

Шотландские замки Кальзен-Касл в Айршире и Сетон-Касл в Ист-Лотиане были спроектированы Робертом Адамом примерно в 1779 г. Для этих зданий, которые иногда называют «бутафорскими замками», характерны откровенная массивность форм, эффектное расположение – все это создает романтическую привлекательность. Эти замки являются результатом фантазии – что само по себе было существенной чертой стиля.

Пейзажный стиль в городе

В городе пейзажный стиль создавался с помощью сценографических эффектов. Здания расположены не ровно, некоторые сдвинуты назад, другие остаются на линии улицы. Красивые арки соединяют ряды домов. На рисунке видно, как деревья и кусты смягчают городскую архитектуру.

Архитектура коттеджей

Характерные для пейзажного стиля конца XVIII в. нерегулярность и эклектичное использование мотивов заметны и в архитектуре коттеджей начала XIX в. Между 1790 и 1810 гг. появилось множество публикаций на тему архитектуры коттеджей. Увлечение этим стилем объяснялась, отчасти, популярной в то время идеей «улучшения условий»: считалось, что для землевладельцев выгодно, чтобы их работники жили в комфортных условиях.

Перестройка коттеджей также увеличивало пейзажный эффект поместий. Одним из источников вдохновения была идея «примитивной хижины», выдвинутая теоретиком Марком Антуаном Ложье в его работе «Архитектурные эссе», опубликованной в 1753 г. В этой работе автор пропагандирует возврат к простой архитектуре. Балки из пиленых бревен, и крыша из ветвей, формирующих «примитивную хижину».

Архитектура коттеджей

Коттедж

Коттеджи – небольшие дома, обычно расположенные в парке или загородной местности. Сельские по своему характеру, они обладают многими «пейзажными» чертами: соломенными крышами, украшенными каминными трубами, свинцовыми окнами и верандами. Примерно в 1811 г. Джон Нэш построил целую деревушку в Сент-Блейзе, недалеко от Бристоля. Фронтонная доска – наклонная, выступающая доска на щипцовом конце крыши, прикрывающая горизонтальные стропила и часто украшенная орнаментом. Считалось, что вьющиеся растения, особенно плющ, придают особенно «пейзажный» характер сельским коттеджам. Ими обвивали такие элементы здания, как веранда.

 

Слуховые окна располагались на скатах крыш, но у них были и собственные крыши, плоские либо со скатами. Слуховые окна часто имели также маленький фронтон (на рисунке), расположенный над оконным проемом.

слуховое окно

Плотные крыши, покрытые тростником, камышом или соломой, использовались, в основном, в простых домах. Соломенная крыша играла важную роль в придании. пейзажным коттеджам сельского вида.

Коттеджи с циклопической кладкой

Дерево часто использовали для строительства верхних этажей здания/ Нижние этажи строили из камня или кирпича и отделывали циклопической кладкой – непра-вильными рядами неотесанных камней, создававших разнообразную текстуру. Эти грубые камни отдавали дань идеям «примитивной хижины» и возврата к природным корням.

Крыльцо

Крытое крыльцо «пейзажных» коттеджей часто было выполнено из дерева и богато украшено. Крыльцо должно было делать вид дома более интересным.

Веранда

Веранда – открытая галерея или балкон – состояла из крыши, опиравшейся на легкие металлические или деревянные столбы. Веранда стала прочно ассоциироваться с пейзажным стилем. Считается, что она произошла от образцов, взятых в индийской архитектуре.

Строения в парках и поместьях

В результате плодотворного, хотя и недолгого сотрудничества между ландшафтным архитектором Хемфри Рептоном и Джоном Нэшем, пришедшегося на самый конец XVIII – начало XIX в., были перестроены несколько важнейших поместий. Рептон улучшал их ландшафт, в то время как Нэш перестраивал старые здания или строил новые. Ландшафтная архитектура была в то время совершенно новой профессией, и партнеры работали только с богатыми землевладельцами. Романтическое устройство поместий можно было увидеть и раньше, например в Рушаме (Оксфордшир), постро-енном около 1730 г., или в Стоу-Хаузе. Рептон и Нэш, как последователи пейзажного стиля, создавали проекты, в которых главное «буйство природы» усиливало романтическую притягательность ландшафта.

Сторожка

Сторожка – небольшое жилое здание на территории поместья. Обычно отличается хорошей планировкой с удобным расположением комнат. Это здание асимметрично, с множеством каминных труб, окон и крыльцом.

Сторожка

Молочная ферма

На молочной ферме доили коров. Здание могло быть украшено в пейзажном стиле и состояло из нескольких комнат. Проход к нему зарос пахучими растениями.

Конюшни

Конюшни, где размещали рабочих лошадей, были спланированы так, чтобы гармонировать с основным зданием в структуре, стиле и украшениях.

Украшенный мостик

Таким мостам придавали особенную декоративность, с тем чтобы увеличить общую живописность окружающего пейзажа. Они придавали разнообразие ландшафтам и были точками, на которых останавливался взгляд зрителя. Мостики строились в разных стилях, например посереди – не этого мостика построен «китайский храм».

Оранжерея

Это украшенный вариант теплицы, выполненный из металла и стекла. Оранжерея могла быть отдельным строением или же прилегать к главному зданию.

Оранжерея

Домик привратника

Домик привратника представляет собой сторожку, соединенную с воротами. Здесь показан домик, выполненный в замковом стиле. Сочетание разнообразия и симметрии создало приятную архитектурную и пейзажную композицию.

Фонтаны

Декорации с использованием воды применялись при создании «пейзажных» ландшафтов для усиления живописного эффекта.

Бельведер и трельяж

Бельведер – садовый домик, обычно расположенный так, что из его окон открываются великолепные виды. Стены бельведера могли быть выполнены, в форме трельяжа, декоративной работы по металлу. Трельяж часто использовали в сочетании с верандами, делая легкие панели вместо прочной стены.

Бельведер и трельяж

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал