Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Архитектура Древнего Египта

Мастаба

 

Мастаба

Основой религии Древнего Египта была вера в загробную жизнь, во всем подобную земной, и поэтому гробницы наряду с храмами стали главными архитектурными сооружениями. Храм был жилищем бога, а гробница – местом пребывания духа и тела умершего. Гробницы тщательно строились и укра-шались, они были символом вечности. Расцвет архитектуры Древнего Египта связан с объединением Верхнего и Нижнего Египта.

В период Раннего царства гробницы были довольно простыми сооружениями с массивными стенами и напоминали по внешнему виду завалинку у дома. Арабы называют такую гробницу мастаба, что по-арабски значит «скамья». Города и дворцы Древнего Египта давно стали пылью, а его храмы и дома мертвых до сих пор служат источником вдохновения для современной архитектуры.

Мастаба напоминала могилы додинастического периода. Умершего погребали в яме и насыпали холм, которому затем придавали правильную форму.и обкладывали кирпичом. Гробницы могли быть с множеством наземных и подземных помещений, богато украшенных и содержащих утварь и припасы. В основе конструкции были деревянные или сделанные из кирпича-сырца опоры, покрытые бутовой кладкой и затем – кирпичной кладкой.

Фасад дворцов

Фасады гробниц, видимо, имитировали фасады дворцов, ведь гробница была резиденцией фараона в другой жизни. Дворцы строили из дерева, а обычай делать фасады из илового кирпича, вероятно, пришел из Месопотамии. Часто гробницы были ярко раскрашены, и следы раскраски сохранились до сих пор.

Погребальная камера

Погребальная камера иногда вырубалась в скале и опускалась на большую глубину. Камер могло быть несколько, и некоторые из них закрывались опускающимися каменными плитами.

Некрополь

 

Некрополь

В одном некрополе встречались и совсем маленькие могилы с одним помещением, принадлежавшие рядовым общинникам или чиновникам, и большие, принадлежавшие родственникам царя с множеством наземных и подземных помещений.

Кирпич-сырец

Кирпич-сырец, сделанный из смеси ила и соломы, был обычным материалом для строительства домов в Древнем Египте.
Он использовался и в Месопотамии, что дало возможность заимствовать технику и применять ее не только в бытовом строительстве, но и для монументальных построек.

Ложная дверь

 

ложная дверь в гробнице

Гробница была домом умершего, предназначенным для вечной жизни. А глухая дверь, каменная или сделанная из кирпича-сырца, имитировала настоящую входную дверь. Через нее «двойник» умершего, Ка, мог уйти из гробницы и вернуться. Дверь обычно располагалась в восточной стороне, обращенной к Нилу.
Самые сложные гробницы состояли из множества помещений и представляли собой настоящую резиденцию для умершего и одновременно ворота в вечность. Комнаты были украшены рельефами со сценами из повседневной жизни, орнаментами. Здесь также были кладовые, молельня. комнаты для отдыха и столовая.

Пирамиды

Египет невозможно представить без пирамид. Самая большая и знаменитая – пирамида Хеопса в Гизе. Она – единственное сооружение из семи чудес света, сохранившееся до наших дней. Пирамиды появились во времена III династии (2780-2680 гг. до Р.Х.). Это были гробницы фараонов. КIV динас- & тии культ фараона усилился. Его считали богом. А умерший фараон был покровителем своей страны. В это время уже окончательно была найдена идеальная форма для вечного дома фараона – пирамида. В эпоху Среднего царства (2134-1786 гг. до Р. X.) пирамиды перестали быть исключительно царскими. Они сделались меньше по размеру, но были прекрасно украшены внутри рос-писями и рельефами, а также их стены были покрыты иероглифами, известными как Тексты пирамид.

Ступенчатая пирамида. Саккара (ок. 2778 г. до Р. X.)

Ступенчатая пирамида фараона III династии Джосера была самой ранней. Она была частью погребального ансамбля, состоящего из пирамиды, южного и северного дворцов и поминальных храмов. Ансамбль находится в южной части некрополя в Саккаре.

Первоначально была воздвигнута большая мастаба из блоков известняка. Стены снаружи были облицованы каменными плитами. С северной стороны находился вход, ведущий к глубокой шахте. Внизу располагалась по-гребальная камера. В ходе строительства гробницу решили увеличить в высоту, поставив на первую мастабу еще три.

Пирамида Снофру в Мейдуме

 

Пирамида Снофру в Мейдуме

Первоначально пирамида была задумана как семиступенчатая, но затем к ней прибавили еще один уступ, промежутки между мастабами засыпали мелким камнем и всю пирамиду облицевали каменными плитами. По форме она напоминает две мастабы, поставленные одна на другую.

Пирамида Унаса. Саккара

Эта пирамида, являющаяся царской гробницей и расположенная рядом со ступенчатой пирамидой, выглядит совсем простой. Ее стены покрыты вырезанными иероглифами. повествующими о путешествии мертвых в загробный мир.

Пирамида Снофру в Дашуре

 

Пирамида Снофру в Дашуре
Вторая пирамида Снофру напоминает мастабу на которой возвышается пирамида. Изменение угла наклона ее граней с 56 градусов до 43 сделало ее стороны ромбовидными. Возможно, это понадобилось, чтобы сделать пирамиду более устойчивой.

Погребальный ансамбль в Абусире (V династия)

Ансамбль включает пирамиду, нижний и верхний храмы. Основное ядро пирамиды облицовано белым известняком, верхушка – гранитная. Нижний храм был как бы входным залом и использовался как пристань. Верхний храм имел двор, окруженный галереей, крышу которой поддерживали колонны.

Пирамиды знати. Абидос

Начиная со Среднего царства, пирамиды возводились не только для фараонов, но и для людей знатных, а также и просто богатых. Пирамиды были меньшего размера, но богато украшенные рисунками и рельефами.

Плиты в пирамидах

Решетки устанавливались на пути к камере захоронения как защита от грабителей. Деревянные колья поддерживали гранитную плиту. Если в гробнице пытались что-либо сдвинуть, плита падала, и гробница наглухо закрывалась.

Великие пирамиды Гизы

Комплекс пирамид, сооруженный в Гизе фараонами IV династии, Хеопса, Хефрена и Микерина самый большой в древнеегипетской архитектуре. Тысячи каменных блоков были переправлены по реке. Затем их перетащили с помощью специальных устройств на границу с пустыней, чтобы построить здесь гробницы в форме правильных пирамид. В свое время огромный масштаб
строительства пирамид и прилегающих к ним сооружений стал причиной воз-никновения теорий о деспотичном и бесчеловечном правлении египетских фараонов этого времени. Но методы и способы, с помощью которых были
возведены пирамиды, до сих пор остаются неясными.

Великая пирамида Хеопса является чистейший геометрической формой и по сей день служит источником вдохновения для архитекторов в строительстве современных зданий, как, например, в Париже.

Великая пирамида Хеопса (2680-2565 до Р.Х.)

 

Великая пирамида Хеопса

Самая большая из трех пирамид. пирамида Хеопса достигает 146.59 м в высоту, она занимает площадь 5.2 гектара. При строительстве пирамиды использовался привозной известняк. На каждой стороне пирамиды находилось углубление с царской лодкой, чтобы душа фараона могла путешествовать.

Вход в пирамиду находится с северной стороны. От входа идет длинный коридор к погребальной камере, расположенной в центре пирамиды. Эти ничем не украшенные коридоры являлись священным проходом, предназначенным для мертвых.

Первоначально пирамиды были облицованы известняком, образовывавшим гладкую белую поверхность, а верхняя часть, возможно, была покрыта золочеными плитами с выбитыми на них молитвами.

Внутренняя часть пирамиды состояла из тысяч каменных блоков, весом около 2,5 тонны. Добытые в каменоломнях с огромным трудом и укрепленные на месте с помощью тонкого слоя известкового раствора, они укладывались на свои места людьми.

Разгрузочные камни

Четыре разгрузочных камня находятся над входом в пирамиду.
Над потолком погребальной камеры в нескольких рядах кладки оставлены пустоты для облегчения давления огромной массы. Эти приемы показывают, что египтяне знали и применяли на практике законы физики. Вход в пирамиду после захоронения был тщательно заделан.

Погребальная камера пирамиды Хеопса

Погребальная камера, защищенная решеткой, покрыта пятью рядами кладки, каждый ряд которой состоял из девяти каменных плит, уложенных одна на другую. Два узких коридора, назначение которых до сих пор неизвестно, вели из камеры наружу.

Галерея пирамиды Хеопса

Длинная галерея вела к погребальным камерам, расположенным на разных уровнях. Свод галереи состоит из семи гориэон тальных выступающих один над другим рядов каменной кладки. Каждый следующий ряд является опорой предыдущего. Ничем не украшенная кладка галереи дополняет сдержанно монументальный внешний облик пирамиды.

Сфинкс

Сфинкс находится рядом с пирамидой Хефрена. Он высечен из большой скалы, напоминающей по форме лежащего льва. Это один из примеров изображения льва с головой человека, в традиционном головном уборе фараона и с накладной бородой. Скульптор придал голове сфинкса портретные черты Хефрена.

Длина Сфинкса - 72 метра, высота - 20 метров. Он вырезан из огромного осколка скалы возле пирамид.
Длина Сфинкса – 72 метра, высота – 20 метров. Он вырезан из огромного осколка скалы возле пирамид.

Некрополь Гизы

Три главных составляющих некрополя Гизы – пирамиды Хефрена, Хеопса и Микерина расположены по диагональной оси. Их погребальные храмы обращены в сторону Нила. На западе находились мастпабы высших сановников.

Скальные гробницы

В период Древнего царства пирамиды были основной формой гробниц фара-онов. Для захоронения знати строили мастабы. Но в эпоху Среднего царства появились гробницы, вырубленные прямо в известняковых холмах, распо-ложенных возле Нила. Вскоре гробницы для фараонов тоже стали вырубать
в известняке. К самым известным скальным гробницам относится Долина царей – место погребения фараонов Нового царства недалеко от Фив на западном берегу Нила. Гробницы состояли из нескольких комнат, предназ-наченных для погребальных даров и погребения умершего. Они были ук-рашены яркими росписями с изображениями сцен повседневной жизни, священных церемоний, мифологических сцен и похоронных обрядов.

Входной портик. Бени-Хасан (2130-1785 до Р. X.)

 

Входной портик. Бени-Хасан (2130-1785 до Р. X.)

Гробницы в Бени-Хасане вырезаны в скале. У берега реки обычно сооружалась небольшая молельня, от которой к скальной гробнице вела дорога, заканчивающаяся площадкой, обрамленной портиком с колоннадами.

Вход, обрамленный двумя колоннами, ведет в прямоугольную камеру с четырьмя колоннами, в стене которой вырублена ниша. Потолок плоский или с небольшим сводом. Вход является единственным источником света.

Колонны установлены на больших плоских круглых каменных основаниях, которые с небольшими изменениями использовались в египетской архитектуре.

Для портиков делались колонны двух видов: шестиугольные с ровными гранями и шестнадцаиугольные с вогнутыми гранями. Считается, что они несли чисто эстетическую функцию, смягчая жесткость традиционной прямоугольной структуры гробниц. Колонны слегка сужаются кверху, а вмес- то капители у них квадратная плита.

Ложный ход

Ложные ходы, ямы, фальшивые камеры должны были защитить гробницы от осквернения. Ложный ход вел нарушителей покоя гробниц к пустой погребальной камере, тогда как настоящее захоронение скрывалось под ним.

Царская гробница. Новое царство. Фивы

 

Царская гробница. Новое царство. Фивы

Вырубленные в скалах гробницы сначала были относительнопростыми по форме. Но с XIX династии форма стала развиваться в сложную систему украшенных рельефами камер, соединенных между собой коридорами и лестницами. Для создания последних приглашалась специальная команда мастеров из деревушки Дейр эль-Мединэ.

В роскошно декорированной погребальной камере находился саркофаг. Он обычно вырезался из цельного куска гранита и был покрыт иероглифами, которые образовывали красивый графический узор.

Гробницы Долины царей были вырублены в толще скал, в попытке спрятать их от грабителей. Здесь же находится гробница Тутанхамона, прекрасно сохранившаяся до XX в.

Храмы

Храмы, как и гробницы, строились из камня. Они были жилищами богов и походили на жилище человека. Скупые свидетельства о ранних храмах со-хранились лишь благодаря сооружению на их месте более поздних храмов. Расцвет храмового строительства приходится на Новое царство, Храмы именно этого времени прославили древнеегипетское зодчество и до сих пор возвышаются над современными городами, окружающими их. Интерьеры храмов были богато украшены. Достаточно обычны были изображения фараонов, их побед и жизни. Храмы были также важными социальными и политическими центрами. В эпоху Нового царства жречество обладало огромной властью, и храмы были независимы и служили лишь богам.

Погребальный храм

 

Погребальный храм

Погребальные храмы строились рядом с гробницами. В них приносили дары умершему. Храм состоял из входной галереи, внутреннего двора, святилища и ниши.

Храм солнца. Абусир

Во время V династии появляются храмы, посвященные богу солнца Ра. К храму в Абусире от пристани на Ниле вел мощеный коридор с верхним светом. В центре двора храма стоял обелиск, а около храма – каменная священная ладья, посвященная солнечному богу.

Храм сфинкса Гиза.

Нижний храм пирамиды Хефрена расположен рядом со сфинксом. Он примыкал ко двору пирамиды и соединялся дорогой с верхним храмом.

Рамссеум (ок. 1279 до Р. X.)

С восточной стороны погребального храма Рамсеса II находился пилон, за которым располагался открытый двор со статуями царя в виде бога Осириса. На северную сторону двора выходил фасад дворца с портиком с двойной колоннадой.

Культовые храмы.

 

Культовые храмы.

Храмы имели свою символику, объясняющую мифологическое происхождение Египта. Ограждающая храм стена обозначала границы вод, а база, на которой стояло святилище, символизировала первозданный холм, на котором был основан Египет.

Колоссы

Колоссы
Колоссы – огромные статуи, вырубленные из камня, изображали сидящего или стоящего фараона в виде божества, с короной или царским головным убором. Обычно они ставились перед храмами и могли весить до 1.000 тонн.

Храм Хатшепсут. Дейр эль-Бакри (XVIII династия)

В храме Хатшепсут. в отличие от других заупокойных храмов, не было погребения. Он располагался на трех террасах. От молельни внизу к храму вела дорога, по сторонам которой стояли высеченные из известняка сфинксы. На нижней террасе располагался первый двор I с прудом, второй, с портиком с четырехгранными колоннами, – на средней террасе. Двор верхней террасы был обнесен колоннадой. К нижней террасе прилегают два святилища – Анубиса и Татхор. По бокам верхней возвышались пятиметровые статуи Хатшепсут.

Высокие трапециевидные каменные башни – пилоны – обрамляли вход в храм. Сверху пилоны были накрыты карнизом и искусно украшены рельефами. Как правило, на передней поверхности пилона располагались сюжеты, рассказывающие о жизни фараона, а на задней – ритуальные сцены.

Храмы Карнака. Фивы

Карнакский Храмовый комплекс

Построенный в Фивах на восточном берегу Нила, храмовый комплекс в Карнаке был центром культа Амона, верховного божества Египта. Карнак стал средоточием религиозной жизни в период Нового царства. Возможно, именно поэтому в Фивах было выбрано место царского некрополя на западном берегу Нила. Карнак строился в течение долгого времени. Фараоны возводили здесь великолепные постройки, надеясь на благо- склонность богов.
В Амарнский период (1570-1314 гг. до Р.Х.) были сделаны попытки уменьшить власть карнакского жречества, столица перенесена в Амарну, установлен новый культ, но со смертью фараона Эхнатона старый порядок быстро восстановился и Карнак снова начал процветать.

Аллея сфинксов

 

Аллея сфинксов
К входу в храмовый комплекс вела аллея сфинксов – широкая дорога, обставленная с двух сторон статуями сфинксов. Все статуи повторяли друг друга. Они создавали настроение торжественности перед входом в храм.

Храмовый комплекс был огражден мощной стеной и состоял из главного храма, посвященного Амону, священного озера, храмов другим богам, домов, школ и подсобных строений. Он являлся религиозным и социальным центром Фив. Карнакский храм был посвящен триаде богов: Амону-Ра. Мут и Хонсу.

Огромный по масштабу карнакский храм включает в себя: пилонов, несколько внутренних дворов, гипостильный зал, молельни, храмы. Комплекс сложился в период Нового царства. Он построен из песчаника и известняка. Гранит и кварцит были использованы для украшения храмов, статуй и обелисков.

За первым пилоном сохранились остатки пандуса. Он использовался во время строительства пилона, а затем его постепенно разрушали.

Обелиск

На примере обелиска можно говорить о технологических достижениях Нового царства. Громадную монолитную гранитную глыбу весом до 350 тонн до-ставляли к храму и уже на месте декорировали. Обелиски XVIII династии были покрыты золочеными иероглифами, составлявшими тексты, посвященные богу Ра.

Гипостиль

 

Гипостиль

Гипостиль (большой зал с колоннами) в Карнаке насчитывает 134 колонны. Он был построен в царствование Рамсеса II.
Колонны делили зал на несколько нефов, причем центральный был более высоким, чем боковые, а также поддерживали потолок, состоящий из огромных каменных плит. В центральном нефе колонны были в виде раскрытых па-пирусов, а в боковых – лотосов. В потолке центрального нефа были окна.

Капители колонн имитировавшие природные растительные формы: папирус, лотос, пальмы, проходят через всю египетскую монументальную архитектуру. Их формы, по-видимому, происходили от древних тростниковых святилищ. Теперь же вырезанные из камня, колонны были обильно декорированы резьбой и раскрашенными иероглифами, ритуальными рисунками и природными орнаментами.

Храм Хонсу (ок. 1198 до Р. X.)

Этот храм посвящен Хонсу (сыну Амона и Мут) и выдержан в традиционных для храмов Нового царства формах. Он поставлен на небольшое возвышение и имеет несколько ступенек. Потолок низкий. Храм не имел окон и освещался искусственным светом.

Нубийская граница

Южная граница с Нубией, или Кушем, была очень важна для Египта, так как Нубия богата золотом и камнем. Город Асуан, где были богатейшие гранитные каменоломни, лежал на границе страны, и караваны, доставлявшие золото, слоновую кость, шкуры пантер, рабов, проходили здесь. Здесь же находились поместья египтян, храмы. Победные походы фараонов Нового царства в Нубию и Переднюю Азию укрепили авторитет Египта. Силой оружия и хит-ростью египтяне заставили признать свою власть на огромной территории. Нубия, наконец, стала египетской провинцией, а изображения темнокожих нубийцев появились в гробницах этого времени.

Абу-Симбел

 

Храм в Абу-Симбеле. Нубия

Несмотря на то что храмы высечены в скале, они повторяют традиционную планировку египетских храмов. Это самые большие и величественные соору-жения. которые были созданы на протяжении всей истории Египта. Главное их украшение – рельефы с изображением битвы при Кадеше. фараона Рамсеса, жертвующего пленных богам.

Храм в Абу-Симбеле. Нубия (ок. 1260 г. до Р. X.), построенный Рамсесом II. этот монументальный храм был вырублен в скале в Абу-Симбеле. По сторонам входа возвышаются четыре огромные портретные статуи Рамсеса II на троне. Карниз украшен небольшими статуями сидящих павианов – священных животных бога Тота. Над входом высечено изображение бога солнца с головой сокола.

Портал храма имел традиционную форму с узким входом. За ним располагался зал с восемью столбами, к которым были приставлены статуи Рамсеса в виде бога Осириса. За первым залом располагался поперечный зал. в котором хранилась священная ладья, святилище и узкие камеры, которые, видимо, являлись складскими помещениями.

Статуи Осириса. Абу-Симбел

 

Статуи Осириса. Абу-Симбел

Восемь статуй, изображающих Рамсеса II в облике бога Осириса, царя мертвых, располагались в пёрвом зале храма.
В эпоху Нового царства культ Осириса переживал возрождение. Наличие характерного для Осириса головного убора, короны Атеф, свидетельствует о том, что фараон изобразил себя в виде бессмертного бога еще при своей жизни.

Ворота были узкими. Над ними возвышалась наблюдательная вышка. Большой отряд следил за безопасностью.

По крайней мере восемь крепостей из камня « кирпича-сырца было сооружено вдоль Нила.
На юге две крепости из кирпича-сырца, облицованные внутри камнем, стояли на берегу Нила, охраняя границы египетских завоеваний.

Как сам форт, так и огораживающая его стена демонстрируют особенности конструкций, предвосхитивших устройство позднейших европейских замков. Амбразуры в стене, зубцы, из-за которых стреляли лучники, были уже в Египте, тогда как рвы и парапеты – изобретения более поздние.

Эллинистические храмы

В 332 г. до Р. X. войска Александра Македонского вступили в Египет. Жречество приветствовало Александра и объявило его «сыном Ра, любящим Амона». При нем в Египте началось строительство, но настоящий расцвет эллинистической архитектуры относится ко времени правления преемников Александра, царей македонской династии Птолемеев (305-30 до Р. X.).

Иноземное владычество возродило египетские формы и традиции. Птолемеи
поддерживали культ египетских богов и сооружали в их честь храмы. Основные элементы конструкции и расположение помещений остались прежними. Храмы все еще играют большую социальную роль, оставаясь центром жизни города.

Храм в Эдфу

 

Храм в Эдфу
Храм Гора построен из песчаника. Все его помещения: пилон, открытый двор, входной зал, гипостильный зал, святилище и молельни – расположены симметрично по одной оси. В пилоне находилась лестница, по которой можно было подняться на крышу. Тексты, находящиеся на стенах храма, сообщают, что он был построен по древним образцам.

Проходя под карнизом пилона, в центре которого помещен солнечный диск с изображением змей с двух сторон, посетитель попадал во внутренний двор, обнесенный с трех сторон колоннадой. В глубине двора стоит огромная, вы-сеченная из камня статуя бога Гора в образе сокола.

Храм в Эдфу сохранился лучше всех остальных эллинистических храмов. Он строился около двухсот лет. Крыша в храме использовалась для религиозных ритуалов.

Пронаос храма в Эдфу

Пронаос – это помещение с колоннами, входной зал, расположенный перед святилищем.

В Эдфу в пронаосе находилось три ряда по шесть колонн с гладкими стволами и капителью в виде открытой чашечки цветка. Единственным источником света было отверстие в потолке.

Колонны с головой Хатхор Отождествляемая греками с Афродитой, Хатхор была богиней любви. Храм Гатор легко узнать по колоннам с капителями, на которых с четырех сторон изображены головы Хатхор. Колонны находятся в храма.

Карнизы

Карниз – горизонтальный выступ, идущий вдоль верней части стены или пилона. Характерный элемент египетской архитектуры. Карнизы ранних построек были просты, более поздних, украшались рельефами и несли смысловую нагрузку.

Экранная стена разработана для того, чтобы ограничить доступ света в пронаос. сделана из тонкого камня и проходит за колоннами первого ряда. Она украшена изображениями царей и цариц, а также мифологическими сюжетами.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал