Многофункциональный комплекс «Интернациональный город»

Многофункциональный комплекс «Интернациональный город»

«Интернациональный город» — квартал смешанной застройки Лиона, третьего по величине и значимости города Франции. Он расположен на участке в 15 гектаров, который с 1918 по 1984 год занимал многократно перестраивавшийся дворец Лионской международной ярмарки. Конкурс 1986 года на проект новой застройки данной территории Пиано выиграл в соавторстве с ландшафтным архитектором Мишелем Коражу.

В результате сотрудничества родилась концепция квартала, сочетающего элементы традиционной застройки, инновационные технологии и экологический подход к созданию новой городской среды. Своеобразный мини-город в городе оказался размещен между парком и набережной Роны, главной реки города. Получается, что комплекс окружен густой зеленью и погружен в природную среду. Именно такого эффекта — доминирования природного над рукотворным — хотели добиться архитекторы. При этом здесь в распоряжении человека вся городская инфраструктура.

Фрагмент внешней стороны застройки

Фрагмент внешней стороны застройки

Рона — градообразующий элемент застройки Лиона. Монументальные общественные здания, протяженные набережные и жилые кварталы, расположенные по берегам величественной реки, составляют ее узнаваемый характер.

Пиано спроектировал более современный вариант городской среды, организованной в новых материалах и конструкциях, но с учетом ключевых элементов традиционного подхода. Взяв лучшее и самое характерное от исторических кварталов, он предложил прогрессивный, усовершенствованный вариант жилья и городской среды. Поэтому новый квартал не выглядит чужеродным и непривычным.

Проект представляет собой протяженный квартал из двух рядов модульных зданий, живописно расположенных вдоль набережной. Центральную внутреннюю улицу во многих местах перекрывают стеклянные навесы, создавая эффект внутригородского пассажа. Завершает это плавное движение округлое здание Лионского амфитеатра.

Общий вид многофункционального квартала

Общий вид многофункционального квартала

Афористичные критики сравнивали данную работу Пиано с поездом, медленно «ползущим» по прибрежной насыпи, или с экзотическим животным, сказочным змеем, драконом, притаившимся между зеленью парка и водной гладью. Но это метафоры, а по существу «Интернациональный город» удовлетворяет практически всем базовым потребностям современного горожанина: в состав комплекса входят многоквартирные жилые дома, cетевой отель («Хилтон Лион»), офисные здания, Музей современного искусства, кинотеатр (мультиплекс «UGC Ciné Cité») и даже казино «Фараон».

И все это функциональное разнообразие расположено в полноценном зеленом массиве, где есть детский сад-ясли, зоны для работы, катания на велосипеде, 30-километровая зона для прогулок и пикников, расчерченная аллеями и соединяющая Лион с его искусственным пригородом. Визуальные границы территории «идеального города» обрамляют специально высаженные белые ясени. В процессе реализации проекта были модернизированы транспортные связи всех прилегающих городских территорий.

Создание многофункционального комплекса «Интернациональный город» — одна из наиболее масштабных и продолжительных работ Пиано. Мастер начал ее еще в середине 1980-х годов, когда взгляды на проектирование новой городской среды сильно отличались от господствующих в этой области сегодня. Непрерывное проектирование и строительство первой очереди застройки длилось восемь лет. Затем, еще почти десятилетие спустя, архитектор вновь вернулся к проекту, добавив логическое завершение протяженной композиции массива застройки — Лионский амфитеатр.

Корпуса жилой застройки

Корпуса жилой застройки

Его возведение длилось еще три года и было окончено в 2006 году, так что в общей сложности Пиано трудился над объектом целых 20 лет. За это время сменились направления архитектурной моды и приоритетные концепции городского планирования, трансформировались и некоторые взгляды мастера. В процессе постройки комплекса он проектировал и другие сооружения, периодически пробовал в них задумки, возникшие в ходе работы над «Интернациональным городом», но не вошедшие в окончательный вариант.

Пиано — мастер создавать интересные переходы и визуальные взаимопроникновения уровней, контрасты плоскостей прозрачного остекления и фактурной стены. Разнообразие среды достигается с помощью постановки ярких скульптур и прочих интересных элементов ее благоустройства. Первой постройкой ансамбля стал Центр конгрессов, который был открыт в декабре 1995 года. Как раз в этом здании Пиано использовал эффектный прием контраста проницаемых фасадов с просвечивающими через них переплетениями лестниц.

Затем был открыт для публики Музей современного искусства. Событие приурочили к III Биеннале современного искусства, в связи с чем были проведены серьезные работы по благоустройству улиц и набережных и озеленению «Интернационального города». Большая часть его зданий — одиннадцати-этажные дома, в которых цоколь отдан коммунальным службам, а на последних этажах размещены пентхаусы со стеклянными кровлями и перголами. Такая конфигурация усиливает впечатление цельности ансамбля.

Фрагмент фасадной линии со стороны парка

Фрагмент фасадной линии со стороны парка

Кода масштабной пространственной композиции — эффектный и лаконичный объем Лионского амфитеатра. Он тесно связан с остальным комплексом: задняя стена здания представляет собой и стеклянный экран за сценой зрительного зала, и торец пассажа, проходящего по главной продольной оси «Интернационального города». Скомпонованное в результате единое пространство, так называемая Агора, служит местом проведения разнообразных общественных мероприятий.

Снаружи полукруглый объем амфитеатра облицован серебристыми керамическими пластинами, а кровля — листами цинка. Красно-терракотовая гамма основных зданий поддерживается здесь в отделке интерьера. Внутреннее пространство не имеет четких разграничений на вестибюль, зал и сцену, а организовано как древние цирк или театр. Принцип расположения зрительских мест (максимально — 3000) можно модифицировать в зависимости от формата проводимого мероприятия.

Поскольку все здания «Интернационального города» Пиано расположил в соответствии с наибольшим сохранением изгибов участка и перепадов рельефа высокого берега Роны, то ему удалось создать в новом здании дополнительный эксплуатируемый уровень. Под основным залом амфитеатра расположен Новый форум — выставочное пространство площадью 5400 квадратных метров. Рядом, тоже ниже уровня земли, предусмотрен Первый форум, удобно соединенный с офисной частью застройки и Дворцом конгрессов, входящими в ансамбль «Интернационального города».

Лионский амфитеатр. Общий вид

Лионский амфитеатр. Общий вид

После программного многоцветья Центра Помпиду в Париже итальянский архитектор на долгое время перестал использовать контрастные цвета в своих проектах. Лионский «Интернациональный город» не стал исключением. Конечно, его фасады вовсе не лишены цвета, но общая колористика — терракота и кирпичные оттенки с вкраплениями стальных неокрашенных элементов и природной зелени соответственно сезону. Даже отдельные скульптуры, уставленные для оживления пространства, выполнены в близких оранжево-красных тонах.

Несколько монотонное решение фасадов этого «мини-города» потребовало особой тщательности в отделке фасадов и используемых материалах. За 13 лет компания «Terreal» в соответствии с идеями Пиано разработала несколько специальных модификаций облицовочных плит, изготовила и поставила на данный объект более 100 тысяч квадратных метров терракотового фасада, что сделало «Интернациональный город» одним из самых больших и известных в мире комплексов с подобным технологическим решением.

Позднее, работая в Лондоне и Аквиле, архитектор отошел от монохромности лионского проекта. Лондонский вариант жилого комплекса как раз изобилует яркими цветами и контрастными оттенками в оформлении фасадов. А «Парк музыки» в Аквиле наполнен забавно-полосатыми зданиями со сложной геометрией, яркая расцветка которых усиливает ощущение праздничности такой архитектуры.

Архитектурные и конструктивные особенности:

  • Цоколи большинства зданий «Интернационального города» отданы коммунальным службам, а на последних этажах размещены пентхаусы со стеклянными кровлями и перголами.
  • Новый форум под Лионским амфитеатром расположен ниже уровня земли. Задняя стенка амфитеатра представляет собой стеклянный экран со сценой зрительного зала, который является торцом «уличного пассажа» и выходит на главную площадь «Города».
  • Подавляющая часть наружной облицовки типовых зданий выполнена из специальных «дышащих» керамических плит, позволяющих лучше регулировать тепло- и воздухообмен.
  • Живость монохромным фасадам комплекса придает обилие зелени со стороны парка, на открытых балконах и лоджиях верхних уровней, а также в пространстве внутренней улицы под крышей.
  • Из-за перепада рельефа вдоль кромки воды реки Роны и до более высоких отметок в парке застройка комплекса имеет ступенчатую структуру. Максимальная высота типовых блоков «Города» — 11 этажей, базовая — 8. В нескольких местах над улицей созданы крытые стеклянные переходы.
  • Пять из двадцати типовых домов «лионского поезда», остановившегося на зеленом берегу Роны, занимают квартиры, восемь — бюро и офисы, остальные отданы под отель «Хилтон». Архитектура зданий, Музея современного искусства, казино «Фараон», кинотеатра и Дворца конгрессов более индивидуальна.
  • Основная застройка «Интернационального города» — это двадцать модульных зданий, скомпонованных в две дуги таким образом, что между ними образуется внутренняя улица. Она перекрывается отдельно стоящей стеклянной кровлей на уровне третьего и четвертого этажей.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

девять − 6 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>