Библиотека Университета Утрехта
расположение: кампус De Uithof, Утрехт, Голландия
заказчик: Университет Утрехта
архитектура: Wiel Arets Architect & Associates.
Архитекторы – W. Arets, H. Aspers,
D. Papa, R. Thijssen, F. Vaes, H. Vuust
подрядчики: Heijmans IBC Bouw B.V., GTI Utiliteit Midden B.V., Permasteelisa Central Europe B.V.
ландшафтный дизайн: West 8
консультант по конструкциям: ABT Adviseurs in Bouwtechniek B.V.
консультант по инженерии: Huygen Installatieadviseurs B.V.
консультант по строительной физике:
Cauberg-Huygen raadgevende ingenieurs B.V.
консультант по акустике:Adviesbureau Peutz & Associates B.V.,
Wilimas Bouwadviseurs B.V., Adapt 3D
монтаж фасада: Permasteelisa Central Europe B.V.
проектирование мебели: Wiel Arets Architect & Associates в сотрудничестве с Quinze & Milan
столы и стулья для рабочих мест:Vitra
3D-графика: P. An o, N. Ceulemans, M. Henriksen, C. Hilgendorf, K. Lemmens, R. Willemse
проектирование: 1997–2001 гг.
строительство: 2001–2005 гг.
площадь застройки, кв. м: 36 25
Утрехтский университет был образован в 1636 году. На сегодня это самое крупное учебное заведение в Голландии. Кампус Уитхоф, частью которого является библиотека, был построен в 1960-е годы на восточной окраине города.
На открытом пространстве спроектировали регулярную сеть улиц с центральной авеню Хейдельберглаан. С тех пор, как 15 лет назад Рэму Колхасу предложили разработать проект развития и обновления кампуса, он стал заполняться произведениями лучших архитекторов и сейчас по праву может считаться музеем современной голландской архитектуры. Тут есть учебное здание от Нойтелингса и Ридайка, учительский корпус от ОМА, лабораторный корпус от UN Studio. Пару лет назад появился BasketBar от NL Architects, которые превратили студенческое кафе в многофункциональное здание с площадкой для скейтов и баскетбола на крыше. Библиотека дольше всех остальных университетских образований оставалась в центре города. Ее новое здание стало финальной точкой в строительстве кампуса, заняв ключевое положение в ансамбле.
Библиотеки сегодня находятся в двойственном положении. С од-ной стороны, книг никто не отменял, но с другой – в повседневной жизни информацию все чаще получают из Интернета или телевизионных передач. Тем не менее, здания книгохранилищ появляются с завидным постоянством. Университетская библиотека в Котбусе Херцога и де Мерона, новая публичная библиотека в Сиэтле Рэма Колхаса, новая библиотека МГУ в Москве – и все это только за два последних года. Известные архитекторы переосмысливают функции здания такого предназначения, создают концептуальные решения, призванные повысить удобство пользования книгами и – в конечном итоге – увеличить посещаемость библиотеки.
Библиотека Вила Аретса в новом университетском кампусе в Утрехте сразу обращает на себя внимание. Она построена как несомненный, незыблемый центр композиции кампуса и всей университетской жизни.
Автор утверждает, что начал с проектирования внутренней структуры, фасады же получились сами собой. Поэтому и мы в нашем рассказе будем следовать его логике – от внутреннего к внешнему. В соответствии с проектной программой площадь библиотеки должна была составлять 25 000 кв. м. Требовалось разместить 4,2 млн книг, 300 рабочих мест, лекционный зал, бар, магазины и парковку на 450 машин. На одну из первых встреч с клиентом Аретс принес вместо эскизов здания репродукцию картины Пита Мондриана «Буги-вуги на Бродвее». С помощью разноцветных линий художник расчертил квадратный
холст на много разноформатных белых и цветных прямоугольников. Архитектор предложил директору библиотеки Басу Савенье увидеть в этой картине концепцию планировки. В результате получилось, что прямоугольные объемы нескольких хранилищ, читальных залов и общественных пространств перемешались, а между ними образовалось множество связей.
Для хранения книг и других материалов, которым вреден солнечный свет, были спроектированы два бетонных закрытых прямоугольных объема, обозначенных черным цветом фасадов, за стеклом же разместили читальные залы различных размеров, общественные пространства и гараж-парковку.
Попасть в библиотеку можно несколькими путями: через небольшую дверь на уровне земли, из соседнего профессорского корпуса по переходу или с крыши гаража-парковки на уровне третьего этажа. В любом случае, войдя, посетитель оказывается перед лестницей, ведущей в центральный атриум, но на первом этаже он проходит кафе и большую прямоугольную застекленную террасу, разделяющую парковку и остальные помещения библиотеки.
В библиотеке кампуса нет центрального коммуникационного узла: лестницы и лифты равномерно распределены по всему зданию. Тем не менее, ориентироваться в здании не так сложно, как может показаться при взгляде на планы. Одним из важнейших требований клиента была доступность любых разделов хранилища, в связи с чем Аретсу пришлось заняться и проектированием размещения изданий, включая разработку специальных стеллажей. Была применена система пневмодоставки, обеспечивающая выполнение заказа максимум за 20 минут. Книги перемещаются по серии пневматических труб, которые соединены на уровне подвала и имеют доступ с сервисных стоек. Сегодня многие архитекторы сосредоточиваются на концептуальном дизайне, передавая технические вопросы на субподряды. Но Аретс решил участвовать во всем процессе, для чего создал команду, изучившую каждый аспект реализации до мельчайших деталей.
При планировке была разработана особая система расположения читальных залов. Человек имеет возможность выбрать для работы крупное или небольшое пространство, тем самым регулируя степень собственной доступности для окружающих.
В общей сложности тут 5 читальных залов и противоположные отклики. Кто-то говорит, что черный глянец создает ощущение бесконечности, другие жалуются, что почти 19-метровые пролеты угнетают. Есть претензии и к решению вопроса естественного освещения – хотя стекла покрыты рисунком и затонированы с усилением книзу, свет бывает слишком ярким, а жалюзи не предусмотрены. Больше всего нареканий вызывает внешний вид библиотеки: здание выглядит мрачновато. Архитектор, видимо, почувствовал это и попытался смягчить образ. На стеклах и бетонных панелях появились крупноформатные изображения камышовых зарослей. Эти «заросли» взяты с фотографии Кима Зварца (Kim Zwarts), который фотофиксирует все работы Аретса. Затем рисунок нанесли на стекла методом шелкографии (рисунок двухслойный, черно-белый) и вытравили на наружной стороне бетонных стен хранилищ. Растительные «татуировки» – единственное «художественное излишество» во всем проекте, но благодаря им все здание кажется чуть более «домашним». Главный вход не акцентирован среди черных и прозрачных плоскостей: небольшая стеклянная дверь без табличек.
Важной частью комплекса стала трехэтажная парковка на 450 машин. Отделенная от библиотеки террасой с садом, она является самостоятельным зданием. Между садом и парковкой – зазор в 60 см. Архитектор специально разместил въездные рампы со стороны библиотеки: опыт подсказал ему, что людям нравится наблюдать за въездом машин. Таким образом он обеспечил читателям возможность отвлечься, выбрав рабочее место у окна, выходящего на парковку. Аретс утверждает, что машины создают необходимый фоновый шум, обеспечивающий более живую атмосферу.
Предполагается, что при необходимости для увеличения библиотечных площадей может быть использована крыша гаража-парковки. Ее конструкции специально выполнены с запасом прочности.