Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Церковь света Тадао Андо

Церковь света Тадао Андо

Во всех моих работах свет является ключевым фактором.

Тадао Андо

Одна из самых удивительных работ Андо и в то же время одна из самых простых с точки зрения создания архитектурной формы — церковь Света. Протестантский храм был возведен в 1989 году в городке Ибарра, тихой жилой области Осаки. Место под строительство было точно определено относительно остальных зданий для максимального использования солнечного света. Благодаря грамотному расположению церкви наибольшее количество солнечного света проникает в интерьер в утренние часы, более благоприятные для молитвы и проведения службы.

Тадао Андо считает, что архитектура — это процесс выделения и очищения силы света. На этом приеме построен весь творческий замысел церкви Света. Реализация этого проекта принесла архитектору мировую известность. К тому же храм как нельзя лучше показывает стремление ученика овладеть приемами своего великго учителя, Кэндзо Тангэ. Для любого японского мастера продвижение вперед невозможно без освоения уже найденного и открытого. А единственная построенная Тангэ церковь, собор Святой Марии, показала невиданный до тех пор уровень образности языка архитектуры не освоив который, как считал Андо, он не сможет идти дальше и создать что-то свое, неповторимое.

Церковь Света. План

В соборе Святой Марии солнечные лучи проникают внутрь через крестообразное завершение, являющееся световым проемом. В церкви Тадао Андо интерьер также освещает только дневной свет, попадающий внутрь через разрезы в стене Святости, сделанные в форме креста. Преклонение перед талантом великого гуру в крови у каждого японского архитектора. Андо перенял и развил идею Тангэ. Взяв за основу образ собора Святой Марии, Андо максимально упростил форму произведения, переведя метафизику смыслов на язык простейших знаков.

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

Деньги на строительство собирались среди верующих. Но так как средств все равно не хватало на создание даже самой скромной деревянной церкви, перед архитектором была поставлена очень сложная задача, с которой он блестяще справился. Благодаря проектному решению, предложенному Андо, удалось многократно сократить расходы и уложиться в ту небольшую сумму, которая была собрана. Сам архитектор всем своим творчеством всегда показывал, что для него нет более или менее важных проектов. И уж конечно, он никогда не оценивал статус заказа по его бюджету. Менее бюджетный проект мастер воспринимал скорее как вызов — вызов его таланту и профессионализму, с помощью которых он должен был создать выдающееся произведение на небольшие средства.

Церковь Света представляет собой небольшую бетонную коробку шириной 5,9 метра, длиной 17,7 метра. При высоте 5,9 метра постройка воспринимается совсем крошечной. Скамейки для молящихся, так же как и половицы церкви, сделаны из использованных при строительстве лесов. Дерево было окрашено в темный цвет, чтобы контрастировать со светом, падающим из крестообразного окна храма.

Входная зона сформирована двумя бетонными плитами, соединенными под острым углом. Одна из них прорезает стену церкви под углом 15 градусов и отделяет входную зону от основного помещения. Первое, что увидит человек, желающий попасть внутрь, — световой проем в форме креста на восточной стене. После этого путь будет лежать вдоль бетонной плиты мимо здания церкви. Дверной проем выполнен со смещением, которое заставляет любого входящего остановиться и сделать шаг в сторону, чтобы наконец окинуть взглядом интерьер храма.

Самым любимым строительным материалом Андо стал бетон. Можно наблюдать настоящее преклонение мастера перед стеной из необработанного бетона.

Вид на северный фасад

 

Созданные им стены толстые, массивные, тяжелые, без украшений. Андо как-то говорил, что стены способны проявлять силу, граничащую с насилием. Стены Андо могут разделять пространство, преображать, обогащать его, образуя новые зоны. Архитектор всегда очень внимательно относился к возведению стен, формирующих его архитектуру. Швы и стыки должны быть выполнены с безукоризненной точностью. Качество бетона должно быть таким, чтобы избежать проблемы выветривания и необходимости окрашивания материала.

Центром композиции интерьера является вырубленный в восточной стене крест, главный символ христианства. Солнечные лучи, проходя через него, формируют самый настоящий крест света и символизируют духовный путь веры — стремление души к Божественному свету из темного ограниченного пространства физического тела. Именно этот крест света является единственным элементом интерьера, на котором можно акцентировать внимание. С одной стороны, интерьер можно назвать очень аскетичным, но с другой, именно в нем возникает ощущение погружения в самого себя, сравнимое с медитацией. Ведь даже крест за алтарем выполнен не из физической материи, а при помощи света.

Андо создавал церковь Света как произведение, имеющее дуалистичный характер. За счет контрастов, привнесенных автором в это произведение, происходит формирование философского, эмоционального, психологического и интеллектуального диалога архитектуры с человеком. По замыслу Андо, архитектура храма должна была воплотить в себе и отразить двойственность природы всего сущего. Архитектор противопоставляет свет и темноту, глухие бетонные стены и пустоту интерьера, прочность бетона и хрупкость стекла. Необработанная поверхность бетонных стен, отсутствие декора и украшений противопоставляются яркому световому кресту, наполняющему Божественным светом пространство церкви. Архитектура церкви Света должна помочь каждому посетителю, хотя бы на короткое время, исключить волнения внешней мирской жизни и обратиться к поиску внутренней духовности и красоты.

Главной особенностью внутреннего пространства является его пустота, которая помогает перестать обращать внимание на окружение и погрузиться в свои мысли. Японские интерьеры традиционно, как правило, пустые. По представлениям японцев, между человеком и миром уже существует особым образом заполненное пространство. Оно и есть истинно сущее, так как стоит над всем, над формами и временем. Буддийские мудрецы называют это пустотой, или шуньята, китайские мудрецы — дао. Пустота никогда не воспринималась в Японии как негативная категория, так же как никогда не отождествлялась с «ничем».

Служители церкви вспоминают тот день, когда Та-дао Андо принес макет будущего храма. Известный архитектор тогда напоминал скорее маленького мальчика с новой игрушкой — его лицо сияло, глаза лучились. Он долго и вдохновенно рассказывал, как будет устроено здание церкви, пытаясь убедить всех в правильности своих мыслей. Было очень заметно, как увлечен архитектор своей идеей, как сильно захватил его этот проект. «Во всех моих работах свет является важным определяющим фактором. Я создаю закрытые помещения в основном с помощью толстых бетонных стен. Основной причиной является то, что для создания места уединения человека в современном обществе иногда требуются глухие стены без проемов», — говорил Тадао Андо.

Интерьер небольшого культового сооружения состоит исключительно из пустого пространства и света. Андо сумел предъявить духовную силу света, используя для всей постройки только необработанный бетон. В церкви, кроме лампы перед кафедрой проповедника и трех скромных светильников на стене, нет источников искусственного освещения. Рассеянный свет, заполняя пустой интерьер, создает приглушенную атмосферу тишины и спокойствия. Благодаря архитектурному решению в интерьере храма формируется «крест света», необходимый для полноценного восприятия сооружения целиком.

Стиль Андо, как и многих других модернистов, призван «реформировать общество».

Его особый интерес к поверхностям, деталям и материалам находит выход в простых бетонных стенах, а любовь к свету – в каждом уголке этой крошечной церкви. Он прибегает к этим техникам во многих своих сооружениях, однако, возможно, именно из-за мизерного бюджета при строительстве этой церкви она стала настоящим монументом.

Тадао Андо (1941-) родился в Осаке. Он является профессиональным боксером, а архитектуре обучался самостоятельно. Его церковные сооружения вскоре принесли ему всемирную известность. Самые запоминающиеся творения Андо сочетают в себе красоту естественного освещения с природным контекстом, например, водой, и мощь и текстуру стен из наливного бетона для создания атмосферы умиротворения.

Благодаря умению Андо создавать яркое и в то же спокойное ощущение дзэн он является обладателем многочисленных международных наград. Одним из таких творений является Церковь Света в префектуре Ибараки в Осаке. Эта крошечная церковь занимает территорию 113 кв.м., излучая покой и красоту, в особенности, когда лучи утреннего солнца проникают сквозь крестообразное окно с восточной стороны. Маленькие сооружения Андо, включая часовни, галереи и частные дома, – настоящие жемчужины, скрывающие в себе сдержанную, спокойную и в то же время мощную эстетику.

Архитектор является автором и более крупных проектов 21 в., от Фонда искусств им. Пулитцера (2001) в Сент-Луисе, Миссури, до Музея Современного Искусства (2002) в Форт-Ворте, Техас, а также Фонда Ланген (2004) в Гомброихе, Нойс, Германия.

Андо решил стать архитектором после посещения гробниц и храмов в Наре и Киото, а затем отправился в Токио, чтобы воочию увидеть отель Imperial (1923; снесен 1968) по проекту Фрэнка Ллойда Райта. Он прочитал книги Ле Корбюзье и посетил его комплекс Жилая единица (1952) в Марселе, Франция, отдав должное этому сооружению из наливного бетона.

Что характерно для Андо, стены церкви из армированного бетона имеют почти совершенно гладкую поверхность. Изначально церковь планировалось строить без крыши из-за отсутствия средств у прихожан, но в результате подрядчик выделил необходимые средства.

Для сооружения скамей и настила использовали переработанные деревянные леса. Простое, дарующее покой, почти необитаемое сооружение залито ярким светом. Подобный эффект встречается и в других работах Андо, в особенности в небольших сооружениях вроде часовен.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал