Рекламный слоган нового здания Музея искусств Эстонии звучит как «Здесь живет искусство!». Его можно увидеть и на крепостных стенах старого города, и на проезжающих автобусах, и на обложках модных журналов. Новое здание Музея искусств Эстонии или Куму, как называют его эстонцы (аббревиатура Kumu родилась из словосочетания «Kunst museum»), есть собственный трамвай и автобусная остановка, почтовая марка и многочисленные плакаты, развешанные по всему Таллину. И, конечно, чрезвычайно оригинальная архитектура. В общем, все, чтобы привлечь внимание горожан и возродить былую привычку ходить в музеи.
Объект: Новое здание Музея искусств Эстонии
программа: Музейно-выставочный комплекс, офисное здание и жилой комплекс
расположение: Вейзенберги 34, Таллин, Эстония
заказчик: Правительство Эстонии
девелопер: Фонд строительства Музея искусств
архитектура: Vapaavuori Architects
генеральный подрядчик: Merko Ehitus
конструкции: Neoprojekt OÜ
ландшафтный дизайн: DIA Arhitektuur OÜ
акустика: Akukon
освещение экспозиции: ERCO
конкурс: 1994 г.
проектирование: 1994–2003 гг.
строительство: 2003–2005 гг.
общая площадь участка, кв. м: 33 000
общая площадь застройки, кв. м: 6 500
общая площадь музея, кв. м: 23 900
Куму – первое в истории Эстонии здание, которое построено специально для собрания национального искусства. До открытия музея в 2006 году коллекция выставлялась в залах дворца Кадри-орг, построенного Петром Первым. Теперь живопись и скульптура ХХ века переехала в новое здание. И в Таллине, как и в большинстве европейских столиц, появился собственный музейный центр. Открытый конкурс на проект нового здания художественного музея был объявлен еще в 1994 году. Стремление недавно отсоединившегося от СССР государства построить символ новой свободной страны вызвало интерес европейских архитекторов. Заявки на участие поступили из десяти стран. Настоящий фурор конкурс произвел и в самой Эстонии. Это был первое после почти шестидесятилетнего перерыва архитектурное состязание на строительство здания такого масштаба, в котором могли свободно участвовать местные проектировщики.
Результаты конкурса наделали еще больше шума: все награды «ушли» в соседнюю Финляндию. Местная пресса придумала массу объяснений такому решению жюри. Писали, что у финских архитекторов больше опыта: за несколько лет до эстонского конкурса в Финляндии проходил крупный конкурс на строительство Киасма – музея современного искусства в Хельсинки. Или что архитектура Финляндии – бренд, который гарантирует будущему музею определенный статус среди крупнейших музейных центров мира. Историческая же ирония заключалась в том, что в 1937 году, когда первая Эстонская республика проводила конкурс на строительство музея искусств, проект знаменитого финского архитектора Алвара Аалто призов не получил и вообще не был оценен по достоинству. Победителем конкурса на проект нового музея искусств стал Пекка Вапаавуори (Pekka Vapaavuori) – вчерашний студент, только что закончивший изучение архитектуры в Технологическом университете Тампере.
Работая над конкурсным проектом, Пекка готовился к переезду в Берлин. Строительный бум в «самопровозглашенной столице Европы» привлекал туда архитекторов со всего мира, а в Финляндии в силу экономического спада рассчитывать на интересную работу не приходилось. «Музейная» победа свалилась на молодого архитектора как снег на голову и полностью изменила его дальнейшую жизнь. Работа над проектом началась сразу по завершении конкурса. Уже в январе 1995 года Вапаавуори представил музею предварительный проект. Еще четыре года заняли поиски реального финансирования для строительства музея. В 1999 году архитектора попросили вернуться к разработке проекта. Летом 2002 года, после многочисленных проволочек, было получено разрешение на строительство. Начались работы по подготовке участка. В 2003-м заложили фундамент и в 2005-м завершили строительство здания. Наконец, 18 февраля 2006 года музей был открыт для публики. Идея построить новый музей в парке Кадриорг была скорее эмоциональной, нежели рациональной.
Предполагалось, что соседство с дворцом Кадриорг, где с советского времени располагался художественный музей, будет поддерживать традицию семейных «походов» в музеи в выходные дни – добраться в район парка в будни довольно тяжело. Участок под строительство выбрали в южной части парка, на высоком холме из известняка. Требование обыграть сложный рельеф стало основным для конкурсного задания. В проекте Вапаавуори здание музея и холм с самого начала существовали как единое целое. Часть пространств музея предполагалось зарыть в склон, внешний циркульный объем становился органичным продолжением ландшафта. Большая часть идей архитектора сохранилась и в рабочем проекте музея. Но если доминантой конкурсного варианта был рельефный утес, из которого вырастало здание, то для строительства реального Куму часть холма пришлось срыть. С территории стройки было вывезено 216 000 тонн известняка.
Сегодня связующим элементом всего комплекса является внутренний двор, бетонными террасами поднимающийся от здания музея в верхнюю часть холма, и искусственный ландшафт. Построенное здание музея никак не повлияло на исторический вид парка Кадриорг. Парадоксально, но самое дорогостоящее сооружение Эстонии последних десяти лет, символ эпохи независимости, надежно замаскировано деревьями и сложным рельефом участка. Его не видно ни со стороны моря, ни из парка и прилегающих к нему жилых кварталов. Даже находясь у расположенного рядом дворца Кадриорг, построенного в 1723 году по проекту специально приглашенного из Рима архитектора Николло Мичетти, Куму можно найти только с помощью парковых указателей. Циркульный объем музея замыкается сам на себя. Динамические силы композиции направлены внутрь этого круга, в глубь холма.
Здание как бы не решается открыться ни в сторону спускающегося вниз, к морю парка, ни в сторону расположенного выше знаменитого таллинского квартала Ласнамяэ. Изогнутое здание охватывает внутренний двор со скульптурными террасами. В его внешней части расположены административные помещения и службы охраны. Со стороны двора находятся вестибюль и выставочные залы. Парковка музея и автобусные остановки расположены на самом верху холма. Посетители спускаются вниз по лестнице пешеходного туннеля и, пройдя через внутренний двор музея, оказываются у главного входа. На этом уровне расположены билетные кассы, музейный магазин и зал временных экспозиций. Вдоль всего здания тянется мощный атриум, разделяющий пространство музея надвое. Перекрытый стеклянной кровлей, он прорезает объем музея на всю его высоту.
По замыслу архитектора, атриум похож на узкую расщелину в скале, а сам Куму напоминает утес, на котором расположен. Выставочное пространство музея «нарезано» на небольшие залы, похожие один на другой. Еще во время конкурса жюри критиковало это однообразие. Но Вапаавуори сохранил унифицированный подход к решению залов и в рабочем проекте, предпочтя его распространенным сегодня трансформирующимся пространствам. Чтобы помочь посетителям ориентироваться в «немых» залах, архитектор снабдил выставочные пространства узкими вертикальными окнами, выходящими во внутренний двор. Только из читального зала, расположенного на верхнем этаже здания, открывается вид на пространство парка и города по ту сторону стены. В концепции проекта остался ряд спорных вопросов. Тоннель, прорезанный в утесе, и внутренний двор могли стать проходом, соединяющим парк Кадриорг и жилой район Ласнамяэ, и тем самым решить важную градостроительную задачу: связать два соседствующих района города.
Но этому помешал зал временных выставок, расположенный с противоположной от тоннеля стороны внутреннего двора музея. Нужно сказать, что возможность градостроительного развития Куму была видна уже в конкурсном проекте. Тогда залу временных выставок отводилась незаметная роль, а основная идея состояла в сохранении природного утеса. Но в конечном счете утес был заменен искусственным склоном. Конечно, можно было переделать план здания, переместив спорное выставочное пространство, но архитектор отказался от этой идеи. По мнению автора, зал временных выставок завершает циркульную форму комплекса, и его отсутствие разрушило бы общую концепцию. У профессионалов вызывает сомнение и потенциал музейного комплекса как общественного центра парка Кадриорг.
Можно было бы расположить кафе и зрительный зал музея так, чтобы они могли работать и после закрытия экспозиций. Или заложить в проект Куму больше открытых, трансформируемых пространств, где была бы возможность устраивать выставки под открытым небом и фестивали искусств. Но ничего подобного сделано не было. Впрочем, сами эстонцы предпочитают не замечать некоторых недостатков проекта. Куму уже назван крупнейшим центром искусств в Балтийском регионе. Общественность Эстонии провозгласила здание музея национальным памятником, а его архитектор стал первым иностранцем, получившем в 2006 году все главные архитектурные премии в стране. На фоне импульсивной и открытой эстонской архитектуры последних десяти лет Куму кажется кусочком уравновешенной Финляндии в центре Таллина.
Эдаким островком благосостояния, укутанным в несколько тяжеловесный модернизм. Вместе с тем, Куму – стопроцентно эстонское здание. Выбор известняка в качестве основного материала неожиданным образом связал его архитектуру с крупными постройками советского Таллина: Национальной библиотекой и Центром Сакала. Не иначе как своего рода национальная традиция, начатая знаменитым эстонцем Райне Карпом и завершенная в парке Кадриорг финном Пеккой Вапаавуори. Справится ли Куму с возложенной на него ролью символа новой страны – покажет время. Как художественный центр музей процветает. Экспозиции сменяют одна другую, ежемесячно происходят новые поступления в коллекции. Рекламный ход оказался правдой: искусство здесь действительно живет.