Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Небоскреб “Газпром” (Лахта-центр) – архитектурный конкурс

Небоскреб “Газпром” (Лахта-центр) – архитектурный конкурс

В апреле 2004 года, в Санкт-Петербурге был утвержден Временный высотный регламент, а 22 декабря 2005 года после всенародного обсуждения триумфально принят новый Генплан развития города. Впервые в истории петербургского градорегулирования он совмещен с зонами охраны памятников и ради защиты облика города в акватории Невы не предусматривает высотного строительства в пределах исторического центра или на территориях, визуально с ним связанных. На выбранном «Газпромом» участке нормирована высота застройки 42 м по периметру и 48 м – в глубине кварталов, что явно не соответствовало представлениям руководства «Газпрома» о необходимых параметрах здания. С первых заявлений о планах строительства делового центра «Газпром-сити» речь шла о высотном здании. Ограничивать себя общими рамками «под карниз Зимнего дворца» будущий благодетель города явно не собирался. В итоге небоскреб “Газпром” появится не на том месте где планировалось, однако шуму в свое время он наделал немало.

Исходный мотив инициаторов проекта: перерегистрация структур «Газпрома» в Санкт-Петербурге обеспечит ежегодное поступление в городской бюджет 12–13 млрд рублей, которые помогут решению социальных вопросов и развитию городского хозяйства. Город будет вкладывать в «ГазпромСити» ровно половину от этих платежей. При столь значимом для города проекте можно проявить гибкость, скорректировать нормы и в качестве исключения изменить законодательство. Местные парламентарии легко взяли на себя долю ответственности, прилежно приняв 30 марта 2006 года целевую программу строительства делового центра «Газпром-сити», и внесли поправки в городской бюджет, которыми 1,7 млрд рублей в 2006 году направляются на субвенции ООО «Газпром нефть Инвест».

Всего же городской бюджет за 10 лет вернет своему богатому налогоплательщику 60 млрд рублей, то есть по $200 млн ежегодно, начиная с 2006-го, а еще около $100 млн в год заказчик рассчитывает получать от частных инвесторов. На первые деньги «Газпром» устроил архитектурный конкурс, беспрецедентный по «звездности» состава участников. Плеяда из 42 претендентов составила ассортимент предквалификационного отбора, а право состязаться между собой на право спроектировать небоскреб “Газпром” получили шестеро избранников – вся «сборная мира по возведению небоскребов» за исключением Сантьяго Калатравы и сэра Нормана Фостера. Отсутствие последнего объясняется занятостью 600метровой башней в Москве и «Новой Голландией», но изъян восполняется заявленным участием мэтра в составе жюри.

Устроители конкурса не оставили состязателям шанса предложить собственные варианты градостроительного и объемно-планировочного решения многофункционального комплекса с акцентированным бизнес-центром, поставив жестким условием программы высоту главного здания «не меньше 300 м». Заявленная в конкурсном задании высота стала небоскреба “Газпром” известна общественности и произвела эффект разорвавшейся бомбы. Если до этого планы распорядителя природного богатства страны ставили под угрозу памятник археологии и прилегающую к впадению реки Охты в Неву территорию (правда, включающую ансамбль Смольного собора), то теперь под угрозой оказался весь исторический центр Санкт-Петербурга.

 

Ландшафтно-визуальный анализ показал, что небоскреб “Газпром”, более чем в два раза превышающий высоту Петропавловского шпиля, в три с лишним раза – купола Исаакиевского собора и собора Смольного монастыря, будет виден практически из каждой точки исторического центра, даже с Васильевского острова, и вторгнется в большинство классических панорам архитектуры Санкт-Петербурга. В середине октября прошло расширенное заседание правления Санкт-Петербургского Союза архитекторов, посвященное конкурсу «ГазпромСити», по результатам которого были направлены письма генеральному директору ООО «Газпром нефть Инвест» Николаю Танаеву, губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко и председателю Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадиму Тюльпанову. «Низкая небесная линия Петербурга делает особенно величественными его вертикали, почти всегда воспринимаемые на фоне неба.

Вид со Смольной набережной на Петрозавод. Именно здесь предполагалось возвести «Газпром-Сити»

Сохранение неповторимого силуэта шпилей и куполов имеет огромное градостроительное и духовное значение… Наш город – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, и в число предметов охраны входят панорамы и виды, воспринимаемые с набережных Большой Невы, соотношение фоновой застройки с системой доминант (силуэт города) и видовые точки, с которых они наилучшим образом воспринимаются. Таким образом, принятое решение о конкурсе входит в глубокое противоречие с действующими правовыми нормами, ставит под вопрос сохранение Петербурга в Списке Всемирного наследия.

Строительство такой башни нанесет нашему городу непоправимый ущерб и станет настоящим преступлением перед будущими поколениями петербуржцев», – взывали специалисты. Помимо прочего, по мнению участников конференции, организаторами были грубо нарушены «Положения о градостроительных и архитектурных конкурсах», по которым его программу полагается согласовывать с Союзом архитекторов. В ответах представители городских властей отвергали факт фиксации в конкурсной программе высоты в 300 м для зданий комплекса. Эпистолярный туман рассеялся только в начале ноября.

ДЕМОНСТРАЦИЯ НАМЕРЕНИЙ

Все шесть проектов были торжественно представлены на суд общественности 8 ноября. Почти целый месяц залы Петербургской академии художеств были открыты для всех желающих воочию увидеть будущий «новый символ города». Одновременно с выставкой в Интернете начал работать сайт, на котором были представлены конкурсные материалы в сильно сокращенном виде. Без лишней, чисто профессиональной информации, только показные визуализации, сияющие то в закатных, то в рассветных лучах неяркого северного солнца. Посетителям Академии художеств и интернет-портала был предоставлен шанс проголосовать за один из конкурсных проектов, определив таким образом народного победителя.

По сути, инициаторы проекта предложили горожанам ответить на нехитрый вопрос: в какой именно из шести предложенных форм небоскребов вы предпочитаете терпеть насилие над городом. Графы «против всех» в бюллетенях и интернет-анкетах не было. Публичная демонстрация 300-метровых гигантов, нависающих над Невой, превратила конфликт из около-архитектурного скандала в общегородскую и даже всероссийскую дискуссию. Если до этого небоскреб “Газпром” казался достаточно абстрактной угрозой городскому пейзажу, то после этого эта угроза обрела конкретные формы, наглядность и пессимистический оттенок неизбежности. Волна протеста поднялась небывалая. Справедливости ради нужно отметить, что в средствах массовой информации и в Интернете появлялись заявления в защиту делового квартала, способного стать «новой архитектурной доминантой города», «стимулом к развитию социальной и прочей инфраструктуры в депрессивном районе Петербурга» и, самое главное, открывающего путь для потока налоговых отчислений в бюджет города.

 

Но количество противников самой идеи поставить небоскреб “Газпром” в непосредственной близости от охранной зоны Санкт-Петербурга и их активность заставила многих по-новому посмотреть на свой город и на перспективы его развития. Звездный состав участников конкурса ничуть не добавил амбициозному замыслу популярности. И напрасно чиновники увещевали, что именитые архитекторы никогда не поставили бы свою подпись под предосудительным проектом.

Неприятие замысла «вавилонского столпотворения» объединило множество очень разных горожан, которые протестовали всевозможными способами: общественные организации писали обращения и резолюции, художники устраивали выставки «альтернативных проектов», актеры – костюмированные шествия, молодежные союзы разного толка – уличные акции.

«ЕДИНОЕ» МНЕНИЕ

Накануне подведения итогов конкурса приглашенные в жюри мировые знаменитости Норман Фостер и Рафаэль Виньоли из уважения к Санкт-Петербургу отказались от судейства, Кишо Курокава (победитель архитектурного конкурса на реконструкцию стадиона “Крестовский”) письменно выразил особое мнение и лишь автор проекта московской башни «Федерация» Петер Швегер (Германия) участвовал в выборе победителя. Кроме него, архитектурные концепции судил только один архитектор – главный архитектор Санкт-Петербурга Александр Викторов. Остальные кресла заняли чиновники либо от бизнеса, либо от городских властей: председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и еще два представителя нефтегазового магната, губернатор города Валентина Матвиенко, вице-губернатор Александр Вахмистров и председатель Комитета по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры Вера Дементьева. В состав экспертного совета под руководством заместителя председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Виктора Полищука вошли представители окружной Главгосэкспертизы и отраслевых комитетов городской администрации, консалтинговых компаний Knight Frank Global Network и Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko, а также Сорен Свар, директор Ove Arup & Partners (Великобритания). Победителем конкурса после многочасового обсуждения объявили лондонскую фирму RMJM.

Проект RMJM

Решение было принято без протокола. Как один из аргументов в пользу английского проекта фигурировали результаты голосования посетителей выставки и сайта, которые отдали свои голоса башне, уже получившей в народе имя «кукуруза». После объявления победителя дело двинулось к общегородскому плебисциту. Инициативная группа, в состав которой, кроме многочисленных представителей демократической партии «Яблоко», вошли генеральный директор благотворительного Фонда спасения Петербурга-Ленинграда Александр Марголис, архитектор Дмитрий Бутырин, глава петербургского Союза писателей Валерий Попов, другие писатели, критики, журналисты и правозащитники, подала заявку на регистрацию в горизбирком. Собрать необходимые для назначения референдума 2% подписей от общего числа избирателей Петербурга (около 75 тыс.) не составляло труда. Но избирательная комиссия отказала группе в регистрации, сославшись на неправильное оформление документов. «Газпром нефть Инвест» тем временем объявляет новые международные состязания – за контракт на проектирование и строительство делового центра по выбранному проекту.

НЕ ПРОСТО ПАМЯТНИК ГИГАНТУ

Проект RMJM представляет собой символ энергии в убедительном образе и понятной для массового сознания форме. В план сооружения заложены пятиугольные очертания крепости Ниеншанц.

RMJM London limited

■ RMJM London limited (Великобритания), архитекторы Тони Кеттл, Пол Стеллан, Колин Мозис, Гордон Худ и Филипп Никандров. Бюро имеет офисы в 5 странах и текущие проекты в 15 странах Европы и Азии. Среди последних работ компании: здание Шотландского парламента, выполненное в сотрудничестве с Энриком Мираллесом. По их проектам сейчас строятся многофункциональный комплекс «Сити-Палас» с Дворцом бракосочетаний в «Москва-Сити» и знаменитая «Пальма Джамейра» с Dubai Towers Doha высотой 400 м. В Петербурге фирма делала реконструкцию дома Шиля на Исаакиевской площади под бизнесцентр «Белые ночи».

Такая форма фортификационных сооружений обеспечивала максимальный обзор для обороны, а, повторенная в каждом из 77 этажей, призвана обеспечить панорамные виды из большинства помещений башни на исторический центр города. Пять крепостных бастионов трансформируются в пять квадратных в плане офисных блоков (от 15 х 15 м в нижних этажах), размещенных вокруг цилиндрического центрального ядра башни. На месте заглубленных «куртин» располагаются мини-атриумы на несколько этажей каждый.

По мере роста башни каждый из пяти блоков спиралью поворачивается вокруг своей оси. За 77 этажей общий поворот блока составляет 90 градусов. Конструктивно башня высотой 396 м со шпилем представляет собой комбинацию стального каркаса, центрального ядра и перекрытий из монолитного железобетона. Диаметр основания башни примерно 55 м, что составляет седьмую часть ее высоты. Форма башни, по замыслу авторов, тяготеет к шпилю, а метафора «энергии-жизни» – к воде. Изменчивость физических состояний и визуальная динамика воды вдохновляет архитекторов RMJM на создание «органичной формы, состоящей из слоев прозрачных и отражающих поверхностей». Впрочем, они допускают и множество иных ассоциаций: пламя, ракета, спираль времени. При перемещении наблюдателя башня будет играть и переливаться разными оттенками цвета.

Витраж небоскреба “Газпром” состоит из слоев прозрачного, отражающего и дихроидного стекла, которое пропускает внутрь свет, отражает солнечную радиацию и создает игру преломленных отражений. Продемонстрированное на презентации дихроидное стекло заметно усиливает радужные цвета спектра. При колоссальных размерах сооружения есть риск получить слишком калейдоскопичное и агрессивное зрелище, не петербургское, а московское по духу. Вертикаль композиционно уравновешивается линеарным парком вдоль набережной с террасами, разбитыми на кровлях средневысоких зданий. Парк образует «волну», плывущую над стилобатом, образ которой навеян Невой и силуэтом моста Петра Великого. Висячий парк зонтом нависает над низкими зданиями, свет в которые проникает с двух сторон «волны» и через остекление атриумных фонарей.

Под навесом задуман форум, с которого обеспечивается доступ в разные входные зоны комплекса Газпрома, а два его ответвления переходят в бульвары и пешеходные мосты, переброшенные на другой берег Охты и через проезды, создающие новую приподнятую набережную-бульвар с двумя функциональными уровнями. Вторая и третья фазы проекта предполагают развитие больших территорий правобережья Невы, включающее 18-этажные офисные здания вдоль Большеохтинского проспекта, четыре пятиэтажных жилых дома на 120 апартаментов, подземные паркинги, пешеходные зоны, отель, новый «Театр на Неве» и Центр современного искусства. Проект PMJM вызывает опасения тем, что ясная форма обернется банальной «ракетой», а радужное покрытие сделает сооружение не бесплотным сгустком воздуха, а очередным цветастым шоу.

Продолжение следует…

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал