Архитектура Мюнхена – Не переданная эстафета

Олимпийский комплекс. Общий вид

В историю Олимпийских игр 1972-й вошел как год Мюнхена. Архитектура Мюнхена, как и все остальные страны, завоевавшие право проведения Олимпиады, охотно включилась в гонку архитектурных достижений.

Своим триумфом архитектура Мюнхена бесспорно, обязана архитектурному дуэту Фрая Оттои и Гюнтера Бениша, которые построили олимпийский стадион, на долгие годы ставший символом спортивного сооружения второй половины XX века. Изящная кровля-паутина, сотканная из металлических тросов и прозрачного пластика, стала настоящей достопримечательностью города. Об этом красноречиво свидетельствует незарастающая туристическая тропа к спортивной Мекке Мюнхена, а также одна из немногих пиктограмм городского метро в виде пяти колец.

Архитектура Мюнхена прочно связана со спортивными сооружениями. Выйдя из метро на станции «Олимпия парк», попадаешь в силовое поле деконструктивистских масс строящегося по проекту Coop Himmelb(l)au (2001–2007) здания торгово-коммерческого и выставочного комплекса BMW Welt. Постройка в лесах и пленке слегка шокирует своим масштабом и гиперпластичностью форм. Но постепенно, двигаясь к олимпийскому центру и шпилю телебашни, ощущаешь, как масштаб этого строения «срастается» с окружением. Не сразу, поворот за поворотом, раскрывается калейдоскопически меняющаяся композиция: водный стадион, спортивный зал, амфитеатр у пруда, стадион. Оригинальность сооружениям придают покрытия в виде седлообразных прозрачных мембран.

Архитектура Мюнхена. «Олимпийское кольцо»

Живо ощущаешь силу мачт, держащих сетки и тенты над трибунами главной арены и водного стадиона. Входя в его наполненный воздухом огромный, каскадно опускающийся к ванне плавательного бассейна объем, словно окунаешься в пространство спорта. Завораживает поэтика растяжек и опор, канатов и болтов, сверкающая на зимнем солнце прозрачная поверхность пластика покрытия. Их близость, осязаемые сила и мощь роднят искусственное с естественным, природным.

Даже механистические формы опор, вырастающие из зелени газонов, вблизи кажутся не столь брутальными и жесткими. Отражаясь в искусственном озере, произведения зодчих сливаются с ландшафтом. Придуманный архитекторами, он, тем не менее, кажется давно и естественно возникшим. Этот эффект достигается за счет блестящего сочетания строгой функциональности спортивных сооружений с живой раскованностью вантовых конструкций. Все вертикали комплекса органично «завязаны» на 290-метровую телевизионную башню, но кроме того они перекликаются с живописной грядой Альпийских гор.

Минуя спортивные объекты, переходим по мосту озеро и поднимаемся на холм. У самой вершины видим небольшую табличку, сообщающую о том, что он насыпан из руин городских зданий, разрушенных во время бомбардировок Мюнхена в годы Второй мировой войны. А еще сверху отлично видно, что здание BMW Welt встроено в контекст квартала. Взгляд фиксирует комплексное, ансамблевое решение всей застройки, отсеченной от олимпийского парка. Плавный излом покрытия BMW Welt умело рифмуется с «горной грядой» олимпийской паутины, а высоты уравновешены с окружающими зданиями.

Архитектура Мюнхена. Водный стадион

В общем, прав был Филип Джонсон: «Поскольку никакие формы не появляются из ниоткуда, а неизбежно связаны с прежними формами, наверное, нет ничего странного, что новые формы деконструктивистской архитектуры возвращают нас к русскому конструктивизму второго и третьего десятилетий ХХ века». Поднявшись еще выше, впервые замечаем в череде городских построек и крыш, церковных башен и шпилей жемчужную «мыльницу» «Альянс Арены». Это новый мюнхенский стадион, построенный в 2006 году по проекту Жака Херцога и Пьера де Мерона специально к чемпионату мира по футболу 2006 года. Оказалось, что по современным требованиям УЕФА футбольное поле должно быть максимально приближено к зрителю.

Но Гюнтер Бениш отказался что-либо менять в своем стадионе, поэтому относительно недалеко от одного великолепного спортивного объекта был построен второй. По мере приближения к «Альянс Арене» в голове роятся все новые и новые ассоциации: огромная лежащая покрышка, свернувшаяся пластиковая гусеница, даже НЛО, покрытый стеганым одеялом… Слева по ходу – ангарного типа модули, бетонные ограждения вдоль трасс, за которыми четыре уровня подземных парковок и парящие над ними зонды – указатели блоков. Вполне сюрреалистический пейзаж в духе Джорджо де Кирико дополняет стоящий на холме одинокий ветряк, медленно вращающий огромные лопасти… Уже стоя рядом со стадионом, ощущаешь его грандиозные размеры: 258х227х50 м. Он вмещает 66 000 зрителей и имеет площадь 171 000 кв. м. Эти цифры далеко не сразу укладываются в голове!

Allianz Arena

А взгляд тем временем жадно скользит по чудной оболочке здания, составленной из множества выпуклых пластиковых деталей. Полупрозрачные ячейки, сотканные в охватывающую бетонного монстра пелену, пусть и отдаленно, но генетически сродни замыслу Гюнтера Бениша и Фрая Отто. Да, размеры ромбообразных сегментов крупнее (примерно до 7 м), форма более однозначна, конструкции и эффекты принципиально различны – и все же эти объекты объединены не только своей функцией и местом постройки. Существует между ними тонкая вневременная архитектурная связь, наглядное воплощение преемственности разных поколений зодчих. Пройдя внутрь трибун, видим чашу стадиона и нависающий над нею полог покрытия. Стены, колонны, лестницы, перекрытия – лицевой серый бетон. Все в духе минимализма. Общую суровость облика оживляют разве что фан-шопы на одном из ярусов под трибуной. В общем, в «Альянс Арене» рядового посетителя не оставляет ощущение гигантского морского лайнера, ждущего пассажиров. Какая уж тут гармония со средой! Это пространство зрелища, эдакое современное воплощение римского амфитеатра, ждущего ристалищ. Может, это и есть дух новейшего времени, выраженный застывшей массой бетона? А что же олимпийский комплекс?

В бассейне многолюдно, множество программ и абонементов красноречиво подтверждают его востребованность. Не менее заняты и другие постройки. Но вот сам стадион… Уже не первый год он не слышит свистков футбольных арбитров: по уже названной причине несоответствия капризным требованиям УЕФА здесь больше не играют в футбол. Каково будущее стадиона? Бесспорно, это памятник Олимпиаде-72 и знаковое архитектурное сооружение. Но на содержание такого памятника нужны немалые средства. Где их взять? Вопрос открытый… А еще нужно как-то удовлетворить тоску спортивного объекта по былой востребованности. Право, не только же экскурсии сюда водить! Пожалуй, посещение двух этих стадионов больше всего запомнилось мне в архитектуре Мюнхена. Два ярчайших архитектурных образа, две совершенно разные судьбы. Парадокс или закономерность нашего времени? Думаю, каждый найдет свой ответ на этот вопрос.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

четыре × пять =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>